Космос поэзии и философии трактат

КОСМОС ПОЭЗИИ И ФИЛОСОФИИ:ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

Аннотация: Настоящая статья есть публикация вышеназванного философско-психологического трактата. Структура трактата состоит из 10 глав. Каждая глава включает три параграфа, в каждом из которых содержатся три постулата. Текст трактата представляет собой попытку авторского осмысления психоэнергетической природы поэтического и философского творчества, роли интуиции в создании идеальных миров абстрактно-семантического содержания.
Ключевые слова: поэзия, философия, текст, пассионарность поэзии, интуиция, философско-психологический трактат.

Может показаться удивительным, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов.
Рене Декарт

Только ту философию назову истинной, которая вернее всего передает голос самого мира и написана как бы под диктовку мира, не прибавляя чего-нибудь от себя, но только повторяя и отражая.
Фрэнсис Бэкон

Я вижу обнимающие меня пространства Вселенной, сам же прикован к небольшому уголку этого необъятного протяжения, не ведая, почему именно здесь, а не там мое место, почему данное мне малое время назначено мне в этот, а не в другой момент как всей предшествующей, так и всей последующей вечности.
Блез Паскаль


Глава 1. Космические истоки поэзии

1.1. Пульсация космических излучений – основа земных ритмов.

1.1.1. Пульс и дыхание космоса, его ритмика, периодичность явлений и гармония космических систем изучаются человечеством более 5 тысяч лет (но скорее всего – много дольше). Человечество, вся земная человеческая цивилизация – дитя космоса. Мы порождены космическими импульсами, и мы эволюционируем под влиянием вселенских полевых структур, объемлющих и пронизывающих землю.

1.1.2. Планета Земля – небольшое космическое тело, затерявшееся в глубинах космоса, всегда существует во власти космических ритмов, космических полевых структур и космических энергий. Планета Земля – как живое космическое тело – порождена пульсацией космических процессов и несет в своей вещественной сущности следы творения неземного космического разума.

1.1.3. Особенно ярко и наглядно (для современного человеческого ума и мировоззрения) следы космического разума, запечатленные или отразившиеся на нашей планете, видны в живой оболочке Земли – в биосфере и в наличии земного человеческого разума, создавшего на планете удивительную цивилизацию внешне разумной жизни.

1.2. Преобразование космических сигналов в поэтические ритмы и созвучия.

1.2.1. Тело Земли и её биосфера ежесекундно и ежемгновенно подвержены многоликому и малоуловимому воздействию космоса, несущему на земную поверхность (а иногда – сквозь неё и мимо) энергию, вещество и информацию. Современный уровень человеческого знания, науки и технологии не позволяет улавливать и распознавать более 99% всех форм космического воздействия на планету. Всего лишь короткое (по космическим масштабам) время существования земной человеческой цивилизации мы учимся воспринимать, распознавать и использовать воздействия и сигналы космической среды, а точнее – всего многообразия космических полей и явлений, ритмов и импульсов. По космическим меркам, возраст земной цивилизации младенческий, а точнее – находится в зачаточном и малоосмысленном, малоразумном состоянии.

1.2.2. Для понимания космоса человечеству даны определенные инструменты и способности. К ним в первую очередь можно отнести астрономию, религию, культуру, искусство, философию, науку и всевозможные техники и технологии.

1.2.3. Один из таких важных способов или инструментов для контакта земного человека с космосом – это земная человеческая поэзия, которая обладает редким, а возможно, и уникальным даром по восприятию, трансформации и расшифровке космических сигналов и выражению космической информации на простом человеческом языке (во всем его многообразии самобытных этносоциальных разновидностей).
Сигналы космоса посредством поэтических ритмов и созвучий обретают земную форму и наполняются земным, доступным нашему пониманию содержанием. Механизм (точнее, природа) этого восприятия, трансформации, распознавания космических сигналов или космической информации в настоящее время является малопонятным и малоосознаваемым (кроме того – редко признаваемым), но он имеет место в нашей земной реальности в течение нескольких тысяч лет.

