Имя на поэтической поверке. Дмитрий Кедрин

Есть одно стихотворение известного советского поэта - фронтовика Дмитрия Борисовича  Кедрина, услышав которое, однажды, невозможно забыть:

Красота

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотящих снопы спозаранок.

У вихрастых мальчишек, что ловят грачей
И несут в рукаве полушубка отцова,
Я видал эти синие звезды очей,
Что глядят с вдохновенных картин Васнецова.

С большака перешли на отрезок холста
Бурлаков этих репинских ноги босые...
Я теперь понимаю, что вся красота –
Только луч того солнца, чьё имя – Россия!
5 сентября 1942

 Дмитрий Кедрин родился на Донбассе (4 февраля 1907 – 18 сентября 1945) на Богодуховском руднике, в семье счетовода. Детство и юность прошли в городе Днепропетровске, куда переехали, когда Дмитрию было 6 лет.

 В 1916 году 9 летнего Дмитрия отдали в коммерческое училище. По пути в училище по зелёной Надеждинской улице к широкому проспекту, всегда останавливался на бульваре, где возвышался бронзовый Пушкин.

«От памятника Пушкина начинается у меня тяга к искусству…» –вспоминал в последствии поэт. Литературным воспитанием внука занимается бабушка Нина Яковлевна, весьма начитана и женщина, страстно любивший стихи.

 Она привила Дмитрию любовь к поэзии, читала из своей тетради Пушкина, Лермонтова, Некрасова, а также в подлиннике Шевченко и Мицкевича. Бабушка и стала первой слушательницей стихов Дмитрия.

В юности Дмитрий много занимался самообразованием. Изучал не только литературу и историю, но и философию, географию, ботанику.

 На столе у него лежали тома художественной литературы, энциклопедический словарь «Жизнь животных» Альфреда Брема, труды из различных областей науки. Ещё в коммерческом училище Дмитрию удавались эпиграммы и стихи на злобу дня. Серьёзно начал заниматься поэзии с 16 лет.

 В 1924 году Дмитрий окончил 2 курса Днепропетровского техникума путей сообщения, не закончив его по слабости зрения. Включился в работу литературного объединения «Молодая кузница».

 К 1925 году, когда Дмитрий впервые приехал в Москву, его стихи уже печатались в журналах: «Прожектор», «Молодая гвардия», газета «Комсомольская правда» и «Юношеская правда».

Постепенно у Дмитрия формировался свой поэтический голос, он нашёл свои неожиданные темы, свой неповторимый стиль. В 1926 году 19 летний Кедрин познакомился с 17 летней Людой Хоменко, приехавший в Днепропетровск из Жёлтых вод вблизи Кривого Рога, а через 4 года женился на ней.
 
«Среднего роста,тонкий и изящный, в белой косоворотке, подпоясанной кавказским ремешком, с волнистыми темно-каштановыми волосами, спадающими чуть на высокий лоб, в пенсне, из-за стёкол которого глядели большие задумчивые глаза, с чуть глуховатым низким голосом, сдержанный и скромный», –таким сохранился облик 19 летнего поэта при первой романтической встрече в памяти его жены Людмилы Ивановны.
 
Забегая вперёд можно сказать, что у Дмитрия и Людмилы было двое детей Светлана и Олег. Светлана 1 марта 1934 года рождения, село Черкизово, Московской области, ныне поэт, прозаик, художник, известна своими работами по исследованию творчество отца.

 В 1996 году в Москве издательство «Янико» вышла его книга воспоминаний об отце «Жить вопреки всему». За переиздание этой книги на Украине Светлана Щедрина в 2007 году была удостоена литературной премии имени Дмитрия Кедрина в номинации «Проза».

В 1931 году вслед за друзьями поэтами Михаилом Светловым и Михаилом Голодным переехал в Москву. Дмитрий вместе с женой обосновался в полуподвале старого двухэтажного дома на Таганке в Товарищеском переулке.

 После рождения дочери в декабре 1934 года семья Кедриных переезжает в подмосковный посёлок Черкизово, где у поэта впервые появляется рабочий кабинет, закуток за занавеской.

