Стиляги

Спросил на днях у людей в разных группах на фейсбуке, в том числе, и в эмигрантских, каковы впечатления у них от фильма «Стиляги», который вышел на экраны 10 лет назад. В декабре будет юбилей у него. Хотя в первый раз ленту показали ни кинофестивале еще летом. Но не суть. И что же? Получил разные ответы. Многие, как ни удивительно, отнеслись к фильму негативно. Назвали его лживым, переворачивающим все с ног на голову. Но некоторым и тогда, и сегодня фильм нравится, заряжает бодростью и оптимизмом. При этом эти люди не стесняются противопоставлять себя «быдлу», «совкам», «серости», «пролам», «бедноте» сирой и убогой. Социал-дарвинизм? Вряд ли. Даже успешные и более или менее состоятельные представители «мидл-класса», все более истончающегося, как тающий на солнце узкий слой масла на черством бутерброде дядюшки Скруджа, не все пронизаны этим духом снобизма и чванства по отношению к широким народным массам. Преклонение перед заграничными шмотками, фирменными лейблами, 60 лет назад перед джазом, сегодня не пойми перед чем, это ведь забавы молодых. Незрелых. И мало ли, что носители таких подростковых грёз и мечтаний давно отрастили себе не только вторичные половые признаки, но и «пивную псевдобеременность», целлюлитную дивнобедрость и третьи подбородки, а так и остались на уровне прыщаво подросткового самосознания. А что с неразумной дитяти взяти? Кроме спичечного коробка и маленькой баночки анализов…
Если же разбирать сам фильм Валерия Тодоровского, то это, безусловно, крепкая режиссерская работа. Настоящий клон бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов про «золотую эру джаза». Да и вообще того послевоенного периода, когда жизнь в Америке, точнее, уровень потребления рванул на суборбитальную высоту. Казалось, еще немного, и до Луны он, потребительский прыжок, доскачет. В легкую! И причем, заметьте, без космических ракет Эры Братства людей, Эпохи Туманности Андромеды, без коммунистического самоусовершенствования человеческой природы, равно как и без христианского спасения души. А только на одних капиталистических принципах удовлетворения все возрастающих потребностей тела. И, разумеется, при наличии все более развивающегося рынка развлечений. Хлеба и зрелищ. Универсальный принцип задабривания плебса с античных времен. Вот только на ломтик хлеб теперь нужна непременная котлетка из Гамбурга, листик салата, кольца лука, майонез, кетчуп, сыр и картошка фри. С большим стаканом колы. И разнузданные ритмы музыки для толстых, как гневно обозначил джаз классик русской литературы.
Как же удалось достичь в Америке такого невиданного доныне массового потребления? Ведь еще до второй мировой войны жители США в массе своей жили очень небогато. Смотришь цветные уже, кодаковские снимки 1930-х, сделанных в разных штатах, на них просто неприлично нищие фермеры в потрепанных синих комбинезонах. Джинсовых, да-да, джинсовых, на зависть всем нашим стилягам, штатникам, битникам, хиппанам, панкам, металлистам, прочим модникам, от середины 1950-х доныне. Идешь по улицам любого российского города, а вокруг тебя молодые люди с одинаковыми татуировками на шее, спине, руках, и непременно в джинсах, будто бы изжеванных, даже не коровой, а – бегемотом. Или доисторическим тираннозавром. Хлам. Дрянь. Половая тряпка. Мусорная ветошь. Но купленная в дорогом бутике за немалую сумму. Модные портки. Все в дырках.
Это не ворчание старческое, не брюзжание. А даже не смешно. Жалко. Зрелище жалкое. Идут молодые и красивые. В тряпье по моде бомжей и героев постапокалиптических фильмов про безумного Макса.