1.3. Пассионарность поэзии.

1.3.1. Поэтический дар, или точнее, поэтическая пассионарность присуща незначительной части человеческого населения планеты. Вероятно, не более 5% в каждой популяции. Наличие поэтической пассионарности чаще присутствует у носителей (этого гена или вируса) в дремлющей, латентной форме. Для обнаружения и подлинного проявления поэтической пассионарности необходимы определенные психологические, социальные и культурные условия воздействия.
При отсутствии врожденной поэтической пассионарности существуют приемы её замещения искусственной, технологической, обучаемой или прививаемой формой поэтического мироотражения. Но, как правило, они никогда не достигают уровня естественной врожденной поэтической пассионарности. Позволяют лишь получить в результате более или менее успешную формулу имитации восприятия космических сигналов.

1.3.2. Поэтическая пассионарность, как и человеческая пассионарность вообще, имеет энергетическую природу, позволяющую психике индивидуума создавать внутри себя идеальный виртуальный мир, живущий по законам ритмики и созвучий. Этот идеальный виртуальный мир, регулируемый поэтической пассионарностью, становится способным улавливать космическую информацию, считывая её в окружающей природе, в человеческих отношениях и в человеческом мире культурно-символического и выражать её в виде поэтических текстов или сообщений.

1.3.3. Пассионарность поэзии имеет свои уровни, степени и градации. Она далеко не всегда доступна пониманию случайных неподготовленных слушателей. Эффект адекватного восприятия пассионарной поэзии обусловлен уровнем развития культуры и интеллекта аудитории слушателей, либо какой-то из форм психического заражения публики, протекающего в виде цепной реакции. Как принято говорить в таких случаях – должна быть создана соответствующая атмосфера восприятия поэзии, которая позволяет ей звучать в полный голос, позволяющий создавать земной образ космической информации, воспринятый и преображенный носителем поэтической пассионарности.

Глава 2. Вначале было слово…

2.1. Слова и человеческая речь – одновременное рождение.

2.1.1. Отдельные слова и человеческая речь появились последовательно, вероятно, с небольшим промежутком времени для становления самых примитивных конструкций человеческой речи. Возможно, это произошло в пределах одного или нескольких поколений – поэтому допустимо считать появление первых слов и формирования первой примитивной речи явлениями порожденными одновременно.

2.1.2. Исторический срок появления первых слов и формирования примитивной речи чаще всего относят к верхнему палеолиту (30-50 тыс. лет назад). У разных племен и народов появление речи происходило по мере вызревания объективных экологических и психосоциальногенетических условий. Поэтому мы наблюдаем такое многообразие и непохожесть живых языков на современном этапе развития цивилизации. Есть языки более древние, архаичные. Есть языки зрелые, средневозрастные и есть языки совсем молодые, появившиеся на последних стадиях неолита.

2.1.3. В процессе жизни каждого языка есть периоды бурного развития и относительной стабильности. Слова постоянно размножаются, речь постоянно усложняется. Т.е. развитие происходит по законам коммуникационно-речевой эволюции. От богатства и развитости языка и наличия письменной речи в значительной степени зависит развитие поэзии и философии. Но появляются поэзия и философия задолго до рождения письменной речи. Это обуславливает многопоколенное существование и развитие устного философского и поэтического творчества.

2.2. Слово в жизни человека.

2.2.1. Человеческое слово – фундамент культуры и цивилизации. Если слова заменить возгласами, эмоциональными выкриками и жестами – непонятно, на чем могло бы вырасти искусство, ремесло и технология. Человеческое общество пронизано словом во всех сферах жизнедеятельности. В словах выражается понимание, отношение, любовь, передача опыта, многообразие коммуникаций. Слова создают параллельный виртуальный мир нашего бытия. Слово лечит, убивает и возвышает. Слово позволяет создать богатый интеллектуальный и духовный мир каждой человеческой особи (индивидуума). Слово – это 80 или 90% бытия человека.

