Важные качества поэта-песенника - Проза жизни

 Поэт-песенник высокого уровня – это талантливый поэт, но при этом имеющий музыкальный слух, пространственное мышление, обширный словарный запас и понимание всех тонкостей процесса сотрудничества  в соавторстве с композитором, певцом, коллективом соавторов. Немаловажен также личный опыт практической работы с музыкой и мелодией. Если же поэт-песенник сам является мелодистом или отчасти даже композитором, то это идеальный фундамент для такого рода деятельности.

 Существуют разные взгляды на то, что является основополагающим в песенных текстах: поэзия в чистом виде или рифмованный текст, имеющий характерный ритмический строй и заключённый в определённую сюжетную линию? Дело в том, что подход к различным жанрам песни особенный. Скажу больше: свой индивидуальный подход в любом из жанров требует и любая отдельно взятая музыка. Есть стили, где используется поэзия в чистом виде, есть стили, где самым подходящим условием является симбиоз поэзии и специфически написанным на её основе текстом. Не стремлюсь озвучивать истину в последней инстанции, но имея некоторый опыт в данном деле, поясню: - песенный текст это самостоятельный вид творчества отличный от стихосложения в его прямом понимании. Он по-своему сложен, но и довольно интересен.

 Искушённый ценитель музыки может подумать после этих слов: «Как же? Есть масса примеров простых по своей сути, но при этом всё же успешных песенных релизов, которые у нас были и есть на слуху в последние десятилетия... Причём, авторы текстов этих песен литературными способностями не сильно то и отличались». Ответ очень прост: никто не отрицает веяний моды той или иной субкультуры, природное чутьё или обусловленные творческим вдохновением интересные по своей сути находки на песенном поприще. Они были, есть и будут, что очень здорово. Но мы говорим не о разовых явлениях или раскрученных коммерческих проектах, нацеленных на определённую (в большинстве случаев молодёжную аудиторию), где на первом месте стоит вовсе не смысловая нагрузка или иногда даже здравый смысл, а о качественном и профессиональном уровне поэтов-песенников, о совокупности вложенного ими времени и сил в каждую песню, что даёт по итогам тот необходимый достойный «продукт» именуемый хорошей песней. Лучшим наглядным примером такого уровня считаю советский период, где над песнями работали настоящие поэты или как минимум талантливые создатели специализированных текстов. В любом случае занимались этим – мастера своего дела. Это было время, где критики и даже цензура делали своё не самое приятное для авторов, но все, же нужное дело. Оглядываясь в прошлое, можно вспомнить, когда наряду с лирическими, житейскими, ироничными и весёлыми песнями по радио или ТВ звучали часто слишком пафосные и героическо-политизированные произведения. Можно по-разному к ним относиться, но, то чего у них точно не отнять - это глубокая композиторская мысль и яркое поэтическое слово. Эти песни звучали в те далёкие годы и, конечно, они живы по сей день. Ушла целая эпоха, оставив нам своё уникальное наследие, пришло новое время со своими правилами и порядками. Умные и с музыкальной точки зрения правильные песни превратились в «не формат». Но с этим ничего не поделаешь - массовая культура всегда отличается более простыми вкусами и запросами. Другое дело, что этот самый «формат» устанавливают довольно умные люди, но со своими коммерческими интересами.

 Умение складно повествовать и рифмовать, конечно, может стать основой для работы в песенном жанре, но для  достижения наилучшего результата здесь многое зависит от таланта, правильного его применения вкупе с всесторонними знаниями, личным опытом, наконец, необходимой каждому – начитанностью и образованностью. Рифма - всего лишь один из инструментов поэзии, коих надо признать, не мало. Отличительная черта настоящего творческого подхода в стихах, предназначенных для песни - это мысль, сюжет, форма и язык повествования наиболее подходящий конкретному жанру. Сюда же совершенно точно можно добавить настроение, атмосферу, определённые акценты, внутренние ударения и фонетическое звучание. Говоря иначе - мелочей нет вообще, любая недоработка ведёт к менее значимому итоговому результату. Если оставить в стороне творческий и технический потенциал отдельно взятого автора, то в подавляющем большинстве случаев некие досадные огрехи и недоработки при работе с песенными текстами вызывает банальная спешка. Трудно понять таких авторов, которые выпускают на широкую публику работы сырые и не продуманные основательно. Впечатление от таких песен для понимающих людей удручающее.

