Суккот

Суккот – праздник Кущей

1

Суккот – еврейский праздник Кущей,
Он продолжается семь дней,
Он как бы признак жизни лучшей,
Где до начала всех дождей;

Когда свершив сбор урожая,
Крестьянский трудовой народ,
Получит отдых в виде рая,
Благословляя Новый год.

За Новым годом как бы следом,
Чрез дней пятнадцать от него,
Давно считается он «дедом»,
Но есть особенность его.

«Сукка» -- название – основа,
Шатёр, шалаш или «кущи»,
Так в переводе это слово,
Хоть сколько ты его ищи.

Иллюзии ведь знак опасный,
Что делает надёжным дом,
Но крыша, как нам это ясно,
Способна на любой пролом.

Надёжность, безопасность дома
Зависит от других причин,
Ведь дом «боится» и погрома,
Ведь он у каждого – один.

Их было много объяснений
Во все евреев времена,
Во всех евреев поколений,
Где не была бы их страна.

Шалаш, он ставя возле дома,
Еврей как будто в нём сейчас,
Он там во времена Исхода,
Нашёл себя в последний час.

Он как бы с теми, кто в пустыне
Скитался почти сорок лет,
И он пришёл в страну отныне,
Натерпевшись страшных бед.

Пришёл освоить её земли
И радоваться всем плодам,
В ней хорошо растут все стебли,
Сказать спасибо всем богам.

А смысл другого толкованья,
Чтоб помнил всякий человек,
Что бедность – многих состоянье,
В котором жили люди век.

Чтоб даже, будучи богатым,
Не возгордился бы собой,
Не дал бы ходу лишним тратам,
Но и гордился бы страной.

2

В Суккот особого «состава»
Проводят чёткий ритуал,
Он – «вознесение лулава»,
Так в Торе бог его назвал.

И пальмы лист лулавом назван,
Набор растений четырёх,
Они, как символ типов разных,
Людей благословляют всех.

Этрог – он с запахом и вкусом –
Он – Тору знающий еврей,
И наделённый добрым чувством,
Живущим как бы для людей.

Листочек финиковой пальмы,
Дающей даже сладкий плод,
Еврей, хотя он, как нормальный,
Он Тору знает, но – урод.

Он чёрств и безразличен к людям,
Не совершает добрых дел,
Его же многие не любят,
Душой он словно весь истлел.

Растенье мирт – не годно в пищу,
Но чудный запах лишь всего,
Таких людей все люди ищут,
Как аромат – добро его.

Без запаха и вкуса ива –
Еврей, не знающий добра,
С характером живёт спесиво,
Не чтит он Тору и Шатра.

Но бог соединил евреев
В один огромнейший букет,
Они, как ветки на деревьях,
Как хор, поющий свой дуэт.

Чтоб помогали бы друг другу,
Неся за друга и ответ,
И всё – по замкнутому кругу,
И каждый чтоб увидел свет.

Но есть другое толкованье,
Растений всех тех четырёх,
Где каждому дано названье
Частей у тела, но не всех.

Этрог – так это только сердце,
А позвоночник – пальмы лист,
Он тонок и «острее перца»,
И гибок, как тот танец твист.

А листья мирта так овальны,
Конечно, это же – глаза,
А ива – это же уста,
И все вокруг всем тем довольны.

Они же, взятые все вместе,
Так это ж просто – человек,
Они все собраны, как в тесте,
Творца все славят без помех.

В канун веселья на базарах
В продаже всё для шалашей,
Они как будто в божьих дарах
Всех вышеназванных частей.

Усыпан город шалашами,
Они растут, как те грибы,
Бывает спят в них и ночами,
Всё чаще дети и деды.

Дворы, балконы и веранды,
Стоянки многие авто,
Их шалаши, как «оккупанты»,
«Одели город весь в пальто».

И даже на военных базах
Чтят этот праздник, как и все,
А шалаши, как метастазы,
Раскинуты почти везде.

Сегодня все семь дней Суккота,
Желанья жить в том шалаше,
Совсем немногих в том забота,
Они сегодня – в меньшенстве.

Но шалаши все любят дети,
Для них всё это, как игра,
Для них все приключенья эти --
Совсем весёлая пора.

В Израиле Суккот, как праздник,
По полной празднуют лишь день,
А остальные – полупраздник,
Уже берёт всех в плен и «лень».

Студенты, школьники – гуляют,
Почти не полный день везде,
Свои проблемы оставляют,
И каждый сам себе в гнезде.

Январь 2016    Марк Штремт


Рецензии