Бхагават Гита Глава 13

(Пракрити-пуруша-вивека-йога, путь разделения подчиненной природы и Её Повелителя, природа, наслаждающийся и сознание)

1
И сказал тогда Арджуна: «я хочу спросить, о, Кришна,
Кто есть знающий о поле? что есть поле? Расскажи.
Что есть знание, по сути, и что есть объекты знанья?
О пуруше и пракрити мне подробно расскажи»

2
Так Господь ему ответил: «о, Арджуна, это тело -
матерьяльные тела все полем стали называть
ибо это поле действий, сфера действий или кшетра
на котором существа все могут жить, существовать

Существо –живую душу, что сознаньем обладает
И живет на этом поле называют кшетра-джна
Ибо, истинно, она есть тот, кто это тело знает
И, живя на этом поле, наслаждается она

3
О, Бхарата, должен знать ты то, что все тела Я знаю
И, как Высшая Душа в них, в каждом сердце пребываю
Души все и все тела их, всех и все осознавая 
Я единственный, по сути, полным знаньем обладаю

4
А теперь услышь ты кратко описание пракрити,
то есть поля иль природы: как природа возникает,
изменяется, а также кто есть знающий о поле
и как он на это поле, на природу, как влияет

5
Это знание о поле и о знающем о поле
мудрецы неоднократно и подробно описали
и «Веданта-сутра» будет описаньем самым полным
там все следствия с причиной хорошо они связали

6-7
Поле, кшетру, составляют, пять проявленных субстанций -
то земля, вода и воздух, то огонь и то эфир
непроявленные явно – это эго, это разум,
и первичный элемент, что проявляет этот мир,

также органы всех действий – чувства, органы движенья,
в том числе и ум, как орган –их одиннадцать всех есть,
пять объектов чувств, в которых мир дает свое явленье,
результат взаимодействий всех объектов, чувств и средств,

также признаки все жизни, вроде счастья и страданья,
убеждения в сознаньи, в том числе ума деянья,
также ненависть, желанье, смерть и новое рожденье
также рост и созреванье, увяданье, разрушенье,

Вся материя в движеньи, результат деяний в ней
составляют вместе кшетру, поле действия людей
 
8-12
Кшетра-джна – природы знанье - это скромность и смиренье,
Ненасилие - страдания другим не причиненье

и терпимость к проявленью у людей любых грехов
Бескорыстный, в отреченьи, труд в отказе от плодов

Непривязанность к объектам, что мешают продвиженью –
к дому и семье, к объектам, к чувственному наслажденью,

и в душе своей и в теле проявленье чистоты
и с людьми в любом общеньи проявленье простоты

и еще невозмутимость – будь хоть радость, будь хоть боль,
стойкость в вере и решимость и всех чувств самоконтроль

Понимание, что тело – оболочка, но не «я»
Что рожденье, смерть, болезни –это проявленья зла

Поиск истинного Гуру, знающих Учителей
Поиски уединенья в отстраненьи от людей

Поиск истины, признанье, что нет «дела поважней»
Постоянное служенье, чистое служенье Мне

Это все, что перечислил Я провозглашаю знаньем
А все, что не перечислил есть невежество, незнанье

13
Я сказал тебе о поле, поле знающем и знаньи
А теперь скажу про джнейя – что и есть предмет познанья
Познаваемого принцип называется Брахман
Дух он вечный, безначальный, в ощущениях не дан
Но узнав Его ты вкусишь этой вечности нектар
И узнав об этом духе ты оценишь этот дар
Этот дух, он вездесущий, только Мне он подчинен
Независим от причин всех, ибо сам он есть закон

14
Этот Дух своим сияньем все собою пронизал
И везде Его рты, лица, руки, ноги и глаза

15
Он источник чувств и качеств в матерьяльном этом мире
Сам же он их не имеет, но они служат Ему
Он – источник и поддержка всех живущих в этом мире
Но от них Он не зависим, не привязан ни к кому
 
