Начало Ислама и его основы - цикл ред

ПРОЛОГ
 
Не кажется вам это странным -
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах -
В полу-пустынной Иудее?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее
В пустыне скудной и миражной
Решить – “что есть всего нужнее”.

Не отвлекаясь на соблазны,
Не развлекаясь на природе
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан свод законов
Печатью высшею скрепленный
И для царя и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан
И свод этических указов
Был выдан нам в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно.
Как жить этически, морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте,
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То “жизни-смерти уравнение”.
 
Хотя религий было много
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.

Как все мы знаем - все пророки
И основание трёх религий
На Ближнем родились Востоке,
Где всё окружено пустыней.

А были царства побогаче,
Древней, сильней. Их знают все:
Египет был и Персияне,
Тогда там правил “Царь царей”.

Сейчас пишу я об Исламе -
Он вырос вдруг из ничего.
Тогда ничто не предвещало
Что будет после.  Вот итог:


АРАБЫ ДО ИСЛАМА

В те времена до всех пророков
Арабы жили, поживали
Где Аравийский полуостров
И там спокойно кочевали.

“Араб” – вот точный перевод:
Иначе “засуха” зовётся,
И полуостров словно мост
С Сахары к Гоби подаётся. 

Сирийцы, Ливия, Египет…
Отдельно от арабов жили.
Язык, культура и религия
У них другие также были. 

Потом они слились культурой
Ислам им дал язык арабский…
Арабы там сейчас структурой
А раньше был чужой и странный.

Культуры древние считали
Что кочевые племена,
Как бедуинов представляли,
Арабов тех все племена.
 
Но были города, поселки
В оазисах, долинах рек
Арабы жили. Их потомки
Не далеко ушли с тех лет.
 
Из Индии весь путь в Египет
Был под кочевников контролем -
Шли караваны вплоть до Рима
Текли к арабам деньги морем.

Там появилась знать арабов
И родовые племена:
У рода - шейх, старейший родом,
У племени - эмир, глава.

И города Медина, Мекка
Ведут отсчёт с далёких пор,
В Завете Ветхом есть отметка
О тех названиях с тех времён.

Мы знаем Библии историю,
Как Соломон влюбился в Шебу
Царицу Савскую, которая
Жила от Мекки, близко к небу.
 
Земля пустыни плодородна
Для пальм, для фиников и да,
Там ладан был ещё доходный,
А так же лошади всегда.

Разбой для них - обычный случай,
Так жизнь у них столетия шла
И каждый мальчик был обучен
Искуству лука и копья.
 
На лошади скакать, верблюде
Щитом, мечом владеть вполне…
Был мальчик ценен ихним людям,
А девочек – предать земле.
 
Как воины были известны,
Служили в Риме, в их войсках
Как кавалерия конечно…
Но даже пеший вселял страх.
 
Ни Риму и ни Византии
Пески те были не нужны,
Но караванный путь ценили
И откупались как могли.

Не знала римских легионов
Пустыни скудная земля,
Между собой вели все споры
Но войны не прошли им зря.

Прошли века, уж нету Рима,
От нашей эры век шестой,
Иран разбитый Византией,
Но две страны хотят покой.

Господство верований трёх
Иудаизм и христианство,
И зороастра. Вдруг встаёт
Родившееся мусульманство.

В том историческом моменте
Две обескровленных державы
Взирали вниз, как с постамента
На вдруг явившихся арабов.

Как так случилось, что не знали
О них ни римляне, ни греки?
Ну иногда чуть торговали,
Платили взятки от набегов.

И за каких то сотню лет
Мечом скорее, чем торговлей
Ислам (других примеров нет)
Три континента вдруг заполнил.

В них не заметили проблемы:
Не государство, просто племя,
Но окрылённые идеей -
Создали мир другой и время.

Их выбор передан послами:
Прими ислам, иль защищайся…
Весь мир поделен на:  мир ислама
И мир иной, что для джихада.
 