2.2.2. Уровень развития человека, его карьера, его судьба в значительной степени предопределяются владением словом. Словом человек решает проблемы, как и словом создает себе новые проблемы. Словом человек выражает свою глубинную сущность.

2.2.3. Слово в жизни поэта или в жизни философа – это почти 100% самовыражения и творческого созидания. Это наиболее трепетное и осознанное отношение к слову. Словом, именно всем его многообразием, поэт и философ творят свой уникальный идеальный мир.

2.3. Обретение поэтического слова.

2.3.1. Откровение слова, его открытие приходят к человеку в раннем детском возрасте. Основной период овладения словом происходит от 2 до 5 лет. В этом раннежизненном промежутке рождается человек. Как социальное существо, как персона с собственной уникальной индивидуальностью.

2.3.2. Поэтическое осознание слова приходит к человеку в разном возрасте. Отдельные вундеркинды уже сочиняют стихи в возрасте от 3 до 5 лет. Для многих, имеющих поэтический дар, осознание поэтического слова и проникновение в ритмы и созвучия происходит в возрасте от 10 до 16 лет, но есть отдельные случаи, когда обретение дара поэтического слова может прийти в 50 и в 60 лет…

2.3.3. Обретение поэтического слова чаще всего происходит почти внезапно, как будто из глубин души или из глубин человеческого естества, как будто происходит неожиданная мутация на подсознательном или бессознательном уровне психики. Как будто в мир обыденного привычного мышления врываются потоки квантовых частиц отвлеченного выражения неожиданных идеальных абстрактных образов и картин.

Глава 3. Поэзия как экзистенция бытия

3.1. Хаос и гармония как пределы человеческой речи.

3.1.1. Поэзия – явление присущее роду человеческому. То есть явление всеобщечеловеческое. Но, одновременно, поэзия явление уникальное и неповторимое, рождающееся и живущее по законам экзистенции – личной неповторимости в жизни человеческой сущности и существа человеческого.

3.1.2. Хаос как состояние полной свободы, неорганизованности и неструктурированности материи, пространства и полевой формы идеального космического естества является низшей (нижней) границей человеческой речи. Из хаоса речь порождается и хаосом может уничтожаться бесследно.

3.1.3. Гармония космоса является верхней или высшей границей человеческой речи – к ней устремлено её эволюционное развитие и совершенствование. Гармония задает параметры, формы, ритмы, созвучия и содержание поэтического творчества.

3.2. Поэтическое восприятие мира.

3.2.1. Поэтическое восприятие мира имеет два истока развития: природный, проникающий в человека из жизни природы и посредством влияния полевых семантических структур космоса, и посредством космических излучений, оплодотворяющих психофизиологические структуры человеческой души. Второй исток – социальный или педагогический, транслируемый в обществе посредством системы социализации и воспитания, содержащей определенный элемент традиций поэтического восприятия.

3.2.2. Поэтическое восприятие мира для каждой человеческой особи (индивидуума, личности) сугубо индивидуально. Имеет разную историю становления и различную степень полноты и развитости. От самого примитивного и одномерного, до многомерного и многообразного, чрезвычайно развитого по богатству ассоциаций и ощущений.

3.2.3. Богатство поэтического восприятия мира отражено в истории мировой поэзии и мировой литературы. Существуют две основные формы поэтического восприятия: творящая и понимающая. Они не существуют в чистом виде. Творящая всегда содержит в себе большой фрагмент понимающей. Понимающая тоже может содержать элемент творящей (так рождаются литературные критики и поэтоведы). В поэтическом восприятии всегда в наличии широкий диапазон качественного своеобразия. Поэтическое восприятие творит идеальные миры, различные по глубине проникновения в мир поэтического и необъятные по своей неповторимости, невыраженности.

3.3. Поэтическое проникновение в смыслы бытия.

3.3.1. Поэзия существенно обогащает понимание уникальности мира и уникальности нашего кратковременного земного существования.

