Воспоминания отца о военной службе

    Перебирая старые бумаги отца наткнулся на его воспоминания о службе и решил познакомить вас с ними.
                Серов Николай Иванович
   Инженер-капитан в отставке .Родился 29 Июля 1913г. в городе  Ленинграде.
   (Обуховский завод, деревня Мурзинка , ныне Володарский р-н г. Ленинграда).

Действительную военную службу я проходил после окончания института.(Уральский Индустриальный Институт им .С.М. Кирова в г. Свердловске .Строительный факультет , конструкторская специальность)С 1937 по1939г. на Дальнем Востоке , рядовым ,в отдельном батальоне связи26 Стрелковой дивизии . Там мы получили хорошую закалку.(не могу не влезть в воспоминания с своими комментариями .Из разговоров с отцом , знаю что после зимнего марш броска в спринцовках(будёновках)белых тулупах и противогазах , он оказался в госпитале с двухсторонним воспалением лёгких . К слову сказать всегда вспоминал как ели в Армии черную икру столовыми ложками.)Дивизия входила в состав приморской группы
войск Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии(ОКДВА),которой тогда командовал легендарный полководец-маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер , Когда ,в 1938 году , начались бои на озере Хасан и Был объявлен Дальневосточный фронт , меня , как строителя, перевели в Управление Начальника работ(УНР-102) Гродековского Укреп района на Маньчжурскую границу . На нашем участке тоже происходили вооруженные диверсии со стороны противника и среди пограничников были жертвы.
       С первых дней Великой Отечественной войны, я приготовился идти на фронт. Меня мобилизовали 10сентября 1941года и всю войну я прослужил в военно-инженерных войсках . После кратковременных командно-инженерных курсов в г. Костроме, я получил назначение в отдельный саперный батальон , одной из саперных бригад, которые возводили укрепления на дальних тыловых рубежах к востоку от Москвы . Я был командиром саперной роты . В суровых условиях зимы 1941-1942г. ,среди леса мы строили дзоты, КП,НП и другие оборонительные сооружения . В феврале 42г.батальон проделал трудный марш по проселочным дорогам по направлению к Москве и весною был расформирован.
Меня послали на академические военно-инженерные курсы.
Летом 1942года,я был направлен командиром роты в другой саперный батальон, который отправлялся на Сталинградский фронт . В начале августа 42г. путь нашего эшелона начался от одной из разбитых станций ,около Рязани, на восток.
Мы только тогда поняли , что едем к Сталинграду, когда пересекли Волгу и повернули резко на юг у станции Красный Кут.
Дорога к фронту обозначалась разбитыми составами на обочинах, встречными санитарными поездами и порожняками ,ночными тревогами  при налётах вражеских самолётов . Наконец мы выгрузились на станции Баскунчак и по голой степи направились к Волге . Так началась наша фронтовая жизнь. Каждый осознал , что дальше отступать некуда . В районе станции Владимирской мы перешли Ахтубу (главный рукав Волги)и вышли на берег Волги юговосточнее Сталинграда . Здесь мы стали строить "оборону".
Утром над нами пролетали группами немецкие самолёты разведчики "рамы" . По отдельным самолётам били наши зенитки . Матросы Волжской военной флотилии охраняли зерно , насыпанное вдоль берега большими штабелями , едва прикрытыми брезентом . Волга замерла и только разбитые обгорелые баржи , да трубы теплохода ,торчащие из воды , говорили о недавних катастрофах и жертвах войны. Вскоре батальон получил приказ продвинуться к Сталинграду . Соблюдая строжайшую маскировку , мы передвигались только ночью.