Принять ислам иль умереть
Должны лишь те, кто не имели
Своей Священной Книги.  Те -
Не Христине, Иудеи.

Тем разрешалось с верой быть,
Платить налоги много больше,
О положении забыть –
Живёшь, и этим будь доволен.

(Так, к слову, было только раньше
Сейчас неверный – даже свой,
Раз мнение своё имеешь –
То ты и есть совсем чужой).
 
И если раньше их задача -
Набег, ограбить и отнять,
Теперь вдохновлены иначе -
Аллаху верных умножать.

За много лет до инквизиции
Творили божий суд мечом,
Миссионеры не нужны им,
Их выбор прост: чужой – убьём.

Казалось им - одна религия,
Одна семья, покой для всех...
Но дружба быстро испарилась -
Шииты, суни - мира нет.

В любой религии есть фракции
И в партии любой раскол.
Вот в муравейнике - все братья,
И в ульях кажется покой.

Доминиканцы, инквизиция,
Кто англикан, кто кальвинист...
Железом и огнем клеймила,
"Бей гугенотов" помним крик.

Есть разделения у евреев
Кто ортодох, кто реформист...
Но, чтоб убить из страсти к вере?
Нет никогда, будь атеист.

А если уж другой он веры,
А уж тем паче - иудей
То "за царя, за нашу веру"
Спаси Россию и  убей.

Восток пал Ближний, а за ним
Хребет был сломан Средней Азии,
Попала Индия под них,
А также Северная Африка.

Затем Испания слышим крик,
Сицилия и Иерусалим,
Не устоял пред ними Крит,
Иран, Албания - всё им.

Подмяли под себя Египет,
Хазары биты конной армией,
Алжир не устоял с Тунисом,
А был в составе Мавретании…

Да, было раньше много войн,
Захват земель, рабов и злата,
Не вспомню я пример другой,
Где шла религия как оплата.

Так в первый раз идеология
Вела, а не порыв наживы.
Потом мы знаем очень многих
Кто совмещал те два порыва.

Создать один единый мир,
Объединить - одна религия
Чтоб без границ царил Эмир,
Одна страна, одни традиции.

Мечтал об этом Александр,
Но хоть себя считал он богом,
Других богов он принимал...
И Рим не спорил с тем итогом 

Тот, кто не знал, что Бог один
Им богом больше или меньше...
У варваров свой господин,
Лишь дань плати. И пусть не верь ты.

Лишь много, много лет спустя
Прошли крестовые походы.
Война религий разлилась
В Европе.   Были и погромы.

Но это все потом, потом...
Ислам был первой мощной силой,
Кто нес религию волной
И угрожал другим могилой.

И мир так до сих пор разделен -
Так в конституции Ирана.
И террористы в это верят,
Так говорят им их имамы

Тогда не приняли всерьез их,
Да и сейчас не поумнели.
Мир демократии не видит
Кто их враги на самом деле.

 
ГАРУН АЛЬ РАШИД
 
Сейчас проблемы есть в Багдаде,
У власти все таки не те,
Вот при Гаруне аль Рашиде,
Другой расклад был при дворе.

Ох и широк был халифат -
Страною был, что больше в мире:
И от Испанских древних врат
До Индии границы были.

Багдад - столица халифата -
Дом Мудрости тянулся ввысь,
Причём тогда Кирилл, Мефодий
Ещё вообще не родились.

Был современник Шарломея
(Иль Карл Великий, как его),
Расцвет искусств и без сомнений
Багдад был центром для всего.

Багдадский вор, и минареты,
Звук муэдзинов и молитв,
А при дворце одни поэты,
И переводы мудрых книг.

При нем Синдбад ходил по морю
Был Аладдин и с ним был Джин,
Шахерезада  пела ночью
Сказаний - тысяча и один.

Чтоб знать народа настроение
Ночами бродит аль Рашид,
И подле неизменной тенью
Визирь Джафар там семенит.

