Б9. Михаил Минаичев. Замечания члена жюри

******

Здравствуйте.
Хочу обратить внимание на следующее:  не исключая "всего прочего", прежде всего я  оценивал стихотворения исходя из трёх составляющих:

1. Композиционная составляющая  (оптимальное количество стихов и оправданный порядок их следования в стихотворении).
2. Поэтическая составляющая (максимальная семантическая мотивация элементов стихотворения и хорошее  общее восприятие стихотворения на слух).
3. Стилистическая составляющая (использование  в  стихотворении слов  одного  лексического ряда, которые при этом работают в едином синтаксическом поле).

1. Саша Неместный
Помолчим немножко золотом

Хватит словом бить как молотом
Жди - останемся вдвоем
Помолчим немножко золотом
Обо всем
И ни о чем

Платье сбрось, что ладно скроено
Покажи ночей простор...
Как еще лудить пробоины
После меди глупых ссор?

В темноте
Играйся красками
И, пока не рассвело,
Сыпь устами
Щедро, ласково
Горсть за горстью серебро

4,5 №1  Я так понимаю, что обыгрывается фраза " слово серебро, а молчание золото". Так? Но тогда при чём здесь медь? Более того, мне с этой медью вообще не совсем понятно, либо что-то с семантикой не так, либо что-то с синтаксисом.    "Как еще лудить пробоины после меди глупых ссор?" Получается, что ссоры – медь, лудить – чинить. Этот глагол (лудить)  привязывает пробоины к меди. По мне, лучше было бы латать.
"Платье сбрось, что ладно скроено" – выпадает стилистически, равно и слово "уста" из  другой оперы.

2. Нетелефонный Разговор
Веселый летний сюр

Врываешься в лето, глядишь вокруг
На стайку собак и детей,
Затеявших праздничную игру:
Повизгивать и лететь!

Слова золотые на ветке висят –
Попробуй-ка их достань!
Звенят в невесомости – охает сад,
Читает жару с листа.

Испачкаешь платьице чёрной иргой –
Не вымыть, не отстирать…
Увлёкшись бесхитростной этой игрой,
Паришь над землёй: «Пора!»

По спелой крыжовине в каждом глазу,
Залётный зюйд-вест в ноздрях,
Не надо зеркальную стрекозу
За крылья хватать зазря!

Ей-е животом на речной песок!
Щекотно? Терпи! Зато
Собака летит высоко-высоко,
Помахивая хвостом…

5,5 №2 Второй катрен валит всё композицию, мало того, что он лишний, так он ещё и неловкий какой-то, на слух – не ловится, а это важно. А всё остальное – хорошо. Однако, я не понял при чём здесь слово "сюр" в названии? Сюр (сюрреализм) – нечто, рождающееся между сном и явью. А здесь просто летают собаки и дети. Помнится, ещё Хармс писал на тему, мол, что будет, если собаки будут летать. И что есть такое "чёрная ирга"? Может ягоды ирги? Но у меня никак не поворачивается язык назвать ягоды ирги чёрными.

3. Елена Лерак Маркелова
У тебя за спиною...

У тебя за спиною невзрачный сидит бесёнок.
Свистнул где-то печеньку и лопает втихомолку.
Вся в проплешинах шкурка, худющий и хвостик тонок.
Он маленько погреться залезает тебе на холку.
И когтистою лапкой затылок легко ерошит.
Всё боится что сгонишь. Изыди, мол, вон, зараза.
В этой бесовой жизни и чёртова мать ни разу
даже в детстве ему не сказала, что он хороший.

Нелюбимые дети незаметно для всех взрослеют.
Этот вскорости станет полноправным заплечным бесом
и окрепшим хвостом он твою обмотает шею,
да придушит немного. Не от злости - из интереса.
Мучить не убивая - это только матёрый может.
Он сумеет. А позже выйдет в демоны высшего ранга.
Кровь заменит печенье. И вырастут когти... Всё же
каждый бес изначально -
недолюбленный в детстве ангел.