Наш марш начался ночной переправой на подручных средствах через широкую там Ахтубу. Через несколько дней , а вернее ночей , мы вышли к посёлку Средняя Ахтуба. Здесь находился штаб нашей бригады . Подходили рассредоточенно , ранним пасмурным утром . Вокруг ,вдоль "грейдерки" вся земля была усеяна немецкими листовками на русском языке :" Вы окружены" , "Сдавайтесь", " Берите пропуск и переходите к нам". Для нас это было новинкой , но вскоре мы перестали обращать внимание на эти бумажки . Окруженными-то оказались не мы . Впереди сквозь туманную мглу просматривались заводские окраины Сталинграда . Они были окутаны дымом , в котором вспыхивали взрывы Слышался отдалённый гул боя . Спустившись по косогору , снова перешли Ахтубу по понтонному мосту В редеющей тени фруктовых садов ,под маск -сетками стояла наша тяжёлая артиллерия . Пушки были направлены на Сталинград . Одна из дневок у нас была в Красной Слободе . Этот посёлок ,находящийся почти на самом берегу Волги , просматривался и обстреливался немцами . Но в этот день было тихо с обоих сторон и перед нами открылась широкая, печальная панорама руин разрушенного города на том берегу ,освещенная осенним солнцем
Мы продвинулись еще немного южнее Сталинграда и расположились в блиндажах и землянках среди небольшой рощи.
  При подходе сюда, в стороне от нас упал горящий самолёт с длинным чёрным шлейфом , по видимому наш .
     Теперь началась наша ежедневная работа на подходах к переправам . Саперы улучшали дороги ,строили деревянные мосты, через старицы и овраги.
     Немец беспрепятственно днём бомбил переправу , заходя и пикируя поочерёдно десятками самолётов . А туда ,на передовую везли боеприпасы и продукты , гнали гурты овец , шло утомленное безоружное пополнение , с Урала и других областей нашей страны . Мы тоже ждали своей очереди . Бой шел беспрерывно и требовал бесперебойного снабжения .
    В это время наша авиация действовала в основном ночью , но с 7-го Ноября она уже господствовала в воздухе . Это придавало нам бодрость и уверенность в победе .
     Гул боя усиливался ночью . На фоне тёмного неба вспыхивала зловещая иллюминация-строчили разноцветные трассирующие пули , горели висящие "фонари", сверкали взрывы .Земля над нашими землянками вздрагивала и сыпалась сквозь накаты . В ноябре по Волге пошёл сплошной лед. Понтонные мосты были сняты . Действовали катера и паромы .Наступило трудное тяжелое время.
    19-го ноября из штаба нашей бригады пришёл на меня приказ-ехать в Военно-Инженерную Академию На следующий день я сдал роту своему заместителю и отправился в тыл . Всего на фронте я пробыл с 16-гоАвгуста по 20 Ноября
  В Академии я сдал экзамены и был зачислен на 3-й курс командно-инженерного факультета . Осенью 1943года проходил практику недалеко от Иранской границы . К зиме 44г.Академия эшелонами вернулась из Фрунзе в Москву . Я проучился до мая 44г.Летом 1944г. был послан на разминирование в Курск . Разминировали поля в освобожденных районах у Дмитровск-Орловского . За два месяца было снято около 70 тысяч мин.Осенью1944года из резерва инженерных войск я был взят на военно-инженерную базу Московского военного округа в г. Тамбове . На этой базе собирались для фронта новые "студебеккеры",выпускались пехотные и саперные лопаты и ремонтировались всевозможные инженерное и трофейное имущество.
Там я и встретил радостный день Победы . Демобилезован был в марте 1946года в г.Москве в звании старший лейтенант.
    С1950 по 1956г. я служил в Монтажно-строительном батальоне в должности-инженера по сварке и монтажу и в звании инженер-капитан . Мы строили венную базу горючего в Горьковской области. Имею правительственные награды , среди которых Орден Отечественной войны , медаль "За оборону Сталинграда ", медаль "За боевые заслуги" , медаль " За Победу над Германией".
           Н.Серов 02.04.1985г.


К этому хотелось добавить ,что на этой базе в\ч 1232,в офицерской семье , отец капитан , мама младший лейтенант-медик , родился я. На базе  прожил до трёх лет. Потом отец демобилизовался и переехали в Свердловск. Помню огромные серебрянные шары газгейдеров . Песок . Сосны. Наш финский домик , в котором зимой вода в кружке на столе за ночь покрывалась льдом . Деревянное здание штаба перед которым проходил развод караула . Я совсем маленький и перед разводом один из солдат вешает мне на плечи ППШ . Сколько гордости у маленького человека от настоящего боевого оружия . На этом пожалуй пока и закончу.

                08.10.2018 г.


Рецензии