В Нью-Йорке вышла книга о рыжем коте Заратустре

Толстый рыжий кот Заратустра из Петербурга — звезда вернисажей от Лондона до Сингапура. А теперь в Нью-Йоркском издательстве Penguin Random House вышла книга-альбом, о которой рассказала соавтор хвостатого художника Светлана Петрова.
             
Я придумала проект: мой кот вторгается в знаменитые полотна Кустодиева, Шишкина, Веласкеса, Боттичелли и другие хрестоматийные шедевры. Работы выложила на сайт  Вокруг них случился дикий ажиотаж, возник фан-клуб Заратустры в Японии, появились пародии. На меня вышли редакторы американского издательства Penguin и предложили издать книгу. Притом они были не единственными, но я выбрала их, потому что хорошо знаю Penguin с детства: я учила по его книгам английский язык, оно известно своими публикациями классиков литературы. Было очень приятно, что на связь со мной вышло издательство с мировым именем.

Это был большой труд. Penguin нужно было сто пятьдесят картин, а у меня на тот момент была готова только сотня. Еще полсотни пришлось дорисовывать. Плюс требовалась работа с текстом — многое пришлось переписывать заново, а на чужом языке это было непросто. Но меня поддерживали редакторы и мой агент Антея Ино: правили ошибки, помогали подбирать нужные слова. И получается, я стала англоязычным писателем! Книга продается во всех книжных магазинах Америки, Великобритании и Австралии — словом, в англоязычных регионах. Кроме того, ее можно заказать на amazon.com с доставкой в Россию.

В первый же день продаж книга попала в бестселлеры «Амазона» в категории «История искусства», став одиннадцатой среди 85 600 изданий. Во многом она о современном искусстве, которым правят арт-критики, кураторы и галеристы, а вовсе не художники. Кот Заратустра описывает, как менеджеры от искусства веками заставляли художников закрашивать котов на картинах, потому что котики — это «слишком декоративно» и вообще несерьезно! Актуальное искусство стало фабрикой по производству авторских купюр, а купюры, хоть и авторские, должны быть унифицированы. Поэтому, на мой взгляд, то, что мы видим сейчас в музеях и галереях, по большей части вовсе не современное искусство. Настоящее современное искусство на свободе, его можно найти в Интернете, среди вирусных изображений, которые в секунду разлетаются по Сети. Настанет день, и все эти гифки, котики и селфи окажутся в музеях. Это случится, когда арт-менеджеры додумаются, как их монетизировать. Так было со стрит-артом, который за сорок лет эволюционировал в сознании от вандалистского проявления до шедеврального художественного высказывания.

Аспирантка университета Paris VIII Агата Лихтенштейн написала диссертацию по моим работам. Она сравнила мою «Подлинную версию Моны Лизы» с L.H.O.O.Q. Марселя Дюшана, известной широкой публике как «Мона Лиза с усами». Когда я добавляю к картине кота, с оригиналом ничего не происходит, я изменяю лишь его цифровое изображение. Однако у произведения появляется второй смысл. Но похоже, арт-критики, кураторы и галеристы не слишком заинтересованы в развитии искусства, которое не поддается их контролю. Как только я начала делать что-то не как все — не рисовать кружочки или квадратики, а создавать картины с котом,— все вокруг стали говорить: «Ой, как ты посмела!». И эта нетерпимость — проблема не только художественной системы, в современном мире кругом происходят холивары из-за сексуальной ориентации, национальности, веры. Так что моя книга в том числе о праве на свое мнение, о праве быть другим, хотя бы и котом. По-моему, в этом и состоит прогресс человечества— в признании права быть другим. Призыв из Евангелия от Матфея «Любите врагов ваших» как раз об этом— об уважении и признании всех, даже врагов. Понимание этой заповеди дается нам не быстро: женщины только в начале прошлого века получили избирательное право, то есть их наконец-то признали за людей. А сколько сейчас конфликтов вокруг прав геев, мигрантов! Ну, а дальше людям придется решать проблемы прав животных, живущих в человеческом обществе. Кто знает, может, и здесь дойдет до их избирательных прав, есть же в мире города, где должности мэров самым официальным образом исполняют звери.

                ***

                ты кот необычной
                другой
                себя постепенно раскрой
                Париж,Сингапур и Нью-Йорк
                тебе рукоплещут, дружок...

 


Рецензии