 Дмитрий Борисович работает в заводской многотиражке «Кузнеца» мытищинского завода Метровагонмаш, консультант в издательстве «Молодая гвардия» и одновременно внештатным редактором в  Гослитиздате.

В это время публикуются такие знаковые стихотворения в творчестве Дмитрия Кедрина, как замеченная Максимом Горьким «Кукла» 1932,«Подмосковная осень» 1939,«Зимние» 1939, «Баллада зодчие» 1938, поэма «Конь» 1940.

 Одним из наиболее значительных произведений Дмитрия Борисовича является стихотворная драма «Рембрандт», о великом голландском художники. Впервые поэма была опубликована в трёх номера журнала «Октябрь» за 1940 год. Произведения Дмитрия Борисовича очень психологичны, обращенны к темам историческим, камерным и интимным, он прославлял творцов – созидателей вневременной истиной красоты.

В стихах Дмитрия Кедрина очень сильно живописное начало, его краски звонки и точный. Дмитрий Кедрин был исключительно скромен и трудолюбив. «Требуйте от себя,–писал он молодым поэтам, – абсолютной честности, не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток.».

 Особенно Дмитрий Борисович любил Русь, написать о ней, кроме «Зодчих» и «Конь», поэмы «Ермак», «князь Василько Ростовский», «Песня про Алёну Старицу».

О стихотворении «Кукла» Дмитрия Борисовича необходимо сказать отдельно. Это стихотворение Алексей Максимович Горький прочитал в журнале «Красная Новь». И осенью 1932 года на его квартире состоялась встреча членов правительства с ведущими писателями. И Горький попросил обладавшего звучным голосом Владимира Луговского: «Прочти, что лучше!» 

 Луговский читал в полной тишине, а Горький взмахами руки отмечал самые важные места. Чем ему понравилось «Кукла»? Наверное, прежде всего гуманной направленностью, честным показом того, как не просто сдаются времени сырые норы с их нищим «уютом».
 
 И конечно, пониманием целей, которые ставила перед собой страна Советов. Дмитрий Борисович болезненно реагировать на несправедливость. В середине 1930 года, наблюдая за травлей Осипа Мандельштама, Николая Заболоцкого, Павла Васильева, поэт написал едкую эпиграмму

У поэтов жребий странен,
Слабый сильного теснит:
Заболоцкий безымянен,
Безыменский – именит!

ВЧеркизове Кедрины жили на краю посёлка, невдалеке поле, старинная церковь, а дальше в лес.

 «Ну я пошёл работать.»–говорил Дмитрий Борисович и удалялся «вышагивать» стихи. Он бродил по улочкам посёлка и запутанным тропинкам леса, ничего не видел и не слышал.

 Соседи иногда обижались: «Почему не здоровается?» Потом понимающе снисходили – близорукость. Кедрина действительно было со зрением неважно, он носил очки минус 16 диоптрий, но дело было не в этом, он существовал в другом измерении– поэтическом. 

Ну, вот, я поработал– говорил он, вернувшись в комнатушку и, примостившись на краешке стола, записывал уже готовые стихи.  Вот почему в творческом архиве поэта так мало черновиков. В начале Великой Отечественной войны Кедрин хотел добровольцем идти уйти на фронт, однако его в армию не взяли из-за плохого зрения.

 В эвакуацию он также не поехал, продолжал в Черкизове (до которого захватчики не дошли всего 15 километров).

 Занимался переводами из антифашистской поэзии народов СССР, которые печатались в газетах, в том числе и в «Правде» и написал две книги стихов, в издании которых ему было отказано. Прижизненный поэтический сборник «Свидетели», в который шли всего 17 стихотворений, был издан в 1940 году.

Выехать на фронт поэту удалось лишь в мае1943 года. В течение 9 месяцев работает корреспондентом авиационный газеты 6-ой Воздушной Армии «Сокол Родины» на северо- западном фронте, где публиковал очерки о подвигах лётчиков, а также сатиру под псевдонимом Вася Гашеткин.
 
