О стиле хайку

Специфический японский акцент предполагает ударение, убедительный выдох на окончании предложения, что делает их речь очень резкой для нашего восприятия. Стиль хайку в своём звучании и структуре максимально усиливает этот эффект во второй строке. Первая и третья строки стиха являются, соответственно, подготовкой к удару по сознанию и релаксацией после него.

Для русского менталитета такая форма "поддачи" материала непривычна и не всегда приемлема, хоть и вызывает улыбку. Поэтому русское хайку часто является шуточной формой изложения материала.

Мне удалось найти более уместную для русского поэта модель написания хайку. Технически, разница в одном слоге: если классическая модель соотношения слогов и строк хокку соответствует 5 – 7 – 5, то альтернативная – 5 – 8 – 5. При отступлении от такой модели я бы рекомендовал всё равно в первой и третьей строках использовать нечётное число слогов, а во второй - чётное.

Дополнительный слог придаёт маленькому произведению атмосферу содержательности и логичности описуемых процессов. Таким образом, вторая строка может быть глубокого и описательного характера, без явных текстовых ударений, а первая и третья держат в напряжении внимание читателя. Такой характер изложения является менее режущим, но более сильным для нашего восприятия.

Конечно, это только моё скромное наблюдение – насколько оно эффективно, покажет практика.


Примеры:
http://stihi.ru/2018/10/10/1462
http://stihi.ru/2018/10/15/86
http://stihi.ru/2018/10/07/46


Рецензии
Спасибо за статью,Эльдар! хайку это такая мудрость и глубина, несмотря на краткость изложения! Вдохновения Вам на новые хайку!

Наталия Тимофеева   16.05.2022 11:00     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Наталия за визит и понимание!

Эльдар Шарбатов   18.05.2022 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.