3.3.2. Поэзия открывает каналы для проникновения в миры идеального. Поэтические идеальные миры существенно отличаются от идеальных миров, где живут и размножаются математика, философия, теология или естественные науки. Поэтическое ближе и доступнее подавляющему большинству обычных людей, имеющих элементарную социализацию и минимальное образование. Каналы в идеальные миры, где происходит постижение математических или философских семантических структур с их всевозможными творческими вариациями – доступны только узкому кругу лиц, проходящих, как правило, многолетнюю школу обучения и подражания. Идеальные миры теологии и естественных наук также требуют многолетней подготовки для понимания и проникновения.

3.3.3. Поэтическое проникновение в смыслы бытия чаще всего основано на чувственном восприятии гармонии, созвучности, соразмерности и ритма поэтического слова, поэтической фразы и поэтического творения в целом. Таким путем открывается красота мира и красота жизни, условия ценностного различия явлений человеческого мира.

Глава 4. Конечность поэтического текста и бесконечность философского

4.1. Истощение энергии поэтического.

4.1.1.Главное отличие поэзии и философии – это разная степень психоэнергетического потенциала, реализуемого при создании текста и предшествующего уже в готовых (завершенных) поэтических и философских текстах. Как правило, поэтический текст более энергоемкий, более энергозатратный по своему появлению в нашем материальном мире в виде текста. Философский текст, как правило, более объемный по количеству знаков и смыслов, но менее энергоемок. Бывают, конечно, не столь редкие исключения, когда плодят слабоэнергетические поэтические тексты и творят философские тексты, наполненные более мощной психоэнергетикой. В последнем случае это, как правило, связано с проникновением в философский текст поэтических импульсов большой психоэнергетической силы.

4.1.2. В процессе творчества и творческого восприятия поэтического происходит большой расход специфической психической энергии, связанной с проникновением в глубинные структуры семантики идеальных миров поэтического, что порождает отрыв от обыденной материальной реальности и создает эффект разности потенциалов – происходит определенное истощение энергии поэтического. Поэтому, даже сильные, самобытные и яркие поэты, а также (нередко) экзальтированные поэтические натуры, часто – простые поклонники поэтических миров, теряют психоэнергетическую защиту от воздействия и проникновения энергий обыденной реальности и от воздействия агрессивных прагматиков, далеких от понимания поэтических идеальных миров.

4.1.3. Только серьезная волевая подготовка, владение своими эмоциями и своим миром, позволяют авторам-творцам энергонасыщенных поэтических текстов удерживать относительно стабильное равновесие в мире обыденного, житейского. Важной функцией поддержки стабильности психоэнергетического состояния поэтов является функция позитивной социальной оценки и социальной поддержки вновь создаваемых поэтических текстов.

4.2. Аккумуляция и приращение энергии философского.

4.2.1. Создание философских тестов в большинстве случаев вызывает аккумуляцию и приращение психической энергии. Каждый новый текст увеличивает стремление к созданию нового текста. Так как понимание философского текста – это удел определенной группы посвященных, способных расшифровать логику философской мысли, то философу менее важна и значима социальная компенсация в виде понимания и признания. Философ больше живет в своем тексте, при его создании и меньше теряет энергии, меньше выпадает из равновесия, и менее способен на экстравагантные поступки, присущие ярким и экстравагантным (с точки зрения социального окружения) поэтам. Поэт – сам себе судья. Философ – еще более сам себе судья, но судит он свои тексты более спокойно и более благожелательно, стремясь избегать крайностей.

4.2.2. Психическая энергия в ходе создания философских тестов используется более равномерно и устойчиво. В ней редко бывают яростные вспышки и взлеты, а также последующие падения и энергетические опустошения. Бывают исключения, как Ницше. Но это связано с прогрессированием хронической болезни (или букета хронических болезней). В среднем – философы ведут более здоровый образ жизни, чем поэты, и чаще являются долгожителями – это  связано с аккумуляцией и приращением энергии в ходе создания новых философских текстов.

4.2.3. Таким образом, психоэнергетическая картина, сопровождающая и обуславливающая создание поэтических и философских текстов, как правило, кардинально различается. Поэтому, тексты философские часто бывают чрезвычайно продолжительными (по меркам обычного современного человека), труднопонимаемыми и редко читаемыми. Тексты поэтические обычно чрезвычайно короткие и создают иллюзию понимания у многих читающих.