7,0 №3 По мне – слегка затянуто. Но композиционно выстроено хорошо, выбранный автором стиль выдержан.

4. Борис Балицкий
Коротенькое

Рассказанная боль не так болит.
Отплаканное горе – это память,
что поселившись в сердце, будет жить,
и, кровью постоянно капать, капать.
Будить ночами. Водку пить. Курить.
Вести на старые и новые могилы.
И, заставлять прощения просить
у тех кто был; у тех, кого забыли.

3,0 №4  Я не понимаю, какое отношение имеет первая строка к последующим. Вообще, по мне было бы лучше написать так:
"Рассказанная боль не так болит,
Отплаканное горе – это память".
И на этом закончить, ибо всё, что написано после слова "память" – спекулятивно донельзя.

5. Жиль де Брюн
Недавняя мышь

Они приходят, плащи их застёгнуты и зловещи.
Взгляд уклоняется, слово бежит от вещи,
имя - от должности, звания, ранга, чина.
В ничтожные поводы втискивается причина.

Почему я?
Почему меня?
И за что мне?

Сердце стучит,
как шахтёр, заваленный в штольне.
Мысль непроизносима,
во рту горчит.
Генная память сигналит - замри, молчи.

Пророщенный страх, сжимая лицо мне,
вкрадчиво шепчет: ты вспомни, вспомни -
кому растрепал ту историю на Манежной,
у Дома Кино, под вискарь, в темноте кромешной?
Кому ты давал читать дневники Алисы?

Если спят кошки - из леса приходят лисы.
Мышата дрожат, как телята вблизи ножа.
Мышиными жизнями лисы не дорожат.

Люди в плащах поднимаются по ступеням:
стихает смех, обрывается чьё-то пенье.
Первый этаж словно вымер,
за ним второй,
третий.

Куда тебе, мышь, воевать с горой?
Раздавит и не заметит.

Люди в плащах заполняют дверной проём,
входят, как страшные новости в мирный дом.
Держатся каменно, монолитно, веско.

Соседка в окне напротив задёргивает занавеску.

И тут холод внутри превращается в белый жар.
Ты гордишься собой: не струсил, не убежал.
Ты уже не будешь бояться их никогда.

И недавняя мышь неожиданно говорит:
Господа,
вспоминайте,
чему вас учили в школе.
Там в коридоре коврик -
вы бы вытерли обувь, что ли.

8,5 №5 Хвалить всегда сложно, ругать всегда просто. Впрочем, моя оценка данного стихотворения вполне  себе комментарий.

6. Инна Молчанова
Притча о соломенной вдове

Как-то в полночь попросилось на постой
опоздавшее на месяц бабье лето,
загорелое, с хмельною головой:
c одуванчиком резвилось в поле где-то.

На малиновых устах – одна любовь:
загуляло, мол, и вправду, не на шутку!
Расканючилось: «Хозяйка, ну, позволь
отдохнуть и отдышаться на минутку».

А в саду щелкунчиков осенний рой
зашуршал и засолировал челестой,
и смягчилась баба, дескать, черт с тобой,
заходи, уж, здесь не тесно, хватит места.

Долго ль коротко, но день прошел и два, –
не уходит лето, дрыхнет на полатях,
где в дому живет соломенной вдова,
в сундуке храня неношеные платья.

Прогоняла: и ухватом, и метлой,
но усилья пропадали, видно, даром,
а коровки божьи приносили в зной
колдовские и любовные отвары.

Даже зеркало (смотрелся царь Горох!)
засияло, словно девка перед свадьбой…
Но однажды… вышло лето за порог
и исчезло, не прощаясь, из усадьбы…

Только люди говорят, что неспроста
с той поры не спит хозяйка и ночами
открывает даже в зиму ворота
и поит скитальцев мятным летним чаем…

3,5 №6 Это сказочная история написанная в стихах. Здесь мне просто не хватило поэтической составляющей.