Хоть не без войн, но больше в мире
Страною правил аль Рашид.
Включая Рим и Византию…
Как не хватает нам таких.
 


ОСНОВЫ   ИСЛАМА

Давайте разберём Ислам:
В религии есть три основы:
Иман, Ислам и Ихса-(а)н.
Что означают те три слова?

ИМАН – есть по арабски “вера”
В нем шесть частей иль шесть столпов,
Убрать один – и ты неверный.
Столпы – основа из основ.

Сначала – веришь ты в Аллаха,
Потом и в ангелов его,
И в книги те, что нам достались
Во всех пророков от него.

Ты должен верить в Судный День
И в то, что всё идёт от Бога,
Вот весь Иман - кому не лень.
В ислам ведёт его дорога.

ИСЛАМ – значение “покорный”
Аллаха воле каждый день,
В нём пять столпов стоят под сводом
Без них нет мусульман нигде:

Шахада – “верю лишь в Аллаха”,
Намаз – молиться пять раз в день,
Пост в  Рамазан, им это надо,
Пост длится месяц- верь, не верь.
Закат – чтоб бедным помогать,
И Хадж – чтоб в Мекке побывать.

Теперь ИСХАН – молись Аллаху,
Как будто видишь ты его.
Тебя он видит. Не со страху,
Усердно, от себя всего.

Имам – руководит молитвой
А муэдзин зовёт на них.
И где б ты ни был – всё забыто
Пал ниц и к Мекке обращаешь лик.


 
;
ВЕТВИ ИСЛАМА

Когда есть вера в пять “столпов”
То мусульманин правоверный,
Но есть различия основ
И разделений этой веры.

СУНИТЫ, а их большинство –
Все верят в четырёх халифов.
Как Бог сказал – добро и зло
Не обсуждать.  Он справедливый.

Власть в халифате передать
Голосованием возможно.
Брак постоянен, навсегда,
Имам не прав бывает тоже.

ШИИТЫ – верят лишь в Али,
Кузена вещего пророка.
Наследство власти только им –
Наследникам по крови только.

Женись ты временно сто раз
И больше, нет тебе запрета.
Имам всегда во всём есть прав.
Не возражай ему на это.

Хотя шиитов меньшинство
Не более десяти процентов,
Но их в Иране большинство
В Ираке – половина где-то.

Азербайджан, Ливан и Йемен
Шииты это в большинстве.
Имееют и СУФИСТЫ место –
Монахи, мистики в себе.
 


ГАРЕМ

Теперь давайте о приятном:
О многожёнстве, о гареме...
Здесь мусульмане мне понятны
И Магомет не тратил время.

Он ограничил число жён -
Никак не больше чем четыре.
И равноправия закон
Для жён, но не для мужчины.

Жена обязана иметь
Отдельный дом иль место в доме
Одежды, что ей пить и есть
И время мужа без простоя.

Лишь с позволения жены
Мог видеться он с нею реже
И жён других не обделить -
И должен к ним прийти он свежим.

В арабских войнах погибало
Такое множество мужчин
Сироты, вдовы оставались -
На подаяние живи.

Там воровство каралось кровью,
За проституцию шла смерть...
Профессий женских там не больно
А многожёнство шло за честь.

Мужчина взяв ещё жену
Ответственность брал и за мешпуху:
Детей, родителей, сестру,
Всех, всех, последнюю старуху.

Султан имел гарем наложниц
Обычно только из рабынь,
А мусульманок, что свободны
Не мог держать он взаперти.

Рабыни ценными считались
Из африканских всех земель,
Из Греции, да и Славянки ...
Султан до тысячи имел.

Султан женился очень редко
Он шариат не нарушал...
И добродетель - многодетным
От многих жён - был идеал

Как много жён, детей сирот
Война оставила в наследство,
Быть может многожёнства код
Тогда сработал бы как средство.
 
 
ТИТУЛЫ ИСЛАМА

На Западе дворянский титул
Переходил из рода в род.
Османам, кто входил во свиту,
Лишь в поколении он живёт.