16
Он внутри существ живущих и вовне их тоже Он
Но, в своей духовной форме, существам не виден Он
Так, что форма -  Параматма или Высшая Душа
Хоть и очень Она близко, но и очень далека

17
Хотя Он и неделимый, но во всех Он обитает
Их творит и развивает, а потом и поглощает

18
Он везде – источник света всех светящихся объектов
И во тьме земной пылает непроявленным Он светом
Знанье Он, предмет познанья, цель познанья также Он
В каждом сердце Сверхдушою обитает также Он

19
Таким образом, сейчас Я тебе вкратце рассказал
Что есть поле, что есть знанье, предмет знанья описал
Только бхакта - тот, кто это все как должно понимает,
осознав вполне все это, он Меня и достигает
               
20
Должен знать ты, что природа и живые существа
всегда были, без начала, и пребудут навсегда
Все же эти превращенья, что в материи видны,
Матерьяльным воплощеньем все они порождены
 
21
И природа в нем - причина всех причин и всех последствий,
качеств - гун материальных, проявления всех чувств,
А живое существо в нем есть причина всех страданий
или радостей, во власти проявленья этих гун
 
22
Так любая тварь живая в матерьяльном воплощеньи
наслаждается природой в проявлении трех гун
обретает в этом мире счастье, горе, смерть, рожденье
по причине увлеченья проявленьем этих гун

23
Но, однако, в каждом сердце и Всевышний обитает
И Он тоже в этой жизни наслажденье получает
И себя как Параматма, Сверхдуша Он проявляет
наблюдает, наставляет, дозволяет, охраняет

24
Тот, кто истины все эти с осознаньем принимает -
как три качества природа в воплощеньи проявляет
как душа живая в плен к ним в воплощеньи попадает- 
здесь он больше не родится. Знание освобождает

25-26
Есть такие, кто Сверхдушу в своем сердце ощущают
А философы сознанием Сверхдушу принимают
Кто-то йогой медитаций хочет с ней соединиться
Кто-то через отреченье - с бескорыстностью трудиться
Есть такие, кто, не зная этих методов, путей
Слушают авторитетов, с верой думая о Ней
Этот мир материальный так они все превосходят
И из круга бренной жизни –смерть, рождение, выходят

27
О, Арджуна, в этом мире, знай, что всякое творенье,
что подвижно, неподвижно, или даже неживое
будь то дерево иль камень, рождено соединеньем
матерьяльной сферы действий, с знающим – живой душою

28
Тот, кто душу и Сверхдушу видит в каждом существе
И в материи, и в духе, и в нетленном естестве
Тот, кто в виде Параматмы в каждом Господа увидит
Обладает высшим зреньем и действительно он видит

29
Тот, кто в самых разных тварях видит Господа всегда
Только вверх идти он будет, вниз не рухнет никогда

30
Тот, кто видит, что лишь тело в мире действует его
А душа не совершает в этом мире ничего
Тот действительно увидел душу чистую свою
как частицу Параматмы, атму чистую свою

31
И когда такой разумный человек уже не видит
разницы, по существу их, меж живыми существами
понимая: их различье – дело гун материальных
Тогда истинно он видит и познает он Брахмана

32
И хотя Господь душою, Свердушой есть в бренном теле
Ни в каком материальном не участвует Он деле

33
Так, как воздух проникает сквозь тела во всей природе
И, не смешиваясь, чистым, остается все же он
Так душа, Брахмана видя в существах во всей природе
 Не смешается уж с телом хоть и пребывает в нем
 
34
Одно Солнце, о, Бхарата, светом жизнь всю наполняет
Одна в сердце Параматма тело жизнью освящает

35
Кто различие увидит, наблюдая зреньем знанья,
Между полем, познающим, и Всезнающим Брахманом
Между телом и владельцем, тот придет к освобожденью
И достигнет трансцендентной высшей цели, без сомненья


Рецензии