С высоты птичьего полёта II

Мои воспоминания о становлении сахаджа йоги в г. Шымкенте (Республика Казахстан)

Предыдущие главы в сборнике "Место, где свет".

1994 год


Было бы незачем медитировать, если теперь мы стали бы видеть только теневую сторону жизни, а внимание постоянно соскальзывало  бы на критику людских недостатков. Это принесло бы лишь досаду и неудовлетворённость, как это произошло и с нигилистами, и с хиппи. Ещё хуже было бы, если в йоге люди вырабатывали для себя новую жёсткую систему правил и условностей, которые опять лишили бы их спонтанности и свободы. Как выразился польский писатель С.Е. Лец: «Временами несгибаемая позиция – есть результат паралича». Но то, что на самом деле мешало восхождению, необходимо было исправить безо всяких отговорок. Мы и раньше многое видели,  что в нас не так, но не было стержня, основания, цели, зачем всё это надо в себе менять. Выпиваем, курим, ну и что? «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт!» – гордо и бесшабашно отвечают и поныне миллионы людей. Воруем, или подворовываем – так что же? Другие вон вагонами тащат, и даже уважаемыми людьми считаются. Гуляем направо-налево – так это природа наша такая, почему бы и нет? Установленные когда-то мудрыми предками прекрасные традиции и неписаные правила соблюдаем выборочно, как и когда удобно, голос разума и совести либо не слышим, либо оправдываем свои неправильные поступки с рациональной точки зрения. Изнутри нас ничто не останавливает, когда мы идём против своей истинной природы, против Духа. Кундалини не только открыла глубинные проблемы нашего существа, но и повернула каждого лицом к самим себе, просветив мозг, приоткрыв сердце, в котором находится родник настоящего блаженства и чистого сознания. Его ручейки, распространяясь повсюду, стали питать душу неподдельной, давно искомой радостью. И далеко ходить-то не надо, ведь всё, что создано – так прекрасно, и мы сами от рождения являемся  источником наслаждения и счастья! Мы словно впервые обратили внимание на то, какие невинные на самом деле наши дети, какие они мудрые, деловитые и бескомпромиссные в вопросах чести и достоинства. У Тамары Чумаченко занимались Марина с Катюшей, семи и пяти лет, Лилия с Барыем приводили своего Рашита, у Иры Устюжаниной медитировал любознательный и пытливый Антошка, которого она постоянно усаживала в тазик с подсоленной водой. Они мирно, хотя порой и шумно, играли друг с другом, пока взрослые разговаривали. Но по первому зову малышня собиралась на медитацию, где все серьёзно, с чувством пели мантры или баджаны. Они не применяли бранных слов, не сцеплялись, словно волчата, из-за какой либо игрушки, ласково обращались с младшими. Особенно везло Лизе, с которой тютюшкались уже чуть ли не по очереди. Послушанию детей йогов можно было только удивляться, к тому же мы старались смотреть не только за своими чадами, но, если нужно, могли пристрожить и любого другого ребёнка. Это воспитывало в них чувство семейного единства, они знали, что особо не покривляешься, когда вокруг столько любящих дядей и тётушек, однако знающих и порядок.
Вторым примечательным моментом стало то, что в коллективе установилась атмосфера очень чистых, как мне, по крайней мере, казалось, взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Мы реально стали ощущать себя даже не друзьями, а братьями и сёстрами. О важности такого поведения говорила и Шри Матаджи, но у нас это получалось не по наставлению, а как-то неосознанно, по велению души. Мне и многим моим ровесникам повезло, что мы пришли в йогу в молодом возрасте, и получили здесь понимание сути чистоты и состояние, при котором эта чистота спонтанно проявляется, становясь постепенно внутренним качеством. В группе было столько молодёжи, но флирта, или заигрывания не было и в помине. Удивительно, но это доставляло удовольствие! Автоматически подобное отношение переносилось у меня и на всех окружающих молодых женщин. Женолюбом меня и раньше трудно было назвать, но теперь я видел в них чьих-то дочерей, сестёр, матерей и только. Фрейдовские бредни, о том, что всё можно, если очень хочется, мне и раньше не нравились, но теперь даже стали