Учитель
(Пауло Коэльо)
На протяжении всей истории человек задавался вопросом: а что же такое учитель? Сформулировать это понятие можно по-разному. Некоторые считают, что учитель - это человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Но учитель – это прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им. Другие, утверждают, что учитель - это тот, кто выслушивает ребенка, неустанно наблюдает за его ростом, предоставляет необходимую свободу, дает нужные советы, предостерегает от предательства, суеверия и лицемерия. Я придерживаюсь обоих точек зрения, ведь именно учителя вкладывают в нас те знания, которые будут пригождаться нам на протяжении всей жизни. Но всегда ли учителя получает ту любовь от нас – учеников? Не всегда…
Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на произведение Владимира Ильича Амлинского и собственный жизненный опыт. Так, в предложении 21 – 24, автор пишет: «Он (учитель) беспомощно озирался, хотел закричать, но понял – никто не услышит. Тогда он сел и с печальным изумлением посмотрел на нас. Это был странный взгляд. И мы замолчали». Справедливо ли ребята вели себя по отношению к учителю? К тому, кто вкладывает самые ценные знания… И только лишь тогда, когда учитель умер на фронте, в чьем-то детском сердце загорелась звезда, которая будет еще долго помнить его… В этом и есть счастье учителя – когда хоть один ученик становится умнее, воодушевлённое чем он сам. Нет. Они редко получают от нас любовь. Конечно, это неправильно! Учителя – люди, которые не спят ночами, готовясь к нашим урокам… Люди, которые срывают голоса, рассказывая нам темы… Учителя – помощники во всех бедах и страданиях. Учителя – идеалы. И если многие считают то, что они идеалы, то почему они получают так мало любви?! Неизвестно.
Недавно, в мои руки «попал» сборник Сергея Штильмана «Терра Инкогнита», в который вошла повесть «Тропинка через пустырь». «Говоря об этом произведении, нельзя не отметить досконального знания автором школьных реалий. В этой повести перед читателем развертывается целая портретная галерея педагогов: здесь и «приятная во всех отношениях» директриса Козырева; и «продвинутая» карьеристка завуч Цветкова; и
учитель труда Хилобок, по кличке Колобок; человек отзывчивый и самоотверженный; и математичка Колбасина, по прозвищу Квадратура Круга,… Так же сочно и зримо изображены и ученики 8-Д класса, самого хулиганистого и отстающего класса в школе, руководство которым приходится взять на себя главному герою «Тропинки через пустырь». В этой повести четко показывается грань, между детьми, которые уважают своих учителей, а которые издеваются над ними. Так на этаж выше, от самого хулиганистого класса, располагается самый приличный, во всех смыслах, класс. Нельзя отрицать и того, что все зависит от самих детей. Но в больших случаях, вся ответственность ложится именно на них – учителей. Порой мы просто забываем, что если бы не было учителей, то и не было бы развитых и умных детей. А это куда страшнее, чем все реалии наших школ.
Таким образом, можно сказать, что учителя – неотъемлемая часть в развитии любого человека. Не зря, Карл Краус говорил: «что переварили учителя, тем питаются ученики». Это так и есть. От учителей многое зависит. И главное, понять это надо сейчас! Пока это не поздно… Пока это «сейчас»:
***
Мир мой, город с Горбатым мостом,
Я уже убеждался не раз:
Ничего не бывает потом,
Все бывает лишь здесь и сейчас.
Если встретиться нам не дано,
Через день, через год или два,
Будем пить мы другое вино,
И другие отыщем слова,
И в реке под Горбатым мостом
Будет стынуть другая вода…
То, что ты отложил на потом, -
Не случится уже никогда.
Будут новые плыть облака,
Новый сложится нечет и чет,
И по руслу иному река
Меж других берегов потечет,
И другим пожелтевшим листом
Осень взглянет на мир и на нас.
Ничего не бывает потом.
Все бывает лишь здесь и сейчас.
Сергей Штильман
Свидетельство о публикации №118100107364