Из истории Глодянской районной комс. орг. Ч. 5

                ИЗ ИСТОРИИ ГЛОДЯНСКОЙ РАЙОННОЙ
         
                КОМСОМОЛЬСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

                Часть пятая
 
             Ранее в пояснении для читателей портала «Проза.ру» я писала, что
идея написания истории Глодянской районной комсомольской организации Молдавской ССР принадлежит замечательному человеку, историку, краеведу, журналисту, члену Союза Писателей Молдовы имени А.С.Пушкина, большому другу нашей семьи - Сергею Петровичу Подгородному.
Он попросил собрать весь материал, который сохранился у меня ещё со времен работы в комсомоле, будучи секретарём одной из крупнейших комсомольских организаций района – сахарного завода и членом бюро РК ЛКСМ Молдавии. К большому сожалению, задуманному не суждено было сбыться. В июне 2014 года перестало биться сердце талантливого человека. 
В  предыдущих частях я опубликовала материалы Сергея Петровича:
 1. ПОСЛЕВОЕННЫЕ   ГОДЫ
 2. « КАЖДЫЙ КОМСОМОЛЕЦ - КРЕСТЬЯНИН –  В КОЛХОЗ» 
 3. УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ
В продолжение затронутой темы истории  Глодянской районной комсомольской организации решила разместить и часть материалов из личного архива. Кому-то будет интересно прочесть, кому-то нет, но это - часть истории, нашей общей истории, истории великой страны.


                УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖНОЙ АУДИТОРИИ
                В ЛЕКЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЕ
    
                (Выступление Ирины Мариуцы-Христюк,
     секретаря комсомольской организации Глодянского сахарного завода,
              члена бюро райкома комсомола, в ЦК ЛКСМ Молдавии.
        Учёба секретарей комсомольских организаций республики)


               Дорогие товарищи!

          В современных условиях, когда партия решает огромные социально-политические и экономические задачи, особое внимание уделяется совершенствованию форм идейно-воспитательной работы в массах, повышению её уровня и эффективности. К идеологическим работникам предъявляются всё более и более высокие требования.

          « Сейчас необходимо, - подчёркивает Л.И.Брежнев, - более оперативно откликаться на события, аргументированно разъяснять политику партии, полнее учитывать возросший уровень культуры и разносторонний характер советских людей, словом, овладеть ленинским искусством политического просвещения масс».

          Особую актуальность эта проблема приобретает при работе с молодёжной аудиторией. Молодость это – такой период в жизни человека, когда особенно интенсивно протекает формирование социальных и гражданских, мировоззренческих и нравственных принципов личности. Молодые люди весьма активно вступают в дискуссии, споря с тем, чтобы утвердить своё собственное мнение, свои убеждения. Молодость жадно тянется ко всему новому, интересному, до конца не раскрытому. Её, как ни одну другую аудиторию, отличает высокая эмоциональность.

           Лектор-пропагандист – один из тех, кто участвует в возведении мировоззренческого «храма души». Ещё Микеланджело утверждал, что «истинный художник отсекает только то, что позволяет ему материал". Скульптор исходит из внутренних особенностей той глыбы мрамора, в которой статуя содержится как бы потенциально. Отметим, что Микеланджело приходилось работать с твёрдым каррарским мрамором, который требовал от мастера чрезвычайной точности ударов «отсекающих лишнее». Современная молодёжная аудитория – это тоже «каррарский мрамор», подвластный подлинному мастеру слова и дела. И в своём выступлении я хочу обратить внимание на некоторые вопросы специфики и особенностей молодёжной аудитории в лекционно-пропагандистской работе.

          В качестве научной основы и неотъемлемой стороны лекционно-пропагандистского процесса выступает дидактика. Пропагандисту необходимо выполнять основные дидактические требования.

          В первую очередь, следует учитывать степень политической, общеобразовательной, профессиональной подготовки слушателей, а также то обстоятельство, что политическая учёба и лекции, как правило, проходят после трудового дня, когда нервная система утомлена, внимание и память ослаблены.
Определяя объём и содержание материала для изучения, пропагандисту надо иметь в виду и наличие времени у тех, кто учится.

          Если аудитория разнородна по составу, то перед пропагандистом весьма ответственная задача – найти такой аспект рассматриваемой проблемы, который может заинтересовать все категории.
 
          Чаще всего, в лекциях для разнородной по своему составу аудитории пропагандист должен преследовать следующие цели:
         
           - пробуждение интереса к новым областям знаний,  новым фактам и событиям, а также ответы на вопросы, которые раньше возникали у слушателей;

           - пробуждение интереса к поисковой деятельности, ведущей к развитию потребности в самообразовании, в творческой активности человека;

           - сообщение практически полезных рекомендаций, а также формирование определённой системы оценочных суждений или изменение оценок, сложившихся ранее.