вызывать отвращение. Мы редко, но всё же разговаривали друг с другом на эти темы, и выяснялось, что подобные превращения происходили и внутри остальных сахаджа-йогов. Одна супружеская пара ещё совсем недавно увлечённо читала газету «СПИД-инфо», которая очень быстро превратилась из просветительского в откровенно порнографическое издание. И они от души верили, что там немало полезного! Другие столько сил теряли раньше во взаимных разборках из-за глупой и необоснованной ревности. Теперь же фокус нашего внимания естественным образом переместился на встроенную в нас нравственность, на светлые, возвышенные стороны души, на чистые взаимоотношения, и это приносило ни с чем не сравнимое наслаждение своей праведностью. Об этом говорили святые и писания, и теперь мы смогли испытывать это на себе.
Совершенно новыми, неизведанными ранее состояниями, пришедшими в результате коротких утренних и вечерних медитаций, были состояния свидетеля и недеяния. Каждый человек, по сути, является не этим телом, не этими привычками или мыслями, а чистым духовным существом. Духом, отражающим красоту и величие Высшего, Верховного Духа, наполняющего всю вселенную своими вибрациями Божественной Любви. И каждый из нас имеет внутри Его качества и принципы. Они проявляются настолько, насколько это возможно, потому наши чакры и каналы, являющиеся отражателями, в разной степени запятнаны, загрязнены или испорчены. Но когда кундалини поднимается и наполняет центры энергией, они начинают проявлять свои природные свойства. Умение быть свидетелем происходящего – одно из них. Тогда вы сможете беспристрастно и правдиво оценивать обстановку. Именно для этого мы в любом споре прибегаем к помощи свидетелей. Ведь в пылу действий человек зачастую теряет контроль над своими поступками. И помочь восстановить картину произошедшего может только сторонний наблюдатель, не заинтересованный в личной выгоде. Этим свидетелем является наш Дух, целью и единственным желанием которого является самореализация – полное проявление Божественного через нас в этой земной жизни. Поэтому он не станет выгораживать и оправдывать нас, как обычно делает наше эго, если мы поступаем неверно, или негативным образом ведём себя. Это проявляется разными способами – через интуицию, совесть, честь и достоинство – нам лишь надо не отвернуться, не заглушить его сигналы рациональными отговорками. Медитируя достаточное время, я стал замечать, что всё чаще в любой ситуации смотрю на своё поведение словно бы со стороны. И, даже если вёл себя нечестно, хитро, или не желал признать свою ошибку, внутри осознавал, что это моя слабость, не позволяющая честно посмотреть правде в глаза. Дальше наступал черёд разбора полётов, интроспекции и корректировка своего поведения в дальнейшем. То же самое в отношении принципа недеяния, о котором раньше я и слыхом не слыхивал. Когда вы не просто верите в существование Бога, но и имеете йогу, соединение с Его энергией, каждодневное проявление Его заботы, течение Его вибраций на своих руках и сахасраре, то вера становится просветлённой. И тогда вы стараетесь не совершать никакой антибожественной, антиэволюционной деятельности. Полагаясь на волю Всепроникающей силы, вы знаете, что всё происходит с Её ведома и по Её желанию. И если мы, являющиеся частью этого создания, живём благодаря желанию Бога, согласно Его плану, то мы являемся также Его инструментами, актёрами этой великой драмы. Сами мы ничего не делаем. Для кого-то это прозвучит обидно, дескать, рабы мы что ли? Не рабы, а активные участники колоссального всемирного действа, непрерывной борьбы добра и зла, и за нами всегда остаётся выбор. Недеяние не означает, что мы после получения самореализации будем сидеть и смотреть на всё вокруг безучастными глазами, надеясь только на Бога. Как в том анекдоте, когда во время войны верующий просто сидел во время отступления войск и надеялся, что Бог его спасёт за то, что он верит и читает священное писание. Но в слепой вере он не воспользовался посланными ему средствами спасения и погиб от взрыва снаряда. Если тонет рядом человек, а мы ничего не предпринимаем, то, что за польза в нашей йоге? Умеющий плавать должен