7. Ольга Хворост
Эмигрантское

Я иду по городу, он многолик и многоголос,
он течёт мне навстречу по нагретой солнцем брусчатке,
ныряет в глаза, пропитывает собой насквозь
и выливается на улицу через пятки.

Вот проскочил взъерошенный рыжеволосый шкет,
за ним - старушка на синем велосипеде,
остановилась и с интересом смотрит мне вслед...
а эта приятная пара - мои соседи.

Город пьянит и влюбляет, как молодое вино,
в бульвары, в соборы, в аистов на старых крышах,
"Gruezi!" - шепчу я ему по-швейцарски, но
он не понимает меня или пока не слышит.

И всё же я чувствую - он потихоньку во мне
осматривается и уже облюбовал себе угол;
я иду по городу, и с каждым шагом сильней
мы обживаем друг друга.

6,5 №7 Хорошее стихотворение, но стилистически хромает. Я говорю о втором катрене. Складывается впечатление, что он вообще из другого стихотворения, даже лексика иная. Всё стихотворение – весьма выверенное  описание отношений я – город, и вдруг – "шкет". А ещё это фраза: " пьянит и влюбляет, как молодое вино". Во-первых, это я уже где-то слышал, а во-вторых, пьянит любое вино, а не только молодое, да и само это определение (молодое) вряд ли комплементарно применительно к вину, молодое вино ещё бродит, у него сильный дрожжевой привкус. Впрочем, кому как.

8. То Дасе
Эльсинор

Палят софиты.
За твоей спиной
из ящиков, заполненных бетоном,
предсмертным, мрачным, грязно-серым фоном
на скалах разбухает Эльсинор.
Обеспокоен ты... его земной
незыблемостью:
с некоторых пор
теряет замок бренность реквизита.
Ты - датский принц, московский крепостной,
полу-поляк и - путаешься в лицах.

Болезненной тревожностью объят,
ты шепчешь текст, как будто заклинанье.
А бедный Йорик, легший на закланье
задолго до тебя, белеет лбом -
на глине.
Но ему известен ад,
в котором ты пребудешь горьким сном
поверженного бедами рассудка.
Фиалки умирающей распад -
предтеча всходам дикой незабудки.

И, закаленный соками цветка,
стальной клинок трепещет в ожиданье
твоей руки.
Наполни им желанье
покончить с эльсиноровой тюрьмой.
"Умри же!" - выдыхаешь:
велика
в тебе благая ярость и волной
крик сердца перехватывает в горле...
Артист, твой выход!
В кадре - смерть легка.
Но дубли укорачивают годы...

4,0 №8 Стихотворение перегружено образами, парадоксально, но получается так, что избыточная поэтическая составляющая работает уже против поэзии как таковой. Стихотворение не выстроено композиционно, оно не оставляет впечатление чего-то цельного (всё разбито на отдельные клипы). В итоге, стихотворение на слух не воспринимается (я читал его домочадцам),  в остатке только Гамлет и три последние строки. Однако, я должен отметить прекрасный лексический ряд.

9. Сандра Ово
Сеурасаари

Твоя холодная страна,
на первый взгляд чуть-чуть странна,
из снов, рассказанных тобой…
В моренных берегах прибой
едва заметно шелестел.
Сидела чайка на шесте,
клевала красно-белый круг,
следя за мной, – что если вдруг
мне б захотелось поудить;
щипала перья на груди
в тени огромного щита –
слепому впору прочитать –
”Нельзя удить, нельзя нырять...”
Фазаны выстроились в ряд,
ворон стараясь оттеснить.
Дрожала зонтичная сныть,
мелькали беличьи хвосты.
Всё было в точности, как ты
описывал, тому года, –
не странно ли, что никогда
ты не был здесь со мной вдвоём?..
Под ветром дрогнул водоём,
поросший жёлтым камышом,
качнулись сосны, дождь пошёл.

