Рецензия на книгу Шутовской колпак Дарьи Вильке

Книга мне понравилась, скажу сразу. Современную прозу часто читаю с содроганием.
Тут тоже есть моменты, которые вызывают некоторую дрожь и оторопь. Но обо всем по порядку.

Книга о театральном мирке. Это кукольный театр, где работают небогатые, уставшие, но счастливые взрослые. Они дарят сказку каждый день на сцене, но на себя уже не хватает не сил ни времени. Их дети толкаются за кулисами и в мастерских.
Книга написана от лица мальчика, который остро переживает уход из театра Сэма, своего друга. Сэм уезжает за границу. Он  - гомосексуалист, а в России таким жить не просто. Это позиция автора, она четко выражена. Мальчик восхищается талантом Сэма, в руках которого оживает любая бездушная тряпка, который умеет творить на сцене чудо. Главный герой переживает реальную детскую травму потери друга. Но его не поддерживает авторитарный дедушка, который грубо отзывается о Сэме, не видя в нем талантливой личности и оценивая его только с позиции сексуальной девиации.
Поэтому многие критики книги говорят о том, что она пропагандирует гомосексуализм. Лично я этого не увидела. Если в тексте упоминается, что Сэм гомосексуалист, это не значит, что текст содержит какую-то пропаганду.
Потому что линия судьбы Сэма в книге не единственная.
В книге есть вредная девчонка Сашка, которая имеет крутой нрав, которая со всеми ссорится и ей предстоит тяжелая операция на сердце. Выживет ли она? Даже в конце книги не ясно.
Мальчик решает сделать ей куклу. Но как сделать куклу, если ты никогда не делал такого сложного механизма. И тут нам раскрывается еще одна сюжетная линия о старом мастере-кукольнике, которого буквально выставляют из театра, и за судьбу которого так переживают дети. А на его место приходит молодой хлыщ.
Но и молодой хлыщ не прост. Его характер раскрывается нам с необычной стороны, но об этом стоит прочесть.
Книга небольшая,   но она такая многогранная. Она - современная.
Она о радости творчества. О том, что кусок мяса на сковородке не так важен, если в семье лад. О том, что стариков нельзя бросать. О том, что людей нельзя судить. О том, что чудо - рядом. О том, что каждый может стать творцом чуда и помочь ближнему.
Я встречала мнение, что "основная идея о том, что в маске и колпаке шута жизнь становится проще и безболезненнее" на  просторах интернета при обсуждении этой книги. Странно, как мы все читаем один текст, а видим разное. Я лично этой мысли не увидела.  Также мнение о том, что Дина Рубина в своём «Синдроме Петрушки» показалась кому-то более убедительной и точной, мне не близко. Это совершенно разные книги, разные истории. Они совсем не об одном и том же! 
Приглашаю к прочтению этой книги!


Рецензии
Я утяну это эссе на Единомышей. О книге ничего не скажу. Пока не скажу.
Книга переведена на английский и норвежский. Она непустая, но... Спорная.
Вот что сказала автор в одном из интервью: "У нас есть и еще одна проблема, на мой взгляд: детская литература воспринимается не как искусство, а как способ решения определенных задач. Это часто либо методичка, либо семейная летопись. Как только придет осознание, что детская литература тоже искусство, тогда что-то сдвинется. Сейчас эта прикладная составляющая победила, к сожалению, причем как для писателей, так и для издателей".

Злобный Мышалет   28.09.2018 11:15     Заявить о нарушении
Спасибо, утягивай.

Алла Цуранда   06.10.2018 20:39   Заявить о нарушении