Есть исключение - султан!
Его наследник по наследству,
Но остальных, пусть он - братан,
Всех задушить - такое средство.


ХАЛИФ

ХАЛИФ - его нет выше звания -
Являлся выборным лицом
Глава духовных святых знаний
Пророка заменял потом.



СУЛТАН

СУЛТАН - правитель султаната
И по наследству его власть.
Но властью светской. От Аллаха
Ему дана лишь эта часть.

Существовал такой закон
Логично обоснован, чисто.
“Закон Фатиха” звался он
И поощрял - братоубийство.

В империи Османской грозной
Султана дети все равны
И старший, младший каждый может
Султаном стать.  Но без борьбы.

Кто первым к трону появился,
Когда султан “концы отдал”,
Кто взял казну - тот проявился,
Как лидер, тот и есть султан.

Кто не успел, платили жизнью.
Таков урок, таков закон.
Без удивления стали пылью
И дети, если мальчик он.

Считалось это даже благом,
Чтоб “избежать гражданских войн“
Убрать всех тех потенциалом,
Кто мог престол назвать бы - «мой»!

Там убивали кровных братьев
И малолетних сыновей,
Султана сыном быть - проклятие
 То знали матери детей.

Как мать Иисуса знала сразу,
Что сын её судьбы иной,
Так и в гареме по приказу
Все мальчики, как на убой.

Их кровь нельзя пролить, ведь свята.
Но можно просто удушить.
Младенцев проще, как котята -
И разрешалось утопить.

Суров закон, но так считалось,
Империю в мире он держал.
Без войн гражданских даже малых
Один султан лишь выживал.

Закон Фатиха (или закон братоубийства) — позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха. Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem) — предотвращения войн и смут.


СУЛТАН СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ

Был величайшим из Османов,
В Европе прозвище своё
Он получил не зря, не даром -
Был пик империи его.

По маме был Гиреем родом
Из крымских ханов, из Орды,
И видимо была порода
Причиной всей его судьбы.

Он начал путь завоеваний
С Дуная синих берегов,
Он венграм мстил, что убивали
Им присланных туда послов.

На Средиземном и на Красном
Он был хозяином морей,
Там Барбаросса корсар главный
Служил ему.  И сеял смерть.

Балканы пали под напором
Огромной армии янычар,
Там появилось разделение
На христиан и мусульман.

Был путь открыт ему на Вену,
Но Габсбурги хоть и сильны
Отдали Венгрию в замену
Плюс дань платили из казны.

Узбекистан ему отдался,
Азербайджан… Весь наш восток,
Залив Персидский распростался
С Багдадом у его ног.

Французы тайно согласились
Ему представить все порты,
Они тогда уже все были
"И нам и вам". Знакомы мы.

Была Венеция разбита
Османам тоже платит дань,
Молдавия им не забыта
И под его попала длань.

И Трансильвания графа Дракулы
Попала под его сапог
И только рыцарей из Мальты
Он победить никак не смог.

Он воздвигал мосты, мечети,
При нём "взял взятку и умрёшь”,
Безжалостный к своим же детям
Предал? Задушен ни за грош.

Хюрррем Султан иль Роксалана
Его законная жена
В руках держала Сулеймана
Руководила им одна.

Славянки кровь бурлила в жилах,
С её руки султан и ел…
Великолепные владыки
Как предсказуем ваш удел.


РОКСОЛАНА-ХЮРРЕМ-СУЛТАН 1505-1558

Любовь великая султана
Его жена, советник, друг
Славянка властью обладала
Как ни одна из всех вокруг. 

Украдена ещё девчонкой
Татарами в очередной набег
За красоту ценой высокой
К султану отдана в гарем.

И не к обычному султану
А к Сулейману самому,
Она его околдовала
И взял её он как жену.

Традиций древних не послушав
Других наложниц отделил
И ей лишь изливал он душу,
Её советы лишь ценил.