5,5 №9 Если говорить о конкурсах, то схема рифмовки АА;ВВ – обычно проигрышная, но не в данном случае, хотя и не без "странностей", конечно; . Ну это цветочки. А ягодки? А вот и ягодки:  придаточное предложение внутри основного, особенно если оба сложные на слух воспринимается плохо (это я про надежды чайки), и стихотворение явно недописанное (композиция диктует свои законы).
Кстати, вряд ли в Финляндии произрастает камыш, равно как и на севере России. Скорее всего, это рогоз.

10. Ульяна Валерьевна
Питер

Здесь в кофе коньяк добавляется чаще,
Холод и одиночество чувствуется острее.
Вот бы остаться - гулять по набережной с фарфоровой чашкой.
В фарфоре лучше всего отражаются творения Растрелли.
Да, и обязательно курить - тут хочется курить, даже если бросил,
Вставив в мундштук тонкую сигарету.
Понимаете, тут когда зима - осень,
Ахматовская осень весной и даже летом.
Жизнь в этом городе исполняется ларго,
Но всё равно проносится будто в блице.
Да, я в него влюблена, признаюсь, ладно,
И пару раз изменила бы с ним родной столице.

6,5 №10 Хорошее стихотворение без слабых мест, но я хотел бы поговорить об ином: когда читаешь стихи москвичей о Питере, то все их можно свести к двум основным посылам (всё прочее лишь незначительные приблуды).
Посыл первый – шикарная архитектура (с намеком на холодность оной)
Посыл второй -  иная погода (с намеком на неправильность оной)
Всё! Ничего нового. Эй, москвичи, вы что?! Кто из вас способен взглянуть на Питер под другим углом?

11. Ольга Рачицкая
Ноябрьское

Гранаты, золото, рубины -
На осень все в году батрачат.
Но раскричался «Раскулачить!»
В шинели серой ветер злющий.
Он обрывал шпалеры с кущей,
Шепча деревьям «Все едины!»

Что осени ветров немилость?
Ушла в ноябрь без тени страха,
Надев посконную рубаху,
Как будто нищенка простая.
Но проводив все птичьи стаи,
О чём-то плакала, молилась.

...Сбежать бы мне от серой стыни
К чужому солнцу за морями.
Но словно кто-то смотрит в спину
И свечку жжёт под образами.

5,0 №11 Добротное стихотворение, вот разве только "Ушла в ноябрь без тени страха" выбивается из-за редуцированной гласной в слове "ноябрь". Вот за что ругать такое стихотворение? А за что хвалить такое стихотворение? Невыразительное оно какое-то. ИМХО, конечно.

12. Елька22
Солнцестояние

Знойный полдень каменного лета,
Нараспашку – окна и глаза,
Хочется раздеться до скелета,
Только лень из кожи выползать.

Полчаса для отдыха – святое;
Два глотка вспотевшего ситро.
Прошлое почти не беспокоит…
Но внезапно дрогнет под ребром:

Ты опять нарушила границу,
Перешла незримую черту…
Может, стоит к вечеру побриться?
Может, буду счастлив поутру?

С неба усмехается жар-птица:
Завтра день покатится на спад.
Стоит ли по прошлому казниться,
Допивая стылый лимонад?

6,5 №12 Когда начал читать это стихотворение, то сразу же споткнулся о первую строку. Ой, думаю, ужас какой!  Строка на двойку, но потом пошли сплошь четвёрки и пятёрки, исключая третий катрен: и слабее написан, и композиционно выпадает, и, вообще, лишний.

13. Мурашко Андрей
Не виден мой квартал издалека...

Не виден мой квартал издалека:
Рядок домов притихших и сутулых,
Корсетом ржавым стянуты бока
И в трещинах давно лепные скулы.