4.3. В философии важны сплетения слов, а не созвучия и ритмы.

4.3.1.Строение и содержание философских текстов обычно игнорируют ритмику, созвучность слов, яркие метафоры и прочие поэтические приемы и технику.

4.3.2. Философский текст предпочитает ровное течение, убаюкивающее однообразием ритмического рисунка и слабой выраженностью акцентов.

4.3.3. Для философского текста важное значение имеют абстрактные неясные картины, создающие непрерывную вязь сплетений слов и абстрактных словесных клише, создающих нереальный мир идеального символического, или, как принято говорить сейчас – создающих иную, малодоступную и сложную виртуальную реальность, избыточно насыщенную ирреальной семантикой нового идеального мира.

Глава 5. Несовместимость поэтического и прагматического

5.1. Поэзия сакральна по природе.

5.1.1.Учитывая древнюю природу поэтического дара, имеющую тесную связь с мифологическим мироощущением, истинно глубинная поэзия по своей природе сакральна. То есть ей присуще родство с природными космическими смыслами, которые в древних культурах всегда признавались священными.

5.1.2. Далеко не всякая поэзия сакральна по своей природе и своему словесному отражению. Значительной части поэтических текстов присуще обмирщвление и технологическая рутинизация.

5.1.3. В обществе, в любую эпоху, чем дольше – тем больше проявляются силы, направленные на десакрализацию истинно глубинно поэтического. Существует целая отрасль создания поэтически подобных текстов для нужд массовой поп-культуры.

5.2. Поэзия – это впадение в транс.

5.2.1. Глубинная поэзия, или как принято говорить «поэзия от бога» (не имея ввиду религиозную поэзию), часто связана с изменением обычного психосоциального статуса и поведения создателя глубинного поэтического текста. Обычно принято это состояние обозначать как «впадение в транс». Это «впадение» имеет мало общего с впадением в транс шаманов или религиозных мистиков, но происходит некоторое изменение сознания творца поэтического текста, позволяющее ему в сильной степени отрываться от давления окружающей обыденной действительности и в существенно сильной степени погружаться в мир идеально-символического.

5.2.2. Такое трансовое творческое состояние поэт может испытывать кратковременно, во время прихода отдельных слов и строк (или целых поэтических творений) как бы «свыше» из иной реальности. Такие состояния довольно редко повторяются. Поэтому велик соблазн – вызывать такое трансовое, эйфорическое состояние с помощью жидкостей и препаратов, производящих искусственное принудительное изменение сознания, создающее кратковременные благоприятные условия для оригинального творчества – отсюда рождается тяга к алкогольным напиткам, наркотическим веществам и женщинам (последние служат для поэтов субъектами, изрядно изменяющими их сознание и поведение и нередко вводящими их в трансовое состояние).

5.2.3. Только небольшой процент из числа природно-одаренных поэтов обладает даром, точнее, искусством психотехнической регуляции своих творческих состояний без помощи вышеназванных стимуляторов творчества.

5.3. Прагматика повседневности редко совмещается с поэзией.

5.3.1.Поэт, переживший естественное трансовое состояние в творческом процессе начинает испытывать устойчивое желание в его повторении. Чтобы оно приходило чаще и задерживалось дольше.

5.3.2. Со временем это влечение к трансовым творческим состояниям становится растущей потребностью для сознания, подсознания и бессознательной психики.

5.3.3. Обыденная повседневная жизнь большинства людей не содержит таких трансовых творческих состояний. Более того, большинство обычных людей не понимают и не принимают подобного стремления и подобного трансового творческого поведения. Прагматикой повседневности творческий транс воспринимается как блажь и отклонение от порядочного нормального поведения.

Глава 6. Мифология и сознание – земные истоки поэзии и философии

6.1. Миф как первая форма поэтического.

