Когда мы у лотосных стоп

     Мои воспоминания о становлении сахаджа йоги в г. Шымкенте (Республика Казахстан)

Предыдущие главы в сборнике "Место, где свет".

1994 год               


                Когда мы у лотосных стоп
               
               
                «Этот свет в сердце своём храни!
               
                Пусть он льётся вокруг бесконечным
               
                потоком Любви…»

В сентябре предстояла очередная поездка в Россию и на Украину. Ещё в прошлом году говорили, что Мать приедет, помимо прочих городов, и в Новосибирск, но, позвонив в Москву, Дима выяснил, что маршрут поездки остаётся прежним. Задолго до неё мы стали готовить подарок для Шри Матаджи. Родилась идея пошить традиционный казахский женский камзол. Примерки делали на Анне Фёдоровне, вполне подходившей по комплекции. Купили отрез велюра роскошного бордового цвета, лёгкий гипюр и серебристую парчу для отделки. Наталья, дочь Анны Фёдоровны, и Венера сами придумали, как украсить одежду национальным орнаментом. Красивые узоры, символизирующие крылья ласточки, завитые рога архара, расположились на рукавах и груди, а изящные, отливающие серебром, лебеди на полах камзола. Пришили капсырму – бляшку, застёгивающую камзол посередине, оторочили воротник и рукава воздушным гипюром, и подарок был готов. Наши швеи очень волновались, понравится ли он Матери. А в дополнение мы купили традиционное женское украшение – бесблезик, пять колечек на все пять пальцев, соединённые цепочками с браслетом на запястье. Очень важным было то, что Её вниманию предлагались вещи, сделанные своими руками, и отражавшие наш местный колорит и традиционную казахскую культуру рукоделия. Мы понимали, что даже один взгляд Шри Матаджи дорогого стоит, что это может очень помочь Казахстану в развитии, и, поэтому, старались от души. Мы с Валерой на досуге вырезали по дереву, так что наши незатейливые панно с изображением Шри Ганеши и мелкие поделки, приготовленные для дарения иностранцам, ждали своих новых хозяев. Наташа Фаткуллина для сувениров налепила из глины и расписала различные кувшинчики, тарелочки, мини-вазочки, талисманы, остальные йоги тоже основательно готовились к встрече со старыми и новыми друзьями. Ведь опыт прошлых пудж, особенно Дивали, закружившей сахаджа-йогов из разных стран в водоворот подарков, пришелся по душе и тем, кто оказался в прошлом году в его эпицентре, и тем, кто знал об этой традиции по рассказам.
Рассказывать о прелестях поездок по нашим железным дорогам в девяностых годах доставляет неописуемое удовольствие каждому серьёзному автору, но занимает слишком много места в повествовании. К тому же разниться эти рассказы будут только в деталях. Жара, давка, неразбериха с билетами, огромные баулы коммерсантов, своими перемещениями напоминающие гигантские перекати-поле и нескончаемые караваны сумочников, на все лады выкрикивающих традиционное: «Пиво, риба, сигареты! Фанта, кола, минеральная! Носки, юбки, батники!» Сахаджа-йоги Южного Казахстана, научившиеся за прошедший год быть непредвзятыми свидетелями происходящего, особо не реагировали на неудобства. А если и реагировали, то в душе, на самом деле, не возникало никакого расстройства. Все понимали, что это новые тесты на выдержку, гибкость и способность чувствовать внутренний комфорт в любых условиях.
Мы с Венерой взяли с собой Лизоньку, которой исполнялось вскоре год и три месяца, чем вызвали немалое удивление окружающих. Наталья Фаткуллина ехала вместе с дочкой Яночкой, Ира Устюжанина и Тамара Чумаченко своих детишек брать пока не стали. Постепенно расположились и обустроились по своим купе и наши старшие йоги – Нина Сергеевна Ковшова, Роза Сайделовна Валлиулина, Геннадий Алексеевич со Светланой Степановной и другие. Куда ни зайди – повсюду портреты Шри Матаджи, все рассказывают соседям о том, чем мы увлечены, что полезного может принести сахаджа-йога людям. Там и тут руки искателей истины, да и просто любопытных, пытаются почувствовать над своими головами прохладные ветерки кундалини. Ознакомительные беседы плавно переходят в глубинные философские разговоры, спонтанно прерывающиеся задорными баджанами. Щебечут радостные и счастливые Лена и Айгуль, крепко сдружившиеся, что называется, с первого взгляда. Молодые мамы заняты обсуждением своих насущных вопросов. Вечерние и утренние медитации всем коллективом поднимают и делают всех ближе, роднее, сплочённее.