Слепые львы на страже у ворот,
Фонарь – уныло тлеющий огарок,
У каждой подворотни скривлен рот
Неровным сводом вылущенных арок.

В колодце опустевшего двора
Деревья что-то шепчут мне невнятно,
И тени невозвратного вчера
Слетаются на крышу голубятни.

6,0 №13 Я долго не мог выставить оценку этому стихотворению (видели бы вы диапазон оценок)!  Написано отлично, но ни одного нового образа! Это даже удивительно. Но надо отдать должное – концовка эффектная.

14. Юрий Октябрёв
Цепь

А я все рвусь с невидимой цепи,
тянусь к тебе рукой, а может – лапой,
залей мне воском уши, ослепи –
я потянусь тогда к тебе на запах.

Ты где-то рядом – не обманет нюх
цепного пса, не верящего звуку,
но если выбирать одно из двух,
я никогда не выберу разлуку.

Ведь что ни ночь – на новое звено
становится как будто цепь длиннее,
и до тебя на шаг поменьше, но
на столько же к земле пригнется шея.

Не уходи, прошу, так далеко,
где я тебя не чувствую, не вижу,
с такой обузой разве что ползком
удастся пододвинуться поближе.

И лезут мысли пальцами под нож
о том, что с каждой ночью цепь прочнее,
и если вдруг меня ты позовешь,
то я с нее сорваться не сумею.

4,0 №14 Если бы это стихотворение закончилось после второго катрена, то моя оценка была бы выше в два раза. А читать (слушать) о зависимости угла наклона шеи от количества звеньев цепи применительно к оставшемуся количеству шагов – выше моих сил!

15. Бразервилль
Тебе сейчас всего пятнадцать лет...

Тебе сейчас всего пятнадцать лет,
а где ты был шестнадцать лет назад?
Гулял и кушал в парке крем-брюле
какой-нибудь усталый азиат,
а рядом – престарелая жена,
и ты вздыхал, расчерченный в мишень, –
эх, ненаглядная моя Жилан,
не тот уж стал родной Шэньчжэнь.

А может быть, сто сорок лет назад
твоя душа плескалась в синеве –
смотрел в новорождённые глаза
качающий дитя своё, Сильвен.
А ты, пугаясь первого лица,
не знал, что через двадцать с лишним лет
ты воскресишь погибшего отца,
любя свою супругу Бернадет.

И двести девятнадцать лет назад,
и триста – ты был здесь, но всё забыл,
как всякий раз любимых голоса
тебя вели сквозь трудности судьбы.
Вселенная рисует миражи,
которые нет смысла отрицать.
Так легче и разумнее прожить,
когда начала нет и нет конца.

Несёмся на огромном корабле
по звёздам. Не печалься, время есть.
И даже через двадцать тысяч лет
мы будем здесь.

3,5 №15 Без комментариев.

16. Бакемоно-Кицунэ Лиса
Так бывает

Ни проткнувший тучи луч, ни хрупкий лёд,
ни в саду поющий утром соловей,
ни проклюнувшийся в поле дерзкий мак,
ни проснувшиеся рыбы в устьях рек
не расскажут мне о том, что где-то ждёт,
по наивному не заперев дверей,
в пыльном ворохе исписанных бумаг
самый главный в этой жизни человек...

Ни сутулые скелеты фонарей,
ни дожди, весь день ныряющие в лес,
ни размытое дороги полотно,
ни в кормушке птичьей крошки от галет
не заставят стрелки двигаться быстрей,
чтоб однажды доказать, что где-то есть
самый главный - кто со мною как одно...
Или, может быть, такого просто нет? -

Я, наверное, придумала сама
оттого, что стало скучно по весне,
от отсутствия терзания души,
потому, что радость - это не моё...
Ведь зачем-то эта опция дана -
проживать в фальшивой сказочной стране,
где любовь - как хлыст, а смерть - вторая жизнь,
и от мук поэт не стонет, а поёт.

