Имя на поэтической поверке. Михаил Исаковский

Особенность песен Михаила Васильевича Исаковского, русского советского поэта, заключается в том, что они живут не только при наличии написанной композитором музыки, но и самостоятельно, как стихотворение:

Где же вы, где же вы, очи карие?

Где же вы, где же вы, очи карие?
Где же ты, мой родимый край?
Впереди - страна Болгария,
Позади - река Дунай.
Много вёрст в дорогах пройдено
По земле и по воде,
Но советской нашей родины
Не забыли мы нигде
И под звёздами балканскими
Воспоминаем неспроста
Ярославские, да брянские,
Да смоленские места.
Вспоминаем очи карие,
Тихий говор, звонкий смех…
Хороша страна Болгария,
А Россия лучше всех.

Поэтическая речь Михаила Исаковского народна по природе, напевна, ей свойственна глубокая внутренняя методичность. Сложным и трудным был жизненный путь Михаила Васильевича Исаковского(19.01.1900 – 20.07.1973). Вот что он писал о себе, в краткой автобиографии, в 1963:

«Надо сказать, что болезнь глаз началась у меня с детства, и – что ни год – зрение моё становилось хуже и хуже. Это было каким-то проклятием, всю жизнь преследовавшим меня. Болезнь глаз мешала мне ,и учиться, и работать, и просто жить. Она безжалостно срывала мои дела и планы, а часто и вовсе выводила меня из строя на долгое время.»

Родился Михаил Исаковский в деревне Глотовка, Ельнинского уезда, Смоленской губернии, в  крестьянской семье, 19 января 1900 года.
 Родители Михаила были бедняками, безграмотными .Из тринадцати их детей, выжило только пятеро, Михаил был предпоследним ребёнком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Михаила Исаковского о безрадостном голодном детстве:

«Горькое, горькое детство в краю, где земля скупа на урожай, да и земли –то  этой самой нету» Были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни. Его отцу Василию Назаровичу по   осени , удалось устроиться почтальоном в соседней деревне  Оселье.

 Отец думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир, работа на почте осенью и зимой способствовала этому.

 Каждую неделю он ездил с почтой, на своей подводе, на станцию Палиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым миром.

Было ещё одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и  журналам , которые привозил с почты отец, Михаил  самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным  грамотеем на всю округу.

. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким.

 Это были первые «литературные произведения» десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, жалостливо» Особенно, как вспоминал впоследствии, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбой женщины.

 Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» занял впоследствии большое место в поэзии Михаила Исаковского.
 Поэт не только позже вёл рассказ в своих произведениях от другого лица. Но и прямо придавал форму письма ряду своих произведений: «Письма из деревни», «Письмо», «Письмо сельскому Совету», «Первое письмо», «Письмо землякам»

Осенью 1910 года в волостном селе Оселье, в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаила умевшего читать и писать приняли сразу во 2 –ой класс. К слову сказать, Михаил лапти умел ,к этому времени плести хорошо сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но иногда одеваться было не во что .

 , Михаил окончил  школу за две зимы и весной 1913 года сдал выпускные экзамены, получив по всем предметам пятёрки.

 На этих экзаменах восседал земский начальник и учителя нескольких школ, и Михаил прочёл своё стихотворение под названием «М.В. Ломоносов», где были строки:

«Жил у нас в былые годы
Ломоносов Михаил.
Я читал его походы,-
Как учиться он ходил
Тайно вышел он из дому,
И никто о том не знал,
Как в Москву с обозом рыбы
За наукой он бежал…»

Судьба Ломоносова, о котором Михаил узнал в школе, судьба человека, вышедшего «из мужиков» и ставшего великим учёным и поэтом, очень волновало юного деревенского ученика.

 Биография Ломоносова, как бы подсказывало Михаилу, что и он может сделать нечто подобное, тому, что сделал Ломоносов, ушедший с обозом рыбы из родного села Холмогоры, Архангельской губернии, в Москву «за наукой».

 По детской наивности, Михаил придавал большое значение даже тому что имя и отчество у него были точно такие как у Ломоносова- Михаил Васильевич. Это было лестно, и как бы обнадёживало Михаила…

Михаил Исаковский так вспоминал в автобиографии, это время детства: «Так или иначе, но «Ломоносовское стихотворение» совершило в моей жизни настоящий переворот.

 После того как я прочёл его, все присутствующие - в том числе и те, которые раньше и не замечали меня,- в один голос заговорили, что мне непременно надо учиться дальше, что у меня определённо есть литературные способности.

 В общем, я сразу же стал «героем дня». И мне действительно посчастливилось «учиться дальше», хотя  ,к сожалению, недолго».

 Летом 1915 года, учитель В.В. Свистунов подготовил Михаила для поступления в четвёртый класс гимназии (по возрасту его могли принять только в этот класс, не ниже).