          Кроме того,  лектор-пропагандист должен знать особенности памяти и в процессе бучения обращаться к памяти слушателей, управлять ею, развивать её, организовывать заучивание и запоминание. Причём, умело отбирая материал для запоминания, не перегружать материал фактами и примерами. В противном случае «изолированное и продолжительное раздражение определённого пункта больших полушарий, - по Павлову, - непременно ведёт к сонливости и сну».

          Организуя различные формы мыслительной деятельности, надо учитывать и наличие у слушателей жизненного опыта, ранее приобретённых знаний, насколько они информированы и осведомлены о деятельности своего коллектива и различных сторонах окружающей действительности, то есть, всесторонний уровень подготовки слушателей, чтобы в систему имеющихся у них знаний включать и новые знания.

          В.И. Ленин особенно подчёркивал, что «надо связывать массы со строительством общей хозяйственной жизни в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и когда он это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен».

          Политическое образование, в отличие от других форм учёбы, имеет разнохарактерную аудиторию. Так, например, в нынешнем учебном году в системе комсомольской политучёбы Глодянского района занимается 5405 слушателей, в том числе членов ВЛКСМ – 3941. Из них
               
                по образованию:

                н/ среднее                37%
                среднее, в т.ч. ср. специальное     52
                н/ высшее                2%
                высшее                9%

                по занимаемой должности:
    
                рабочих                28%
                ИТР                8%
                колхозников                48%
                служащих                16%

         Опыт лекционно-пропагандистской работы показывает, насколько важно знать специфику и структуру аудитории, учитывать подготовку и возраст слушателей. Хороший пропагандист никогда не пренебрегает этим и вовремя реагирует на ослабление внимания, потери интереса, растерянность и неспособность усвоить материал, замечает вопросительный взгляд и несогласие с выводом или предложениями, которые могут быть выражены мимикой слушателя. Он обязан проникаться большим вниманием к человеку, уметь говорить по душам.

          Учёт воздействия пропагандиста зависит также и от его работы по ознакомлению и всестороннему изучению психофизических особенностей слушателей, воли, внимания, темперамента.

           Важно знать и то, как слушатель живёт, какая у него семья, заработная плата, какие у него отношения с окружающими по работе и по месту жительства, насколько он активен в общественной жизни. Всё это поможет лучше влиять на них, более квалифицированно и результативно вести процесс обучения.

          Особое место в лекционно-пропагандистской работе занимает дифференцированный подход к слушателям. Тут важно сделать так, чтобы слушатели каждой группы были бы готовы для совместной учёбы, имели бы примерно одинаковые возможности для этого. Дифференцированный подход пропагандист должен осуществлять и при организации самостоятельной работы, и определении практического задания. Он точно должен знать возможности каждого и делать так, чтобы задание было выполнено наилучшим образом, вовремя проконсультировать, подсказать, дать объективную оценку сделанному.

          Учитывая особенности аудитории, необходимо разнообразить приёмы активизации мышления слушателя. Специфика аудитории определяет логику изложения вопроса. От состава слушателей зависит интенсивность обращения оратора к чувствам людей. Слово – могучее средство воздействия на людей и пользоваться им надо, сознавая всю полноту своей ответственности перед обществом.

          В идеологических сражениях невозможно замаскировать ни передвижения войск, ни приготовления к атаке, ни силы, непосредственно вводимые в бой. Невозможно засекретить даже направление главного удара, даже конкретное место планируемого прорыва фронта. В отличие от обычной, в идеологической войне, фронт атакуется на самом укреплённом месте. Поэтому здесь недопустимо дезориентировать бойцов сведениями об имевшихся где-то пустых траншеях. По какому бы вопросу ни выступал пропагандист перед молодёжной аудиторией, какой бы ни была тема беседы, обязательно лектор должен затронуть самые животрепещущие проблемы нашей жизни. И среди них центральное место занимает вопрос о воспитании нового человека, о формировании активной жизненной позиции личности.

          На ХХV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л.И. Брежнев подчеркнул, что «ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения».

          Будем к этому стремиться.

Кишинёв, 1980                Ирина Мариуца

               


Рецензии
Понравилось очень!С уважением Олег.Н

Олег Ларцев   10.10.2018 15:12     Заявить о нарушении
Рада, что понравилось.

Ирина Христюк   11.10.2018 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.