Ни осыпавшийся в ночь хрустальный снег,
ни парящие туманы над мостом,
ни растаявшая радуга в окне,
ни безумный ветер, бьющийся в стекло
никогда мне не расскажут о тебе,
ибо это разговоры ни о ком -
самый главный человек погиб во мне...
так бывает... просто нам не повезло...

5,0 №16 Я понимаю, что выбранный автором стиль диктует избыточное количество прилагательных (читай – определений) при весьма своеобразном синтаксисе. К сожалению, выдержать этот стиль автору не удалось. В итоге, получилась "вода", и даже рефрены (моя слабость)  не могут до конца "высушить" его. Впрочем, это я так вижу, возможно, я и ошибаюсь. Мне бы очень хотелось послушать это стихотворение в авторском исполнении.

17. Михаил Белоногов
Майское утро

Небо, как полог из марли, серым дождём протекло.
Слушаю Майлза и Марли, Эми и ранних Битлов…
Словно не майское утро… Птицы ещё не поют…
Уравновесили мудро мой непокой и уют.

Яблони мокрая ветка… Тёплый виниловый треск…
Это гармония века, это мерцанье и блеск…
Знаешь, бывает прикольно – спутать хворобу и лень…
Джазово и рок-н-ролльно светится пасмурный день…

В каждом квадрате – свеченье, в каждом из пятых углов…
Небо меняет теченье лет и значение слов…
Плаваю в блюзе и регги, плавлюсь, как лёд и руда…
Льётся из солнечной меди в сердце живая вода…

7,0 №17 Такое настроенческое стихотворение, при этом ещё и попавшее в моё настроение.

18. Владимир Сорочкин
Такие дни

Июнь смеётся, проходя
Неторопливо, без запинок –
Шуршаньем листьев и дождя,
Благоуханием тропинок,

Томленьем воздуха в жару,
Цветной оскоминою чая,
Когда ложишься поутру,
Минувшей тьмы не замечая.

Да здравствуют полутона
Мгновений, пролетевших мимо! –
Ты с летом переплетена
Невольно и неразделимо.

Когда, лучась, твои черты
Подобны выси небосвода,
Я понимаю то, что ты –
Моя последняя свобода,

А летний свет – тебе сродни,
Я не терзаюсь, не тоскую,
И я люблю такие дни,
И я люблю тебя – такую.

2,0 №18 Данное стихотворение стоит того, чтобы разобрать его подробно.
"Июнь смеётся, проходя неторопливо, без запинок" – как можно смеяться (!) без запинок?  Это непонимание того, что ты пишешь или стилистический приём? Читаем дальше: "Шуршаньем листьев и дождя" – всё ясно. Это никакой ни стилистический приём. Если бы это был стилистический приём, то не было бы никакого "шуршанья".  Что получаем? Там нелепо, тут банально. Это плохо.
Либо: И кодеин расплачется в аптеке, как Троцкий в восемнадцатом году. Ждите палых колен, ждите копоть солдат и крамольных карет, и опять баррикад. Ждите скорых цепей по острогам шута, ждите новых царей, словно мясо со льда ...  (Леонид Губанов)
Либо: Под насыпью, во рву некошенном, лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. (Александр Блок)
Третьего не дано, вернее, дано, но очень мало кому.
Далее: "Благоуханием тропинок". – а это очень плохо.
Либо: шуршаньем и тогда – благоуханьем
Либо: благоуханием и тогда – шуршанием.
Неужели в поэзии главное попасть в размер?
Далее: "Цветной оскоминою чая," - это на слух ужасно.
Далее: "Когда ложишься поутру, минувшей тьмы не замечая". – а как можно заметить то, что минуло?
Далее: "полутона мгновений, " – это как?
Ну, а "Мгновений, пролетевших мимо! " – банально донельзя.
Далее: "Когда, лучась, твои черты подобны выси небосвода, " - ?! (Я представил).
Далее: "Моя последняя свобода" – хотя в русском языке (в отличии от английского, например) нет понятия "неисчисляемые существительные", оно всё же подразумевается. Всё же мы не говорим: первое равенство, вторая правда, крайняя совесть, верно? (любовь – исключение).
Далее: "А летний свет – тебе сродни, я не терзаюсь, не тоскую" – как из первого следует второе?
Далее: "И я люблю тебя – такую" – собственно, я так и не понял какую.
Не надо думать, что я такой примитивный и ничего не понимаю. Всё я понимаю, просто если черты подобны небосводу, то листья шуршать не могут, они могут всё что угодно, но только не шуршать.