Когда не стало Роксоланы
Не долго пережил её
Султан великий. С этой раной
Жить не хотел. Зачем ещё?


ВИЗИРЬ

Халифа первый секретарь
Иль писарь - должность есть дословно,
Но эту должность знали встарь -
Помощник лидера бесспорно.

Арабы, персы, как и турки,
К халифу обращая взоры,
Великий Визирь был доступен
Для просьб, решений, приговоров.

И в Персии, и у барберов,
Да и в хазарском каганате -
Визирь министра был примером,
Держал он всё и всех во страхе.

Он назначал и убирал -
Все должности ему подвластны.
Он слышал всё! Он наблюдал!
Он знал заранее, кто опасный.

Он был в Египте, у Османов,
В Марокко, также как в Тунисе,
Известны визири султанов...
И он же ферзь в игре со смыслом.

Была вся армия под ним,
Но иногда султан сурово
Менял визИря на других -
Тот рос от новой пешки снова.

Такой султан был и у нас,
Не спал ночами, дымил трубкой...
Он визирей менял всяк раз,
И был доволен своей шуткой.


ПАША

ПАША, персидский ПАДИШАХ,
Оне губернатор, генерал
Он ниже визиря слегка,
Но выше бея, каждый знал.



НАГРАДА ДЛЯ ИБРАГИМ-ПАШИ

Когда воспитывают с детства
Рефлекс тогда уже в крови
И это знали с древней Греции -
Спартанцы так тогда росли.

Всегда военная элита
Вбирала с детства тот устав -
Растили мамлюков эмиры,
Детей у матерей украв.  (1)

Убить уметь учили с детства,
Безпрекословно под приказ
Там возражениям нет места -
Убей. Умри.  Какой наказ.

Так Сулейман Великолепный
Он визиря послал на бой
Занять Балканы, пленить Вену -
Верёвку дав ему с собой.  (2)

Был жест простой и всем понятный
С победой - будет там медаль,
А проиграешь ты сражение
Повесься сам иль встретишь сталь. 

Так поражение - равно смерти
Для янычар и для рабов.
Убьют свои. Вы лучше верьте!
И нашим пленным рок знаком!


(1)  Мамлюки — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского, балканского и кавказского происхождения.

(2) Весной 1529 года Сулейман собрал в Болгарии мощную армию. Командование армией Сулейман принял на себя, и в апреле он назначил своего визиря, бывшего греческого раба Ибрагима-пашу, сераскиром и дал ему право отдавать приказы от имени султана.
Он достиг уровня власти и влияния, с которым могли соперничать лишь несколько Великих визирей империи, но в 1536 году он был удушен по приказу султана, а его имущество было конфисковано государством.

По легенде зелёная верёвка была дана Ибрагиму-Паше Сулейманом с наказом всё время носить её.  В случая победы - для медали, в случае поражения - для удушения.

 
БЕЙ

От тюрков титул, как и звание,
И имя местного вождя.
Он племя вёл за ханом в пламя
И титул тот носил не зря.

Он под пашой служил в османах,
Ему ровня - российский князь.
Чуть различался в разных странах
Но в высших сферах всегда связь.


ИСКАНДЕР-БЕЙ

Из очень далёкого детства
Мне врезался в память герой
Албанский он был, а не местный
Но детстве казалось мне - свой.

Запомнилось мне даже имя -
Изрезанный горный хребет,
Само оно было всесильно -
"Великий герой Скадербег”. (1)

Его уважал даже Сталин -
Не зря дал Мосфильму приказ, (2)
Дружили тогда мы с Албанией,
Как с нами бывало не раз.

Героя украли мальчишкой
Османы, фашисты, враги
Корану учили. И слишком
Военному делу вершин.

Он стал янычаром великим,
Прозвали его - Искандер,
По ихнему - Саша Великий
На наш Македонский манер.

Талантливый был и в награду
Был титул пожалован -“бей”
Албанцы его искажали
Вот так и пошёл Скандербег.