В Туркестане, в надежде сделать немудрёный бизнес, набрали сладких и пахучих дынь. Торговля пошла неплохо, но мы накупили их столько, что на российских станциях не успели всё продать, и вышли на московском вокзале, обремененные, кроме своих тяжеленных сумок, сетками с полтора десятком дынь. Ну не выбрасывать же в самом деле! Решили угостить йогов из других городов и стран. Хотя урок извлекли и из этого – когда едешь по торговым делам, надо торговать, а если цель поездки духовная, то лучше не растрачивать своё внимание на вещи, отвлекающие от главного.
Созвонились с Семёном, который приехал в Москву пораньше и успел узнать, где и как нам разместиться. Москвичи арендовали для нас один из детских садов, где мы могли спокойно привести себя в порядок, принять душ, посидеть в тазиках. Утром следующего дня многие йоги из России и зарубежья смогли по достоинству оценить наш южный стиль. Я сам проснулся от звука мантр, пропеваемых достаточно громко, с усердием и посвящением. Протерев глаза, я увидел Айгуль и Лену, сидящих на табуретках и опустивших ноги в тазики с подсоленной водой. «Где-то тазики раздобыли!» – порадовавшись за находчивость наших девчонок, я повернулся на другой бок, но уснуть уже не смог. Не от голосов, а из чувства солидарности и, в некоторой степени, стыда за свою леность. Вон, мол, люди уже с раннего утра медитируют, а ты валяешься. Похожие мысли, видать, стали мучать и остальных, поскольку вся спальная комната стала потихоньку приходить в движение. Йоги не бубня и не ворча заворочались, кто-то поплёлся в душевые комнаты, кто-то вышел посидеть на травку, третьи тут же, не сходя с кровати, а лишь изменив положение «лёжа» на позу «сонного лотоса», принялись за утреннюю медитацию. 
Наташу и Венеру с детьми, Иру разместили у Александры Михайловны, интеллигентной, приятной женщины лет шестидесяти. Она жила неподалёку от спорткомплекса ЦСКА, где планировалось провести международную пуджу Шри Ганеши. Хозяйка квартиры была исконной, коренной москвичкой, представительницей того прекрасного, но, увы, уходящего поколения, которое отличалось высочайшей культурой, достоинством в поведении, безо всякой манерности, а также бескомпромиссной честностью и знанием жизни. Она была немногословна, но разила, если надо, не в бровь, а в глаз, никого при этом не обижая, а словно бы вынуждая задуматься, искренен ли ты. Ощущалась какая-то незримая весомость, основательность её суждений, высокая планка внутренней собранности, ответственности и при этом абсолютная простота и дружелюбие. Доктор Богдан заметил однажды, пожив немного в России, что россияне, в особенности, москвичи, очень амбициозны, даже эгоистичны на первый взгляд. Они всегда без обиняков выскажут своё мнение, не смолчат, если творится несправедливость, могут и с кулаками постоять за своё. Но потом он понял, что это не просто эго в том смысле, как мы обычно себе его представляем. Это врождённое чувство собственного достоинства, самодостаточность, сила духа и смелость. Именно такой увиделась мне эта простая московская женщина, которую наши женщины единодушно стали называть мамой Александрой.
Как и прошлым летом, Дима повёз нас в Расторгуево на дачу Шри Матаджи. Правда, теперь мы поехали туда не все, а лишь несколько человек. Доктор Богдан, живший там с Нирмалой из Индии после их свадьбы на пудже Дивали в прошлом году, обрадовался встрече со «старыми» чимкентскими знакомыми. Тот порядок, за два часа наведённый южанами на территории, и оборотистость помогавших на кухне Айгуль и Лены, запомнился ему надолго. Вскоре приехал Йоги Махаджан, с которым всегда хотелось познакомиться, поговорить, ведь это был писатель, философ, прекрасный, по отзывам человек, настоящий сахаджа-йог, наконец! Он столько много лет был рядом со Шри Матаджи. И судьба предоставила такую возможность. Мы работали во дворе, а Йоги сидел на кресле и отдыхал с дороги. Он подозвал меня, когда я оказался рядом и стал спрашивать о чём-то. Скорее