19. Наринэ Карапетян
наплывает дом, а за домом дол...

наплывает дом, а за домом дол:
головы стогов под нависшим небом,
по-щенячьи встрепанные, – гуртом
к облакам набухшим тянулись слепо.

задник из еловых вершин-зубцов
виден вдалеке, а вблизи – размыто –
палисадник крохотный и крыльцо,
и от ветра хлопавшая калитка.

закрывай лазейку туда, стирай
оловянной зыби простор бескрайний.
амальгамой прошлого – всюду хмарь:
заозерье то же что зазеркалье.

образы бледнеют, но вот еще
вижу в старой лодке, волной влекомой,
девочек на веслах, к плечу плечо
что есть сил на пару гребущих к дому.

7,5 №19 Есть в этом стихотворении пара мест, которые мне активно не нравятся, но в целом – хорошо написано, а концовка – шикарная!

20. Валус Калейс
Попытка оправдания

В гранит упрятана река,
И умирает – мёртвой речкой.
Мосты горбатятся, как свечки,
И пропускают облака.

Смешенье стилей и эпох -
От Возрожденья к вырожденью.
Ещё витает тенью Гейне,
Но правит нуворишей бог.

И тлен и блеск, и отзвук смут.
Грядут дворцы, бегут хрущёвки.
И Пушкин ждёт у остановки
Тот меч, что братья отдадут.

7,0 №20 Очень хорошее стихотворение, и было бы одним из лучших в подборке (а возможно, и лучшее), если бы не эта ужасная инверсия - "Но правит нуворишей бог". Если читаешь, то ещё куда ни шло, но на слух столь плохо, что слово "нуворишей" воспринимается не как существительное в родительном падеже, а как некое вычурное прилагательное, типа – псевдолишний.

21. Ольга Королева
Древнерусское

Как лета убегающие титры –
Проходит вечер тихих Осенин*.
Стволы и ветки стали, словно сито
Слетают краски с рощ на дно долин.

Карминный иван-чай, красавец статный,
Лишенный поклонения шмелей,
В клоках седин и ржаво-черных пятнах
Стал пугалом на капищах полей…

Гречишные болтаются метелки
С коробочками маленьких семян…
Хочу пройти с холщовою кошелкой –
Заботливо собрать последний хлам…

Уже далекий край курганов сонно
Вечерняя сволакивает мгла.
А солнце – словно Игорь-князь в попону
Завернуто: в спине его – стрела.

Назавтра – дождь и ветер. Перед боем,
Как Муромец Илья угрюмо-нем,
Рябины черноплодной куст над полем
На брови надвигает красный шлем.

Остался в сердце худеньких ромашек
Невырванной надежды летний мед.
И с нею мы вперед, хотя и тяжко,
Пойдем в свой малочисленный поход.
_
*ОсенИны (другое название Радогощь) — день народного календаря восточных славян, приходящийся на 8 (21) сентября. День осеннего равноденствия.

1,5 №21 Без комментариев.

22. Андрей Игоревич Тихомиров
Поздняя Осень в России

Я становлюсь похожим на тебя,
Как серый дождь, как павшая природа,
Как первый понедельник ноября,
Как хрупкий снег на паперти у входа.