Потом убежал от султана,
В народе волнение поднял
И четверь столетия Албания
Брала над султанами вверх.

А имя его Кастриоти
Был верный католик всегда…
По версии фильма ж поймёте,
Что в Маркса он верил тогда.

Я только вернулся оттуда
И правда - великий герой.
Вернуть меня в детство нетрудно -
В душе я всегда молодой. 


(1) Скандербег, или Георгий Кастриоти (1405 — 1468) — правитель княжества Кастриоти (1443—1468), вождь анти-османского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.

(2) «Великий воин Албании Скандербег» — советско-албанскийхудожественный фильм 1953 года. Исторический фильм для широкой зрительской аудитории. Дебютная роль в кино Юрия Яковлева.



ЭМИР, МУРЗА

ЭМИР, МУРЗА - правитель стран
Для африканских стран, Востока.
Носил то звание Тамерлан,
Мурзой Юсупов был до срока.

Юсуф-мурза их предок был.
Гроза России, друг Казани…
Детей же к Грозному прибил
Истории шквал.  Присягу дали.

Присяге были той верны
Они и все потом потомки.
Мурза - эмир другой страны
И честь для них не словом громким.

Он между графом или князем,
В России, Польше и Литве
И после взятия Казани
Их звание принято а Москве.

Прибился к Грозному их род,
“Мурзу" на “Князя” обменяли.
От стольников до воевод,
Юсуповы везде бывали.

Иван охотно брал на службу
Дарил поместья, соболя
Был очень Грозным, когда нужно
Врагов его взяла земля. 

Друзья царей, императриц,
И европейской пышной знати.
Богатство было без границ
Иных монархов тоже, кстати.

Один Петра был лучший друг,
Другой - Екатерине верен.
Юсупов там, Юсупов тут
В любом дворце открыты двери.

А от эмира - "адмирал"
Произошёл - "правитель моря”!
Всем тем, кто этого не знал,
Поможет стих, как и история.


ГУЛЯМЫ

Гулямы - бывшие рабы,
Телохранители халифа.
Народу местному чужды
И тем ценна халифа  свита.  (1)

Раздоры местных - им то что?
Их корни вырваны далёко.
Для них правитель - царь и бог,
А за него живот и око.

Щенками брали их ещё,
Ещё с молочными зубами,
А, обращённые их в ислам,
Они не могут быть рабами.

Они особые войска
И подчинялись лишь халифу,
Охрана внутренняя вся
Преторианская элита.

Храбрее не было в бою,
Пока рука сжимала саблю,
До капли кровь отдаст свою,
За мир чужой.  Так воспитали.

Четыре тысячи было их
Хазары были, как и тюрки.   (2)
Женили на рабынях их,
А с местными - ни в закоулке.

Халифа охраняя тело,
Они могли его сменить.
Да и меняли, было дело.
Всесильны были, стало быть.   (3)


(1) Гулямы — воины, непосредственно подчинённые и находящиеся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока.

(2) Справка:
В охране Сталина только в Москве насчитывало около 16 тысяч офицеров и рядовых служащих – как мужчин, так и женщин.
Гитлера и правительство охраняло около 700 человек.
В секретной службе (Secret Service) США, которая в  т.ч. охраняла и Рузвельта,  служило до 5 тысяч человек, в том числе 1200 офицеров.
Черчилль имел одного телохранителя прикомандированного из Скотленд-Ярда.

(3) За период с 861 по 870 г. гулямы свергли и возвели на престол четырех халифов (аль-Мунтасира, аль-Мустаина, аль-Мутазза и аль-Мухтади)


ЗАКОН ФАТИХА

Существовал такой закон
Логично обоснован, чисто.
“Закон Фатиха” звался он
И поощрял - братоубийство.

В империи Османской грозной
Султана дети все равны
И старший, младший каждый может
Султаном стать.  Но без борьбы.

Кто первым к трону появился,
Когда султан “концы отдал”,
Кто взял казну - тот проявился,
Как лидер, тот и есть султан.