 И осенью, после вступительных экзаменов, Михаил был принят в гимназию Ф.В. Воронова, в Смоленске. Для того времени это был случай исключительно редкий.

 Гимназии существовали тогда отнюдь не для крестьянских детей. Удача Михаила заключалась ещё в том, что владелец гимназии Ф.В. Воронин, не брал с него никакой платы за обучение, а М.И. Погодин – член Ельнинской земской управ, ведавший делами народного образования в уезде, - выхлопотал в управе небольшую стипендию, за счёт которой Михаил жил.

 После того, как Михаил закончил свой первый год в гимназии и приехал в свою родную Глотовку, он читал много книг, писал какие-то ученические стихи, и с увлечением изучал международный искусственный язык эсперанто.

 Создателем  ,которого являлся польский врач-окулист Людвик Заменгоф (189-1917), и уже через две недели, юный гимназист, знал грамматику и множество слов, что давало возможность читать текст на эсперанто, почти не прибегая к словарю.

 Первое произведение Михаила Исаковского, стихотворение «Просьба солдата», было опубликовано  в общероссийской московской газете «Новь», куда его послал учитель, без предупреждения юного поэта, из гимназии.

Кончить гимназию Михаил, однако не удалось: осенью 1917 года он был вынужден оставить её.

 Причина - материальная необеспеченность. Деньги к тому времени сильно обесценились, в результате войны и хозяйственной разрухи и существовать на свою стипендию Михаилу было уже никак нельзя.

 В 19917-1918 работал учителем в сельской школе. В августе 1918 года вступил в Коммунистическую партию РКП/б. С 1919 по 1921 год редактировал уездную газету в Ельне, затем до 1931 год, работал в смоленской газете «Рабочий путь».

 В 1931 году переехал в Москву, редактировал журнал «Колхозник». Печатать свои стихи, регулярно, стал с 1924 года, в различных изданиях.

Первая книга стихов Михаила Исаковского «Провода в соломе» вышла в 1927 году. Критики встретили её недружелюбно, но живший тогда в Италии Максим Горький, заинтересовался книжкой и выступил со статьёй о Михаиле Исаковского, в газете «Известия»





«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью» - писал Максим Горький, отметив общественную значимость поэзии Михаила Исаковского, в которой глубоко и разносторонне отразился быт советской деревни, живущей в тесной смычке с городом.

 В дальнейшем Михаил Исаковский выпустил много стихотворных книг: «Провинция», «Мастера земли», «Стихи и песни», «На родных просторах», повесть «На Ельнинской земле. Автобиографические станицы» и другие.

С 1926 года Михаил Исаковский, будучи редактором газеты, помогал своему молодому талантливому земляку Александру Твардовскому.

 Многие стихотворения Михаила Исаковского положены на музыку. Наиболее известны: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птиц», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие.

 Интересный факт. Одно из лучших своих стихотворений «В лесу прифронтовом» Михаил Исаковский посвятил своей жене Лидии. В фильм «Кубанские казаки» на музыку И.О. Дунаевского прозвучали его песни: «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина».


Надо сказать, что хор им. Пятницкого, стал знаменитым, благодаря песням на стихи Михаила Исаковского, вот наиболее известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». ещё в тридцатые годы, всюду звучали удивительные песни Михаила Исаковского.

 А самая знаменитая «Катюша», написанная в 1938 году, в содружестве с композитором Матвеем Блантером, воевала на фронте, ею называли наши бойцы, самое грозное оружие -  реактивные гвардейские миномёты – артиллерийскую  систему залпового огня.

 По праву, песня «Катюша» считается любимой песней Великой Отечественной войны, прошагавшей с солдатами от Волги до Берлина, и приобрела особое значение за рубежами нашей Родины.

В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном. «Впереди отрядов партизанских чуть не всю Италию прошла», - писал о песне поэт Александр Прокофьев.

 Существует такая легенда: группа советских бойцов бежала из  фашистского  плена. Тёмной ночью постучались они в окно домика одной итальянской деревушки.
- Кто это? – спросили по – итальянски хозяева.
 - Мы  - русские.
- Не понимаем…
Тогда бойцы запели «Катюшу»
- О , входите, входите, - сказали хозяева и этой же ночью проводили советских солдат к итальянским партизанам.

 Любопытен и такой факт: советские воины, сражавшиеся в партизанских отрядах Италии, в дни Победы, когда их пожелал увидеть Папа Римский, вошли в Ватикан с пением "Катюши"

В Болгарии, например, «Катюшу» долгое время считали партизанским гимном. Во Франции песня была известна в рядах бойцов Сопротивления.

 «Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего времени, - говорил композитор Тихон Хренников.

 Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали этой песни. Она перестала принадлежать её авторам, стала народной, более того, интернациональной.
Катюша

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поёт,
Пусть он землю бережёт родную,
А любовь катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.
1938г.

Поэт своим лучшим стихотворением считал «Враги сожгли родную хату…». Написанное в духе народных баллад, стихотворение потрясает и теперь, спустя много лет после войны.

Написанное в 1945 году, сразу после войны, стихотворение «Враги сожгли родную хату…» подвергалось отрицательной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости.
 Одноименную песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.

Во время войны Михаил Исаковский, был в эвакуации, с писательской организацией, в г. Чистополь. Занимался литературным трудом. Переводил стихи, с украинского и белорусского (Т.С. Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы, Якуба Коласа).
 Родная деревня Михаила Исаковского Глотовка было полностью уничтожена во время  фашистского нашествия.

 Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.
 В последние годы Михаил Исаковский активно занимался депутатской деятельностью, неоднократно бывал за границей – в Италии, Чехословакии, Франции, Австрии, Польше.

Дружил  с Александром Твардовским,(21.06.1910 – 18.12.1971 ),очень переживал его смерть . За полвека творческой деятельности  Михаил Исаковский написал – 250-стихотворений.
Песни, написанные на стихи Михаила Васильевича Исаковского, давно считаются народными, не это ли показатель настоящего таланта?

Умер выдающийся российский поэт Михаил Васильевич Исаковский 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

За свои заслуги в развитии российской словесности, Михаил Васильевич имел много наград и премий.

-Сталинская премия первой степени(1943) - за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник», «Катюша», «Провожанье» и другие;

-Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник «Стихи и песни»
-Герой Социалистического Труда(1970)

Трудового  Красного Знамени (1939),(1945)

-четыре ордена Ленина(1950),(1960),(1967),(1970);
-орден «Знак почёта» (1967)

-мемориальная доска на Смоленском Доме Книги.

-Мемориальная доска на здании районной газеты «Знамя» в Ельне, где М.В. Исаковский был редактором.

 В 1979 году его именем названа улица в московском районе Строгино. Имя Исаковского носит Институт искусств и улица в Смоленске. В честь поэта назван переулок в Донецке.

Из поэтического наследия Михаила Васильевича Исаковского

В дни осени

Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки -
Осенние, последние,
Останние деньки.

Ещё и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мёртвый лист.

Ещё рябины алые
Все ждут к себе девчат.
Но гуси запоздалые
"Прости-прощай!" кричат.

Ещё нигде не вьюжится,
И всходы - зелены.
Но все пруды и лужицы
Уже застеклены.

И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед,
Что скоро мухи белые
Закроют белый свет...

Нет, я не огорчаюся,
Напрасно не скорблю,
Я лишь хожу прощаюся
Со всем, что так люблю!

Хожу, как в годы ранние,
Хожу, брожу, смотрю.
Но только "до свидания!"
Уже не говорю...
Осень 1967 г. Внуково.

А слово «останние» имеет особый оттенок смысла. По-украински слово это, значит последние, самые последние. Сердобольные бабы, глядя на новобранцев, бывало говорили: «Останние денежки гуляют ребята» (то есть самые последние денёчки, каких осталось совсем мало).

 Слово - останние- довольно широко распространённо на Смоленщине и смысл его именно такой.

 Я вырос в захолустной стороне

Я вырос в захолустной стороне,
Где мужики невесело шутили,
Что ехало к ним счастье на коне,
Да богачи его перехватили.

Я вырос там, где мой отец и дед
Бродили робко у чужих поместий,
Где в каждой хате - может, тыщу лет
Нужда сидела на почётном месте.

Я вырос там, среди скупых полей,
Где все пути терялися в тумане,
Где матери, баюкая детей,
О горькой доле пели им заране.

Клочок земли, соха да борона -
Такой была родная сторона.
И под высоким небом наших дней
Я очень часто думаю о ней.

Я думаю о прожитых годах,
О юности глухой и непогожей,
И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днём становится дороже.
1941г.

Огонёк

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.

И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.

Парня встретила славная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.

Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
- Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт;

Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.

И просторно, и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От её письмеца.

И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк
За Советскую родину,
За родной огонёк.
1942
Летят перелётные птицы 


   
Летят перелётные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горче печали,
Чем жить от тебя в вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далёком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова всё это пройду.
Желанья твои и надежды
Связал я навеки с тобой –
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.

Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Ненужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
1948г.Внуково.

Враги сожгли родную хату.

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошёл солдат в глубоком горе
На перекрёсток двух дорог,
Нашёл солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и  словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай Прасковья
Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только тёплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришёл к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат , слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шёл к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
1945г.


Рецензии
Очень интересные строки о прекрасном поэте...
я многого не знал....

Удачи во всём...)))Л.

Лев Ромбах   02.10.2018 12:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.