О Царстве Небесном

Давным-давно в раннем детстве, когда, как говорится, "деревья были большими", многие выражения взрослых мне казались абсолютно непонятными. В их число попали: "спокойно восна",  "славабогу", "недайбог" и другие.
Для меня  они звучали  примерно, как для героини анекдота:
Когда бабушка читала внучке сказку про сороку-ворону…
Помните, "Сорока-ворона кашку варила… этому дала…" а внучка потом и спрашивает бабушку, а кто такой МУДАЛА?
Понятие "Бог" существовало в нашей атеистической семье только для обозначения того, чего нет! Но, тем не менее, я постоянно слышал выражения, где каким-то образом слышалось –Бог:"божемой", "божеупаси",
"славабогу", "недайбог" и т. п. Вот так и получалось : Бога нет, и –Слава Богу!
Одним из таких выражений было "царство небесное", которое всегда употреблялось при упоминании умершего.  О каком царстве, и почему шла речь, никто не объяснял.
Со временем, осознав суть Божественного мироздания, я понял и те выражения, которые когда-то казались непонятными.
Однако, выражение "Царство Небесное", хоть и обрело для меня некую осмысленность, осталось покрытым тайной. Я до сих пор не могу понять,  зачем нужно его употреблять по отношению к умершему. Разве это как-то может повлиять на выбор высших сил по отношению к нему? И даже если это и так, то сам умерший ведь не может ни на что повлиять. Поэтому, интересным является и  то, что эти пожелания говорятся для уже умерших, а как же живые?.. Разве всем, кто еще не умер, не нужно Царствие Бога, Царствие Небесное?
Почему люди вспоминают о душе в преклонном возрасте, когда считается в обществе, что человеку уже в преклонных годах пора подумать о душе. А молодым значит – не нужно?
Но в большинстве случаев такие выражения были и остаются присказкой, ничего незначащей, и употребляемыми только из вежливости или просто потому, что так надо.
Разумеется, если сейчас сказать кому-то –"царство тебе небесное", то это будет по меньшей мере издёвкой, а то и просто оскорблением или даже угрозой. Но, всё-таки, я думаю, именно о Царстве Бога должен думать каждый живой(разумеется верующий в Бога) человек. О том, какие усилия он должен приложить, чтобы попасть туда. И, произнося слова, связанные с Богом, наполнять их истинным смыслом.


Рецензии
Мне Ваше эссе напомнило забавную историю, рассказанную одним известным клириком РПЦ, доктором богословия. Он когда-то давно (в 90-е годы) приезжал в г.Баку с циклом лекций, по приглашению местной епархии. И кроме лекций для местных прихожан и священнослужителей его попросили провести беседу с учащимися русского класса местной средней школы. Он согласился, не зная, какое его ждёт разочарование. Оказалось, что "русский класс" в этой школе - это класс, где собраны все ученики не азербайджанской национальности: корейцы, армяне, татары, грузины, курды, различные метисы... Было и два-три лица славянской внешности, с трудом говоривших по-русски с жутким бакинским акцентом. Ребята (класс был полностью мужской) лет 14-15, многие с густой щетиной на лице, без всякого интереса высидели около получаса "беседы", после чего лектор в подряснике, чувствуя огромное облегчение, бросился прочь из этого учебного заведения. По пути на вокзал он забрёл на какой-то рынок, настоящий "восточный базар". Среди толчеи, суеты и шумной толпы, орущей на чужом языке, бедный священнослужитель пытался отыскать хоть одно русское лицо. И вдруг прямо на него натыкается подросток, по виду не только русский, но явно воцерковлённый молодой человек. Обрадованный путешественник чуть ли не бросается на парня с восклицанием:
- Христос воскресе! (были как раз пасхальные дни).
А парень, растерявшись, отвечает:
- И Вам того же!
В этом месте слушатели этой истории начали дружно смеяться. А рассказчик, после небольшой паузы, продолжил говорить. И сказал следующее: "Мне тоже сначала стало смешно. А потом я подумал, что парень прав! Мы ведь веруем, что Христос воскрес для того, чтобы вновь прийти и нас всех воскресить к Вечной Жизни. Так что это пожелание было более чем уместно".
К чему это я рассказал? Я, как и Вы, Саша, рос в атеистической семье. И всё, что говорится в Вашем рассказе, мне знакомо и понятно.
И странно звучало бы, на первый взгляд, пожелание Царствия Небесного человеку, который пока ещё пребывает среди живых. Но, если вдуматься, то человек религиозный, православного вероисповедания, должен, в силу своей веры, страстно желать (самому себе и всем ближним своим) именно Царства Небесного. Но в силу привычки все ассоциируют это словосочетание с похоронами, с покойником, с кладбищем. И почти у всех язык не повернётся такое восклицание обратить к живому человеку.
Забавный парадокс получается. А Вы правильный вопрос ставите в своём тексте: "Разве всем, кто еще не умер, не нужно Царствие Бога, Царствие Небесное?". И делаете важный и справедливый вывод:
"...именно о Царстве Бога должен думать каждый живой (разумеется верующий в Бога) человек. О том, какие усилия он должен приложить, чтобы попасть туда. И, произнося слова, связанные с Богом, наполнять их истинным смыслом".
Я в этом с Вами полностью согласен.

Сергей Арбузов 3   15.11.2023 10:47     Заявить о нарушении
Привет,Сергей, ну да, с историей про Христа аналогичный случай.
Спасибо, рад солидарности и пониманию))
Доброго дня и благополучия

Александр Рютин   15.11.2023 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.