6.1.1. Вероятнее всего, первые мифы начали рождаться в эпоху верхнего палеолита (20-25 тыс. лет назад), в то время, когда язык, словарный запас и человеческая речь получили уже серьезный уровень развития.

6.1.2. Миф – это первая форма создания идеального символического мира. Элементы реального в мифе смешиваются с первыми творческими фантазиями и элементами сновидений.

6.1.3. Большинство древних мифов по своей природе были близки поэтическим текстам. Скажем так – это было похоже на прозаическую «былинную» поэзию. Поэзию преданий, услышанных от ушедших поколений и поэзию совершенно новых образов, создаваемых в режиме реального времени, для своих родичей и соплеменников, сидящих или стоящих вокруг очага или родового костра.

6.2. Поэзия – игра сознания.

6.2.1.Первые поэты обладали особым даром «отвлеченного сознания», позволяющего выходить за круг обыденной реальности, за круг постоянных вещей и прагматических двигательных операций (действий).

6.2.2. Вероятно, первыми поэтами были родо-племенные шаманы и старейшины, имевшие свободное время для долгих наблюдений, размышлений и мысленных построений абстрактных картин.

6.2.3. Такие лица (шаманы, старейшины) освоив технологию абстрактных игр сознания, передавали их по наследству.

6.3. Осознанное творение мифов поэзии и философии.

6.3.1. В процессе исторического развития каждый этнос, каждое племя формировало свою совокупность мифологического миропонимания и в ней содержались уже первые элементы поэтического и философского.

6.3.2. Как современные феномены человеческой культуры, поэзия и философия полностью сформировались в «осевое время» (с 800 до 200 гг. до н.э.). Известны поэтические, мифологические творения из более раннего времени (Шумер, Древний Египет). Но письменная культура поэтических и философских текстов в классическом виде полностью сформировалась в Древней Греции.

6.3.3. Можно сказать, что в Древней Греции культура и искусство осознанного творения мифов, поэтических и философских текстов получила максимальное воплощение и феноменальные результаты.

Глава 7. Философия как сублимация психосексуальной энергии

7.1. Доминанта теоретического.

7.1.1. Именно в Древней Греции в VI-IV веках до нашей эры сформировалась доминанта теоретического – по-нашему – новый образ жизни, направленный на создание поэтических (литературных) и философских текстов. То есть, традиция погружения в идеальные абстрактные выдуманные миры, основанная на технологии операций со словом и письменной речью (текстом).

7.1.2. Появление такой доминанты в древнегреческом обществе (полисе) было вызвано закономерной эволюцией социальной жизни в древнегреческих полисах. Первыми были сказители, поэты, драматурги.

7.1.3. Чуть позднее стали выделяться и обособляться философы, вероятно, происходившие из числа жрецов, оракулов и путешественников, перекочевавших в категорию мудрецов – носителей особого знания.

7.2. Рождение абстрактной доминанты.

7.2.1. Именно первые философы, отталкиваясь от привычки долгих наблюдений, сравнений и размышлений, постепенно освоили технологию создания абстрактных фрагментов идеальных миров, основанную на усложнении элементов простого знания.

7.2.2. Вероятно, первые абстрактные фрагменты обладали большим сходством с изречениями оракулов и жрецов. Одним из преуспевших в форме первичных абстрактных формул и изречений был великий философ Древней Греции Гераклит. А может, по стечению исторических обстоятельств, от него уцелело большее число фрагментов и высказываний.

7.2.3. Это время рождения (VI-IV вв. до нашей эры) разнообразных приемов и технологий абстрактных операций со словами и человеческой речью. И, может быть, одна из таких ярких технологий теоретического – это диалоги и дискуссии Сократа, запечатленные Платоном.

7.3. Сублимация как исток философского преображения.

7.3.1. Овладение технологиями умственных операций над абстрактным словесным и речевым материалом вызвало эффект ослабления психосексуальной доминанты заменяющейся доминантой творческого теоретического самовыражения.