всего, Йоги Махаджан вспомнил меня, ведь когда в прошлом году на Дивали-пудже я не зашёл вручать подарок вместе с Димой в номер Шри Матаджи, мы с другими ребятами из разных стран долгое время паковали багаж, и там немного пообщались с ним. Нынешнюю беседу начали за здравие, а дальше не разберу и всё-тут, хотя фраза, произнесённая Йоги Махаджаном, не очень сложная: «What is your age?» – «Какой твой возраст?» Обычно, я сам в таких случаях задаю вопрос «How old are you?», поэтому слово «age», послышавшееся, как «иджь», не могу понять. Спросил, проходившего мимо доктора Богдана, что же это за «иджь» такой? Тот посмотрел на нас и ответил: «Это такая больячка, чещиться которая», – сопроводив ответ красноречивым жестом, почесывая у себя под мышкой. Йоги Махаджан и стоявшие рядом россияне заулыбались, чуя подвох. Я совсем подрастерялся, и лишь заново произнесённый вопрос расставил всё по местам – доктор Богдан перевёл, да я и сам уже понял значение слова «эйдж». Все от души рассмеялись. Дима вспомнил, как в прошлом году Йоги спросил у одного новосибирца: «How are you?»? на что тот ответил, не моргнув глазом: «Yesterday». Везёт нашему индийскому гостю на знатоков! Неожиданно он позвал меня в дом помедитировать. Мы зашли в комнату, где стоял большой портрет Матери. Йоги Махаджан попросил делать ему банданы свечой сзади, а сам закрыл глаза и долгое время сидел молча. Потом сказал поводить огнём на уровне задней агии. Как усердный ученик я выполнил все указания опытного сахаджа-йога, затем по его просьбе, помассажировал Йоги шею и плечи, и несколько минут мы вместе медитировали. После этого он начал меня расспрашивать о моих ощущениях на ладонях и пальцах. Сигнализировали левый мизинец и левый безымянный. Наши ощущения к моей радости совпали. Позёвывая Йоги Махаджан поинтересовался, есть ли у меня какие-то проблемы во взаимоотношениях с женой или матерью. На мой уклончивый ответ о том, что не без этого, он сердечно, но серьёзно ответил: «Прости, просто прости всех! Оставь прошлое в покое». А на прощание к моей неописуемой радости подарил миниатюрную статуэтку Шри Ганеши из слоновой кости. Уехали мы, однако не сразу, так как Йоги Махаджан потчевал всех, на славу потрудившихся на даче людей своим фирменным блюдом. В маленькой чашечке каждому было налито некое подобие супа из овощей. Но, к нашему вящему удивлению, эта мизерная для степняков порция позволила так насытиться, будто мы хорошенько пообедали. Чудеса, да и только!
По дороге обратно я рассказал Диме и Валере о своём интересном опыте общения с Йоги. Помимо прочего, я был удивлён тем, что он во время беседы сидел, вытянув ноги к портрету Шри Матаджи, хотя нас учили не делать этого не только из уважения к Матери, но и чтобы не навредить себе. Каждый новичок знает, ведь, что на ступнях есть проекции чакр, которые могут быть повреждены при нарушении протокола по отношению к Гуру. «Был такой случай – Дима дружески улыбнулся, посмотрев мне в глаза своим коротким, но выразительным взглядом – один святой молился Шиве. Он поворачивался, скажем, на юг, где должен был быть Шива, но замечал, что Рудра уже находится сзади. Только развернётся обратно, а Шива слева появляется, потом справа, опять сзади. Святой никак не мог сосредоточиться до тех пор, пока не дошло до него, что Бог везде и слишком уж загонять себя в какие-то протокольные рамки нет смысла». Я рассмеялся: «Намёк понял, вопросов больше не имею».
Вскоре у меня неожиданно разболелась голова. Да так, что переезжая в ЦСКА, я не смог нести свою сумку – затылок раскалывался от малейшего движения или наклона. Провалявшись пару дней на своём спальном мешке в манеже, к пудже я более-менее восстановился. «Это тебе не баран чихнул – медитировать с Махаджаном!» – прокомментировал произошедшее Димка. Моя кундалини не могла с такой силой подниматься ранее, а, значит, и некоторые глубокие пласты проблем в чакрах не высвечивались. Внимание человека, имеющего намного более чистые центры и каналы, оказывает значительное воздействие на других, особенно во время коллективной медитации. Поэтому и началась чистка задней агии, по интенсивности и мощи, никогда больше не испытанная мной впоследствии.


Рецензии