Проза о работе

Эта веб-студия ничем не отличалась от многих других: бородатые ребята, разговор на "ты" и курилка. Офис, прямо скажем, был не ахти, но казался уютным.
Директор, основатель и Царь Всея Студии был молод и приятен на первый взгляд. Отношения с сотрудниками он старался держать дружескими, периодически срываясь на роль злого начальника.
Два раза в месяц в день зарплаты он становился угрюмым, запирался в кабинете, редко выходил курить и нехотя отвечал на вопросы о деньгах. Чаще всего он просил понять и подождать, ведь у компании не лучшие времена, и заказчики не хотят платить денег за сделанную работу. И все понимающе кивали. И снова спрашивали.
А потом он просто не успевал. Наваливалось много дел, личных проблем, встреч. И как-то доехать до банка не представлялось возможным. "Я не успел. Завтра."- и все снова понимающе кивали.
Понять его было можно. Простить нет. И за спиной Молодого и Амбициозного тихонько, шепотом, никого не боясь, выражали своё мнение сотрудники скромной региональной веб-студии.
***
В компании на 20 сотрудников как-то неожиданно появился Менеджер По Персоналу. Активная и деятельная, она сразу понравилась Директору, но не нашла симпатии у всех остальных. Сотрудники все так же шёпотом открыто говорили о своей нелюбви.
Иногда в Студии случались Конфликты. Тогда Менеджер прибегала к Директору в панике. Потом все собирались в круг и молчали о том, что им не нравится в компании. Менеджер хлопала в ладоши и подмигивала Директору.
***
Менеджер почти всегда была одна. Ее не звали обедать, не звали пить чай. За кофе вместе с ней никто не ходил. С первого дня она ходила по офису Студии с гордо поднятой головой. Стук Ее каблуков раздавался на весь этаж.
Виной всему был Ее характер. Она считала всех вокруг неудачниками. Все разговоры с ней всегда переходили в монолог об успешности Ее жизни, о Ее достижениях. Вечером Менеджер долго добиралась до своей комнаты в пригороде. Она садилась на покосившийся Стул, подолгу смотрела на свою раскладушку, глотая кислое дешевое вино. Ее не любили, она это видела. Но менять своё отношение к людям было ниже Ее высокого достоинства. Наутро она приходила на работу одетая с иголочки, цокая дорогими туфлями на весь этаж.
***
Случались и корпоративы. Менеджер на них не ходила, хотя обещала. Директор почти всегда приходил позже: оплатить счёт и выпить пару безалкогольного. Говорил, что очень рад видеть всех ещё и в нерабочее время. Коллектив пил. Иногда ел.
Иногда директор не приходил вовсе. А иногда не приходил почти никто, кроме него. Он никогда не спрашивал своих подчинённых о том, чего они хотят. Не спрашивал о планах на выходные. Он просто принимал решение, а остальные должны были его исполнить. Даже в свой выходной.
***
Директор любил своих подчинённых. И скучал. Он скучал так сильно, что писал и звонил им во время отпуска. И переживал, если они не выходили на связь. Ведь вопросы о работе всегда должны были решаться незамедлительно.
Особенно любил он Верстальщика. Тот работал в Студии уже 3 года и немного врос в стул, хотя понимал, что стул уже скрипит, тесноват, и, в общем-то, давно пора уйти к стулу получше.
Директор упоминал его имя всуе при каждом удобном случае. Верстальщик вздыхал. А каждые 3 месяца он пытался расстаться со Стулом. Но Директор каждый раз говорил: "ну куда ты, Верстальщик? Мы так давно вместе. Куда Студия без тебя? А этот Стул? ". Верстальщик вздыхал, оставался, но все равно искал новый Стул.
***
Верстальщик уставал. Он работал уже много месяцев без отпуска и отдыха. Он любил Студию. Минутами ему казалось, что это и его детище. Потом пелена спадала с глаз, и он возвращался к монотонной постоянной работе. С утра и до ночи. С ночи и до утра. Верстать и верстать.
***
А однажды Верстальщик все же ушёл. Он перестал верить Директору, перестал его защищать. Его весёлый взгляд потускнел. Придя на работу, он просто не обнаружил свой Стул. Его не было. Это был знак.
Директор негодовал. Потом сожалел. А потом злился опять. Менеджер улыбалась.
В тихой Студии давно не случалось громких событий. Это было достаточно громким. Сотрудники осмелели. Они говорили вполголоса о том, что им не нравилось в компании, почти не оглядываясь по сторонам.
***
Директор заметил не сразу, но с Верстальщиком ушла и душа компании.  Сотрудники перестали верить ему. В офисе не было разговоров. Гнетущее молчание нарушал лишь мерный стук клавиш клавиатур.
Все боялись Директора. Но в глубине души никто уже не уважал его. Те, кто мог уйти, оставляли Студию немедля. Другие оставались. Менеджер улыбалась.
Время можно было осязать. Оно было таким плотным и тягучим, что его можно было разрезать ножом. В мрачной тишине офиса то и дело был слышен стук каблуков по пути от кабинета Директора до обеденной комнаты. Никто не поднимал головы от работы. Все словно забыли о существовании друг друга.
Менеджер улыбалась.


Рецензии