7.3.2. Поглощение избыточной психосексуальной энергии в процессе освоения и активного использования технологий философского творчества (создании вначале устных, а позднее – письменных текстов, и постоянное участие в философских спорах и дискуссиях) постепенно сформировало элементарную психотехничекую традицию управления психосексуальной энергией, благоприятно отразившуюся на продуктивности и результативности создания философских текстов и учений.

7.3.3. Так в европейской культуре возникла традиция сублимации – преображения избыточной психосексуальной энергии в энергию теоретического творчества и самовыражения.

Глава 8. Сходство и различие поэзии и философии

8.1. Поэзия – чувство, а философия – рассудок.

8.1.1. Чтобы мы не говорили, но в поэтическом творчестве преобладает доминанта чувственных влечений.

8.1.2. Помимо прочих чувственных проявлений и страстей мы находим сильный элемент тщеславия, присутствующий у носителей поэтического дара. Просто, весьма вероятно, поэты много более чувственные натуры, чем обычные (средние) нормальные люди.

8.1.3. У философов мы можем обнаружить немало эмоционального и тщеславного, но в большей степени начинает преобладать рассудочное отношение к своему творчеству, призванию и персоне. Философам легче дается сублимация, чем поэтам.

8.2. Расхождение и слияние поэзии и философии.

8.2.1. Поэзия влияет на философию, и философия влияет на поэзию. Вечная тема, не имеющая однозначного решения: что больше влияет и отчего большая зависимость. Однозначно можно сказать, что влияние женщин на поэтическое творчество явно сильнее, чем на создание философских текстов.

8.2.2. Большинство представителей прекрасного пола философские тексты мало трогают и занимают, оттого у философов больше времени для своего творчества.

8.2.3. Есть не всегда заметная тенденция (но весьма устойчивая): поэзия всё больше становится философичной, а философия постоянно стремится к латентной поэтичности своих даже весьма абстрактных текстов.

8.3. Философия – мастерская бесконечных словосочетаний.

8.3.1. Есть устойчивое «дежавю», что «золотой век» поэзии уже прошел и остались только осколки «золотого века».

8.3.2. Вполне вероятно, что «золотой век» философии прошел уже не однажды и последним был век XX.

8.3.3. Новизна поэтического все больше слабеет, как слабеет глубина сакрального поэтического. Философские тексты, в свою очередь, обнаружили удивительное свойство: обильно плодиться и размножаться. И вся мировая философия современности (в особенности – европейская) превратилась в удивительную мастерскую бесконечных словосочетаний, особенно, во второй половине XX века. Философы плодят бесконечные тексты и совсем не думают изменять этот мир. И если математические теории еще находят практическое применение в технологиях современной цивилизации, то совсем непонятно – какое применение и значение имеют геометрически размножающиеся философские тексты?

Глава 9. Синкретизм поэтического и философского мироотражения

9.1. Прагматическое мировосприятие.

9.1.1. Несмотря на успешное размножение поэтов и философов в современном обществе «социальный вес» и их социальная значимость в обществе до сих пор нуждаются в прояснении. Во-первых, значимость и влиятельность поэтов и философов в процессе общественного развития никак не возрастает, и, кажется, что не влияет на улучшение человеческих нравов и системы управления человеческими и государственными структурами.

9.1.2. Но если нет от них явной утилитарной пользы – почему общество до сих пор терпит их бесконечное размножение и самовыражение?

9.1.3. Нельзя ли открыть (изобрести) новую социальную технологию, позволяющую увеличить полезность поэтического и философского творчества для развития мировой человеческой цивилизации?

9.2. Непрерывность, адекватность и гармония отражения мира.

9.2.1. Вероятно, вопреки распространенному массовому прагматическому мнению о бесполезности поэзии и философии, польза от них всё же имеется.

9.2.2. Главная польза, скорее всего, не в эмоциях, тщеславии и публичных шоу, а в непрерывной работе по созданию адекватной картины мира, в котором мы живем и который нас окружает. Они открывают для нас новую глубину и новые грани человека разумного (пределы его ума и разумности). Они влекут нас к красоте и гармонии – как мы полагаем, что космос обладает красотой и гармонией, и нам надо её понять, открыть и подумать – зачем нам всё это нужно?