 Одной из самых больших проблем для уже состоявшихся поэтов при работе в песенном жанре, а конкретно с заданной мелодией являются: часто меняющиеся и порой даже взаимоисключающие себя ритмика и несовпадающие ударения окончания строк, которые рифмуются с последующими. Если к ритмическому рисунку со временем можно привыкнуть и понять заложенные ударения и размеры для будущего текста, то со вторым вопросом обстоит несколько сложней. На самом деле выход из положения довольно прост. В подобных случаях применяется нестандартная форма рифмовки, которая в некоторых случаях разительно отличается от всех известных нам правил и техник применяемых в поэзии. Тут может быть чередование внутренних рифм, рифмовка выбивающихся из общего строя строк по первой и второй части куплета (допустим, если куплет состоит из двух катренов) и даже выход на рифму со словами бриджа или припева. В каждой такой сложной ситуации подход строго индивидуальный, но невыполнимых задач и в этом случае нет, потому, что в любую, даже самую невероятную мелодию можно вложить слова. Тут очень важно понять, проникнуться музыкой и тогда она сама подскажет верное решение. Потенциал в мелодичности русского языка для песенного жанра обширен, если не сказать огромен! В мире нет настолько вариативного языка как наш. Нужно очень постараться не обижать своей небрежностью этот живой источник жизни и народной мудрости.

 Поэт-песенник, начиная работать с мелодией, в случае, когда у него есть понимание музыкального сопровождения, и он знает: какой голос будет звучать в будущей песне – первым слышит эту ещё не созданную в реальности композицию. Умение проецировать в уме исполнение тоже важное качество поэта-песенника. При этом полезным является знание характера певца, плюсы и минусы его вокала, куда входят не только певческие способности: потенциал, выгодные стороны голоса, тональность и диапазон, но и особенности дикции, возможные сложности с воспроизведением некоторых звуковых слияний или проблемы с вытягиванием некоторых гласных. В совокупности всё это довольно сложно и не всегда физически можно соблюсти все эти нюансы, но стремясь к лучшему нужно постараться обратить на это самое серьёзное внимание. Данный процесс очень кропотливый и спешки не любит т.к. подход к делу нужен самый взвешенный и основательный. Во время работы и далее по готовности текста, поэт-песенник периодически проецирует в своей голове музыку и будущее исполнение конкретным певцом и по надобности редактирует некоторые моменты, чтобы ещё в самом начале исключить те или иные проблемные нюансы. Но и это ещё не всё. В дальнейшем поэта- песенника в подавляющем большинстве случаев  ждёт сюрприз. После сделанных певцом проб, вдруг окажется, что неожиданно появились непредвиденные, не совсем удачные места в исполнении, звучащие не совсем точно или ровно. Подобные недочёты пропускать не стоит. Лучше исправить слова на предварительном этапе раз, два и далее, сколько потребуется - для достижения наиболее выигрышного результата. Не нужно стесняться требовать от соавторов понимания и продолжения работы над проектом песни т.к. всё же, во-первых: это ваша часть общей работы, которая  именно на вашей совести, где конечный результат  - это ваше имя и уровень, а во-вторых: это качество и весомость общей совместной работы.

 Песенных жанров, как и поджанров великое множество. К каждому из них, к каждой отдельно взятой музыке нужен собственный определённый подход, свой язык повествования. Примеров может быть масса и подробно все описать здесь нет возможности, остановимся на двух основных моментах. Смысловые, сильные стихи будут довольно глупо смотреться в лёгких жанрах. Они никогда не зазвучат в танцевальной, в любых вариантах популярной музыки потому как будут смотреться слишком тяжеловесно, станут забирать на себя внимание слушателя. С другой стороны подобные стихи находятся в своей стихии в бардовской песне, в романсе, в блюзе, частично в роке и в высокой эстрадной песне и т.п. Слишком обширен спектр применения или не применения настоящих стихов, но автор должен сам для себя понимать эти границы и всегда прислушиваться к мнению со стороны. Чтобы исключить подобного несоответствия нужно помнить о том, что если вы взялись написать слова на заданную мелодию, вам обязательно предстоит знать в каком жанре, в каком сопровождение будет звучать данная песня. Музыка, мелодия и голос всегда стоят на первом плане! Музыка – сердце песни, голос певца – её душа, слова – разум произведения. Всё это должно гармонично сочетаться, чтобы создать для слушателя зримую, осязаемую общую картину, атмосферу и настроение происходящего. Это обязаны знать вы и ваши соавторы. Но мы сейчас говорим по большей части о тексте, как о вашем вкладе в копилку общего дела. Поэту-песеннику надо понимать, что рисуя словами некий сюжет – выходящая из-под пера картина не должна выглядеть слишком кричащей, громоздкой, радикальной. Слова всегда идут в поддержку остальным составляющим песни и только так они смогут быть наиболее эффективны в своей роли.