Кто не успел, платили жизнью.
Таков урок, таков закон.
Без удивления стали пылью
И дети, если мальчик он.

Считалось это даже благом,
Чтоб “избежать гражданских войн“
Убрать всех тех потенциалом,
Кто мог престол назвать бы - «мой»!

Там убивали кровных братьев
И малолетних сыновей,
Султана сыном быть - проклятие
 То знали матери детей.

Как мать Иисуса знала сразу,
Что сын её судьбы иной,
Так и в гареме по приказу
Все мальчики, как на убой.

Их кровь нельзя пролить, ведь свята.
Но можно просто удушить.
Младенцев проще, как котята -
И разрешалось утопить.

Суров закон, но так считалось,
Империю в мире он держал.
Без войн гражданских даже малых
Один султан лишь выживал.


Закон Фатиха (или закон братоубийства) — позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха. Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem) — предотвращения войн и смут.




СИНБАД - МОРЕХОД

Я удивлён до изумления -
Арабом думал был Синдбад,
А он китаец - вот решение,
Чему Китай наверно рад.    (1)

Какая разница мне право
Араб он, перс или казах?
За ним осталась его слава
Персидских всех Шахерезад.

Гарун Рашид о том не знал.
Шахерезада не сказала,
А может безразлично ей,
Ей, чтобы ночь прошла сначала.

Всё дело как себе представишь
Героев сказок или книг.
Кто с ними рос, казалось знаешь
К их дружной близости привык.

И вдруг накладка - он китаец!
А Золушка - мадмуазель!
У Буратино - сеньор звание,
Ну как мне с ними быть теперь?

Какая разница ей богу,
Что темнокожим был Дюма?
Я взгляды не меняю снова
Синдбад - араб, и все дела.


(1) Считается, что прообразом Синдбада был китайский мореплаватель эпохи династии Мин Чжэн Хэ, имевший буддистское прозвище



ЯТАГАН

Есть символы любой империи,
И для Османов - ятаган
Такой есть символ! Это мнение
Для янычар недаром дан.

Гроза неверных и оплот
Престола грозного Османов,
Обратно-выгнутый клинок
Был популярен там по праву.

Изгиб обратный для захвата
Меча и сабли у врага,
Где их удар - усилий трата,
А ятагану - никогда.

Рубить, колоть, метнуть возможно,
Был лёгок ятаган в руке.
Его любили запорожцы,
У них всегда он был в цене.

Но самым первым ятаганом
Владел Великий Сулейман.
Он был грозой балканским странам
И для своих примером дан.

Оружием личным янычара,
Не сабля и не пистолет,
А как кинжал грузина - даром
Не вынуть - худшей из примет.   

Дамасской стали представитель,
Булатный гордый ятаган,
Имел он имя и носитель
Давал понять, что он - Осман.


Ятаган Сулеймана Великолепного, величайшего султана из династии Османов, это первый известный ятаган нового времени. Он датирован 933 годом хиджры (1526/27 год). На клинке находится надпись с титулами султана Сулеймана Великолепного и подпись мастера – Ахмеда Текелю.




ДЕТИ В ЗАЛОГ

Всегда верны ли вам вассалы?
Нет не всегда!  И это знал
Султан великий из султанов -
Великолепный Сулейман.

Не только страх порабощённых
Пред ятаганом янычар,
Детей владык стран покорённых
К себе в залог он брал, как дар.

Пока провинция платила
Султану и его пашам,
Пока восстанием не грозила,
Ребёнок жил спокойно там.

Учился воинскому делу,
Жил при дворце, смотрел на казнь
Тех кто по делу и без дела
Обидели султана власть.

Но если справиться не вправе -
Налогов мало, непорядок
Ребёнка голову в оправе
Он стал родителям в подарок

Так поступал и до него
Великий воин Чингисхан,
Лишь дети сотников его
К себе в охрану брал он сам. 

Почёт для выбранной семьи,
Да и залог. Нарушь не смей -
Не деньги платишь ты свои,
А платишь головой детей.   



ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ

Мы все знакомы с полотном,
Где запорожские казаки
Ответ писали всем гуртом
Слова, что даже хуже драки.  (1)

Письмо известно - там есть всё,
Что на османском нет и равных.
Там много есть на букву “ё”
И части тела, что им  странны.  (2)

Султан был Магомет Четвёртый,
В семнадцатом далёком веке.
Его правление было сложным
И неудачи и успехи.       (3)

Правобережной Сечи гетман
Кто звался Дорошенко Петр,
Он стал врагом похоже смертным
И Польше, и казакам чёрт.    (4)

Возможно он и объяснял
Что в том письме тогда писалось,
А может фразы заменял -
Султану не знакома жалость.

Три сотни тысяч янычар
И запорожцы Дорошенко
Подмяли Польшу и, кошмар,
Казаков всех левобережных…   (5)

Всё ж, ту картину любим мы -
Там дух свободы и веселья!
Но мы не видели холсты
Тех трупов в час после похмелья…


(1) «Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») — картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03 x 3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году.

(2) ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАГОМЕТА IV-го.

Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться».

Султан турецкий Мухаммед IV

ОТВIT ЗАПОРОЖЦIВ МАГОМЕТУ IV.

«Запорожские казаки турецкому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будемо битися з тобою, распро#б твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х$я крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въ#б. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!

Пiдписали: «Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм»


(3) Мехмед IV Охотник (Авджи) 1642 - 1693) — султан Османской империи, правивший в 1648—1687 годах.

(4) В 1669 году гетман Правобережной Речи Посполитой Пётр Дорошенко стал вассалом Османской империи.

(5) Опираясь на нового союзника, весной 1672 года султан отправил на Заднепровскую часть Речи Посполитой трёхсоттысячное войско под собственным командованием. В начавшейся войне с Польшей удача сопутствовала туркам и их вассалам. Призванная гетманом Дорошенко и запорожскими казаками, османская армия разгромила поляков и казака гетманом Ханенко под Батогом и вместе с крымскими татарами взяла Каменец-Подольский.


ЭПИЛОГ
 

Живи хоть вечность на Востоке
Своим не будешь никогда
Стоишь ты ниже в каталоге
Верблюда, кошек и собак.

Ошибка наша, что считаем
Других похожими на нас,
Мы это искренно желаем,
Но чужды им тогда, сейчас.

Воспитаны они иначе
Среди обычаев других:
Нас обмануть для них удача,
При случае всегда соври.

Базар восточный в каждой сделке
Всегда обманут будешь ты,
Вопрос намного или меньше
Но выиграть - одни мечты.

Зовётся  "зеркала эффект" -
Когда ведёшь переговоры
Считаешь ты, что оппонент
Твоим всем аргументам вторит.

Что та же у него мораль,
Что те же выводы из фактов...
Ошибка. Нынче как и встарь
Твоя мораль - лишь недостатки.

Коварство - превосходства знак,
К кому врагом они считают,
А враг для них - неверный,
Всяк, с кем вера их не совпадает.

Будь осторожен. Никогда
Не доверяй улыбке, жесту...
Словам, что сладки, как халва,
Значение лишь известно местным.
 

 

 


Рецензии
Великолепный труд! Конечно же, есть отдельные спорные моменты, но в целом свидетельствует о том, что автор не только знает на должном уровне историю появления и распространения ислама как монотеистической религии, но и основные его постулаты. Скажу больше, не каждый считающий себя образованным мусульманин знает и может так свободно и грамотно оперировать реальными фактами из истории исламских стран...
Спасибо, уважаемый Оскар!
С пожеланиями новых творческих успехов, Абдукаюм

Абдукаюм Мамаджанов   03.05.2021 21:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Абдукаюм!
Я признателен Вам за рецензию. Для меня Ваше мнение важно и я ценю его.
.
С уважением

Оскар Хуторянский   04.05.2021 05:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.