Из глаз моих алмазы извлекли.
К чему они? Здесь снимки в черно-белом:
Вот чье-то детство полное любви,
Вот в долгий путь спеленатое тело.

И боль, и радость - все один пейзаж,
И как по сердцу бритвой полоснули:
Ты спрячешь нас и больше не отдашь…
И в утешенье плачешь "люли-люли".

5,5 №22  и №23 Я специально объединил эти два стихотворения.  Оба об осени. Приблизительно одинаковый образный ряд, даже композиционное построение схоже. Разница  в баллах объясняется подачей и лексическим рядом. В одном случае подано тоньше, да и удалось избежать встречи слов "венценосен" и "маркетолог" в одном стихотворении.

23. Анна Хабибулина Луганск
Целый день – дегустация осени...»

Целый день – дегустация осени:
постояльцам земного отеля
преподносят туманы белёсые
по бокалу дождливого эля.
Пряный ветер, листвой венценосен,
угощая привыкших ко зною
лёгкой дрожью, упрям и несносен.
Горизонт, закипая зарёю,
послевкусием августа млея,
низким облаком заплодоносил,-
маркетологам высшим затея
удалась. Раскупается осень…
Только жаль: не купить не посмею
осень жизни, хоть та и не в спросе.

3,5 см. пред.

24. Суламифь7
Цветаевское

Осколки звёздные в руке –
И, как паломница,
Кочует, бродит налегке
Во тьме бессонница.

За своеволие огня
Стрелой отточенной
Слова холодные звенят
И жгут пощёчиной.

Туманным взглядом поведу –
Чужая горница,
И словно я на тонком льду -
Вот край обломится.

Но бьётся в горле птицей стих,
А Феб – сокольничий,
Добычу чувствуя, притих,
Внимая горечи.

В сиротство, странное на вкус,
Врастаю венами.
Я в лунный саван завернусь,
Уйду вселенными.

8,0 №24   Действительно, цветаевское. Мой респект автору. Эх, если бы ещё концовка была бы попроще (тоньше), ну, типа: "Уйду непрошеной"!

25. Вайлит
На зелёной волне

Газон тропический, но мятлик колосится.
В большом мешке смесь лжи и правды продавали,
и мы купили два мешка цветного ситца.
Косить по прошлому нельзя - родные дали.
Лежу в траве, она - по пояс, я - с макушкой.
А на волне зелёной всплеск воспоминаний -
посадим киви, манго и, конечно, груши...
Травинка гнётся, режет сердце острой гранью
под весом бабочки из тоненькой перкали.
Лимонно-лаймовый влечёт движеньем скрыто
в тот странный мир, где мы с тобой летали -
закат лавандовый,
восход с росой мохито.

4,0 №25  Складывается впечатление, что стихотворение без начала и конца, точнее, конец и начало вырезаны. Есть такие стихотворения, которые написаны для своих, для некоего узкого круга. Они в теме, они понимают,  что к чему, но все остальные не понимают: для чего, почему, о чём и т.д., и т.п. Скорее всего, данное стихотворение к подобным и относится. Понятно, что ждать от такого стихотворения какой-то композиционной завершённости не стоит. Скажу так: "Для меня это стихотворение – белый шум".


Рецензии
Кстати, на редкость убедительный обзор...

Валерий Таланин   27.09.2018 20:17     Заявить о нарушении
Ох! НЕ ЧИТАЙ ПОЭТОВ УШЛЫЙ СПОР-
ДОКУЧНО СЛУШАТЬ ИХ СЛЕПЫЕ БРЕДНИ,
уж лучше мы свернём наш разговор
на новости последние в"НАМЕДНИ"
Поэт живёт СОБОЙ всецело
и не понять ему чужих вовне,
Который раз я убеждаюсь смело,
ЧТО ИСТИНА НАХОДИТСЯ В ВИНЕ!

Наталья Радуль   19.10.2018 19:32   Заявить о нарушении