 Есть ещё один момент, прямо вытекающий из описанного выше «языка повествования», а именно набор слов, используемый при создании текстов. Не каждое слово или сочетание может быть пригодно в том или ином жанре. Нужно внимательно следить за их подбором т.к. любое несоответствие разительно влияет на общее восприятие. Подобный подход так же важен для поэзии, что вполне объяснимо. В более умных и высоких жанрах нельзя использовать примитивные слова и банальные выражения. И, наоборот - в более простых и приземлённых жанрах не стоит употреблять слова возвышенные или необоснованно сложные  обороты. Конечно, здесь тоже не бывает без исключений из правил, но в основном лучше придерживаться именно такого подхода в творчестве. Стоит ли тут говорить об общеизвестных канонах при работе со словом при создании стихов, текстов? Основные моменты, думаю, нужно напомнить. Не желательно применение слов-паразитов, неуместных повторений, негативно влияет излишний упор на рифмовку деепричастий и глаголов. Хотя, к глагольной рифме в песенном жанре более демократичное отношение, чем в поэзии, но лучше подобный приём свести до минимума и не эксплуатировать его слишком часто. Русский язык в его многообразии и глубине позволяет легко обходить любые сложные задачи и оставаться при этом понятным и на редкость информативным. На мой взгляд, так же следует реже использовать в текстах слова определяющие цвет чего-либо. «Белый день, красная рябина, золотая осень, синяя река…» Такие определения, применяемые для описания так называемой «картинки» в одной работе и в слишком частой  последовательности не помогают, а наоборот мешают читателю или слушателю нарисовать предлагаемую вами «картинку и атмосферу» у себя в голове. Дело  том, что подобные словосочетания слишком точны для человеческого мышления. Если говорить простым языком – наши визуальные картинки, рисуемые посредством воображения, рождаемые личным восприятием слов, в такие моменты получают вполне конкретную отсылку к данному точному определению и этим ломают сюжет в нашем пространственном мышлении. Поэтому слишком частое использование подобных сочетаний желательно исключить. Наш язык необычайно образный и ему под силу описывать любые пейзажи и краски без излишнего употребления прилагательных.
   
Старайтесь избегать в работе над словами, а лучше полностью отказаться от упрощённого подхода -  примитивизма. Не лучшим образом смотрится в песне и простенькая рифмовка банальных фраз в неясном, а порой и глуповатом сюжете. Как мы уже говорили выше - выданный и применённый в песне текст – это показатель уровня, ваше имя и авторитет в глазах слушателей и коллег по цеху. Не гнушайтесь редактированием, слушайте внутреннего цензора и критику со стороны – всё это только помогает настоящему творцу. Стремление стать лучше - всегда приносит результат, и со временем вы увидите этому подтверждение. Практическая работа и опыт позволит вам безошибочно находить свои собственные недочёты в текстах и довольно легко устранять любые огрехи. Как и в поэзии слова должны быть наполнены жизнью, идти к слушателю из глубины души. На одном описании действий далеко не уедешь, поэтому очень важна образность, нестандартные и интересные находки, чувства, атмосфера, краски, тени. Применительно к разным жанрам мысль должна быть ясной и последовательной. Важно, когда автор становится участником происходящего или как минимум находится внутри описываемой истории, видит происходящее своими глазами, если он способен творчески передать увиденное словами – такой текст, а впоследствии песня найдёт самый короткий путь к сердцам слушателей. Именно в этом и кроется ваш настоящий и заслуженный успех!


Рецензии