9.2.3. Процесс мировосприятия и мироотражения – это непрерывный процесс, как непрерывна жизнь самого космоса. Для нас, простых земных и смертных, так важно понять информацию и смыслы, скрытые и транслируемые космосом посредством своих полевых и импульсных структур – мы не можем доверить этот важный процесс астрономам и физикам – кроме ловли нейтрино и запуска какой-нибудь цепной реакции – всё остальное для них не представляет ценности…

9.3. Слияние миров реального и виртуального.

9.3.1. Поэзия и философия своей символической и семантической насыщенностью превосходят мифы и религии. И потому, жизнь поэзии и философии на стыке реального и виртуального (среди многообразия идеальных миров) так важна для настоящего и будущего человеческой цивилизации.

9.3.2. В век прогрессирующей машинизации и бурного развития техносферы, когда искусственное грозится поглотить все естественное и живое – так важно иметь поэзию и философию, хранящих подлинно человеческие миры  и говорящих о человеческой сущности.

9.3.3.Возможно, что в скором времени нас окончательно переселят из мира реального в миры виртуальные. И, возможно, что тогда единственным нашим утешением будут поэзия и философия, связующие нас с историей прошлых поколений, сотворивших живую человеческую цивилизацию на планете Земля.

Глава 10. Интуиция – космический дар и земное воплощение

10.1. Интуиция как свойство человеческой психики.

10.1.1. Мы говорили о немногом. Но нельзя не сказать несколько слов об интуиции и её значении в поэтическом и философском творчестве.

10.1.2.Интуиция как свойство человеческой психики не перестает удивлять своей неуловимостью и непредсказуемостью. Мы до сих пор не знаем достоверно: какова природа интуиции и каков её механизм?

10.1.3. Почему так сильно различаются люди по степени развития или наличия индивидуальной интуиции? Почему интуиция позволяет нам заглянуть в недоступные временные дали и пространства, не выходя из комнаты и не отрываясь от земной поверхности?

10.2. Космическая полевая природа интуиции.

10.2.1. Выскажем осторожную гипотезу: интуиция – это канал, связующий каждого отдельного человека с космосом. Это наше окно в открытый космос. И чаще всего – оно бывает закрытым. И как не удивительно – закрытым по причине банальной человеческой лени и отсутствия здорового жизненного любопытства.

10.2.2. Весьма вероятно, что интуиция – это способ контакта и проникновения в полевые структуры космоса, несущие невероятное обилие разнообразной информации, о которой мы даже не догадываемся и не представляем, как она важна для нас – для земной человеческой цивилизации и для каждого земного разумного человеческого существа.

10.2.3. Поэты и философы, имеющие дар интуиции, проникают в полевые семантические структуры космоса и творят свои тексты или свои идеальные миры под непосредственным влиянием космических импульсов и сигналов. Во многом они осуществляют этот процесс интуитивно и не до конца осознают значение своих открытых идеальных миров.

10.3. Интуиция: психическое и трансцендентное.

10.3.1. Интуиция, как и сам человек, имеет двойную природу: земную и космическую. Психическая составляющая интуиции – это, в большей степени, земная природа. Трансцендентная составляющая интуиции – это космическое поле, это сигналы, импульсы, информация космического семантического или смыслового (разумного) поля. И у нас есть шанс – прикоснуться к трансцендентной интуиции при помощи поэзии и философии (при глубоком и сознательном погружении в их вполне земное пространство поэтических и философских текстов).

10.3.2. Каждый человек имеет космический дар – интуицию. Земное воплощение этого дара – в нашей индивидуальной психике.

10.3.3. Мы можем обнаружить, принять этот дар и развить его земное воплощение посредством изучения человеческой истории, культуры, поэзии и философии. Или можем остаться безразличными к этому щедрому дару космоса…

Опубликовано: Винобер А.В. Космос поэзии и философии: философско-психологический трактат // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. 2019. – 1(7).С. 42-62.


Рецензии