Но вернемся к довоенной Америке. На множестве снимков, оцифрованных и хранящихся в Библиотеке Конгресса США можно увидеть оголодавших, потрепанных нуждой людей. Это не только фермеры, но и безработные горожане. Однако во время второй мировой промышленность США, переведенная на военные рельсы, заработала бешеные деньги на производстве оружия, танков, самолетов, военных кораблей, обмундирования, горюче-смазочных материалов, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, которыми, к слову, американцы снабжали обе стороны конфликта в Европе и Азии. И в результате, по итогам войны, завершившейся на Тихом океане, в разбомбленной первыми атомными зарядами Японии, США сменили Великобританию в качестве хозяев мировых денег и гегемона.
Но и СССР получил свою почти равную половину земного шара в качестве союзников и ориентированных на социализм развивающихся стран, спешно сбрасывавших со своих мозолистых шей, плеч и спин безжалостных колонизаторов. Но чтобы сравняться с уровнем массового производства и все возрастающего по мере увеличивающихся аппетитов потребления на Западе, в разрушенной войной Европе и нищей Азии надо было сначала залатать все дыры, зализать все раны этой страшнейшей мировой бойни. И где взять на это средства? Как не у дяди Сэма с его Планом Маршалла. Но где бывает сыр бесплатным?
А ведь все очень просто. Кто контролирует рынки сбыта, печатный станок, тот и диктует правила всем остальным. И тут дело даже не в территориальной или национальной принадлежности торговцев и ростовщиков, они, как любят говорить родственники схваченных за руку членов преступных этнических группировок, «не имеют национальности!». Если такая любительская адвокатура только вызывает улыбку, если не сказать больше, то транснациональные и надправительственные могущественные силы отнюдь не веселят своим фактом повсеместного присутствия и видами каннибальской деятельности.
И вот возвращаемся к нашим баранам, пардон, к «стилягам», так мило показанным в одноименном фильме-мюзикле Валерием Тодоровским. Жвачка, джинсы, джаз, рок-н-ролл, пепси и кока-колы, элементы «потребительского рая», которыми промышляли фарцовщики, начиная с «оттепельных» хрущевских времен и до горбачевской «перестройки», плавно перешедшей в перестрелку и кровавые межэтнические конфликты по всему периметру развалившего СССР. Не эти брендовые товары Западной цивилизации разрушили нашу нестяжательскую, социалистическо-христианскую духовность, и даже не нехватка отечественных ярких, красочных упаковок для вполне добротных драповых пальто, шерстяных костюмов, крепкой, пусть и не модной обуви и прочего ассортимента советской легкой промышленности. А нечто иное.
Быть может, те непроработанные в теории и на практике основы социализма? Коммунизма, как рая на земле, строившегося с вынесенным за скобки Богом? Ведь если Его отменить совсем, убрать в пыльный чулан истории, с глаз долой, подальше, то все можно?
Автору хорошо памятны ожесточенное противостояние все еще тогда христианских США «безбожному СССР» начала 1980-х, когда истово верующий американский президент-республиканец, консерватор объявил «крестовый поход» против коммунизма. Рональд Рейган в духе Катона Старшего не только не стеснялся постоянно твердить о «Карфагене, который должен быть разрушен», но и о том, что «предпочел бы видеть своих дочерей мертвыми, чем красными». И что же? Вот уже более четверти века Россия вновь христианская страна, отвергшая идеи социализма и построения справедливого общества коммунизма, а стали ли мы от этого желаннее в глазах былого геополитического противника?
Или все гораздо проще?
В общем, фильм «Стиляги», он как лакмусовая бумажка. Как система ПВО, выявляющая свои и чужие самолеты в небе. Очень хотелось бы знать, как и кто не просто относится по-детски к ярким клипам и заводным песенкам в этом мюзикле, а в чем видит идеологическую подкладку этого действительно крепкого по режиссуре, небесталанного фильма, сделанного по лучшим шаблонам и канонам Бродвея и Голливуда, для чего сам постановщик и его хореограф ездили на стажировку за океан, учились делать 100% «качественный мюзикл», как они сами об этом говорили, но ведь получилось все равно не совсем аутентичное американским фильмам кино. Да и могло бы выйти нечто иное, кроме хорошей копии. Из вторых или третьих рук…         


Рецензии