нырять и спасать несчастного, кто может позвать на помощь других, пусть незамедлительно займётся этим. Ну а кто просто оказался рядом, по крайней мере, может молиться, медитировать на Всевышнего, и его вклад будет не менее весомым. Особенно, если это имеющий йогу реализованный человек, человек с чистым сердцем, наполненным любовью и состраданием к другим. Но в какой бы роли такой человек в этот момент не оказался, он твёрдо знает, что через него работает сила Всепроникающей Любви. Он полагается на неё, не приписывая себе успех, или достижение, а скромно поблагодарит судьбу за благосклонность в одном случае, или примет без роптания и сожаления, как данность, если всё выйдет не так, как хотелось бы. Делая всё, что нужно без эго, он при этом, в тонком смысле, ничего не делает. Он, как учил в древности Шри Кришна, умеет все плоды своих стараний смиренно преподнести на алтарь Реальности, которая каждого вознаграждает согласно заслугам. Исполняя своё предназначение в каждый момент жизни, он не вовлекается в действие, и не привязывается к результатам своих дел. Примерно так я понял тогда этот важный принцип и теперь старался смотреть каждый раз, куда направлено моё внимание, как оно работает, и насколько действенна Всепроникающая энергия, когда отдаёшь Ей все проблемы…
Поехали мы с зятем в выходной куда-то по делам на нашем стареньком «Запорожце». В районе парка Абая вдруг заклинило руль, и машина съехала с дороги на близлежащую стоянку. Хорошо, что скорость была небольшой. Родственник мой, автомобилист с большим стажем, даже рот не успел открыть от испуга, как я уже «припарковался».  Рулевые подшипники рассыпались внутри и зажали рулевую колонку. До гаража, где зять ставил свою машину, оставалось около километра. Воскресенье, вечереет, проходящих машин почти нет, положение аховое. Но внутри не чувствую никакого волнения, хотя шокированный зять ругает меня и сокрушается, что же нам теперь делать. Пробуем разработать руль, крутя его влево и вправо, а он даже не поддаётся. Эвакуатор бы, да его только по телевизору и видели. Начинаю крутить бандан и про себя просить Шри Матаджи помочь. На голове ощущаю лёгкий прохладный ветерок, добавляющий мне уверенности и динамизма. «Давай ещё покрутим!» - предлагаю я, хотя для профессионала очевидно, что это всё бесполезно. Однако рулевая колонка, хрустя шариками ржавых подшипников, поддаётся. Мы с ним сумели расшевелить руль настолько, что рискнули тронуться с места в надежде добраться домой. Машина сделала разворот в сторону автотехникума, затем несколько поворотов, и, когда я подрулил к гаражам, руль снова заклинило. Теперь уже намертво. Что я сделал? Что сделал мой родственник? Кто нас выручил, сделав ровно столько, сколько было нужно для решения проблемы? Зять свалил всё на случайность, тогда как я сказал внутри себя лишь короткое и волнительное: «Джей Шри Матаджи!» И понял при этом, что подвергать опасности себя и людей, разъезжая на неисправной машине полагаясь на то, что мне всегда будут помогать,по крайней мере, недальновидно…
Но особенно ясно представить себе, что такое принцип недеяния, мы смогли на примере того, как работает наша кундалини. Начиная очистку чакр, мы приглашали её в каждый из центров, исполняли мантры для них и видели, как пальцы рук постепенно переставали покалывать, исчезали физически ощутимые блокировки, и появлялось свободное, легкое состояние душевного подъёма. Сами мы ничего не делали, кроме того, что просто водили рукой по часовой стрелке вокруг проекций чакр на разных участках тела и держали внимание на кундалини. Она же, как разумная и организующая сила, отражающая Парамчайтанью внутри нас, чудесным образом всё устраивала и очищала. Это был живой процесс нашей эволюции, в котором каждый сахаджа-йог мог созерцать себя и всё происходящее как свидетель, без тревоги и беспокойства. Об этом писал в своём трактате о Дао Изначальный Гуру Лао-цзы:"Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие". И по действенности такой внутренний рост был куда более эффективным, чем изнурительные посты и обеты, жёсткие ограничения и наказания, безрадостное самоуничижение и бесконечные раздумья.


Рецензии