За время работы во фронтовой газете Дмитрий Борисович прислал жене 75 номеров, где была напечатана около 100 егостихотворений. Находясь на фронте, поэтому много писал о родной Украине и её героях, стихи,посвящённые Киеву, Харькову, Днепропетровску.
В конце 1943 года Дмитрий Борисович Кедрин был награждён медалью «За боевые заслуги». Письмо с фронта домой жене Дмитрий Кедрин писал: «Я познакомился тут с исключительно интересными людьми…
 
Если бы ты знала, сколько в них дерзкой отваги, спокойного мужества, какие это замечательные русские люди». В другом письме он признавался: «…я чувствую себя в строю, а не где-то в стороне, а это очень важное чувство, которое я редко испытывал в Москве, в нашей писательской среде».

 Сразу после войны, летом 1945 года, вместе с группой литераторов Дмитрий Борисович ездил в творческую командировку в Молдавию.
 
По дороге домой сосед по купе нечаянно разбил кувшин с мёдом, который Дмитрий Борисович вёз детям, что было истолковано очевидцами, как мистический знак скорой беды. 

Кончилась война. Дмитрия Кедрина были огромные творческие замыслы, в его записной книжке масса тем и сюжетов. Он пишет светлое и радостное стихотворение:«Приглашение на дачу»

...Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!
У нас васильки собирай хоть охапкой.
Сегодня прошёл замечательный дождик —
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой…

Но планам не суждено было осуществиться. 18 сентября 1945 года Дмитрий Борисович Кедрин трагически погиб под колёсами пригородного поезда по пути домой из Москвы Черкизово, он был выброшен преступниками из вагона.

 Тайна смерти поэта до сих пор остаётся неразгаданной.

 Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Проводить поэта в последний путь пришли его друзья по литературному цеху: М. Светлов, М. Голодный, И. Гвай, В. Казин и другие.

 У изголовья могилы Дмитрия Кедрина растёт 300 летний дуб, древнейший в Введенских горах, что стало мотивом философского стихотворения Светланы  Кедриной, посвящённого памяти отца.

В память о поэте названы библиотека и музей в Мытищах, а также библиотека в Черкизово на улице Кедрина. В Санкт-Петербургском театре имена имени Александра Сергеевича Пушкина идёт пьеса Кедрина «Рембрандт», о поэте написании диссертации, монографии и книги. Дмитрий Борисович Кедрин прожил на свете всего 38 лет.
 
 В 1966 году, то есть через 20 с лишним лет после гибели Кедрина, известный поэт Ярослав Смеляков сказал о его стихах: «Думаю, что со временем их значение будет возрастать.» Прошло уже 70 лет и предсказания мастера, можно смело повторить.

P S
«Может, так же в счастья день желанный,
В час, когда я буду петь горя,
И в меня ударит смерть нежданно,
Как его дробинка  - в глухаря» -

написал Дмитрий Кедрин об охотнике в стихотворении «Глухарь».

Стихи оказались пророческими по отношению к самому автору –он ушёл из жизни
в момент наивысшего горения, полный замыслов и планов.

Но то, что успел сделать Дмитрий Кедрин за свою не очень долгую жизнь, ставит его в  первые ряды русских поэтов.



Из поэтического наследия Дмитрия Кедрина

Кукла

Как темно в этом доме!
Тут царствует грузчик багровый,
Под нетрезвую руку
Тебя колотивший не раз...
На окне моем - кукла.
От этой красотки безбровой
Как тебе оторвать
Васильки загоревшихся глаз?

Что ж!
Прильни к моим стёклам
И красные пальчики высунь...
Пёс мой куклу изгрыз,
На подстилке её теребя.
Кукле - много недель!
Кукла стала курносой и лысой.
Но не всё ли равно?
Как она взволновала тебя!

Лишь однажды я видел:
Блистали в такой же заботе
Эти синие очи,
Когда у соседских ворот
Говорил с тобой мальчик,
Что в каменном доме напротив
Красный галстучек носит,
Задорные песни поёт.

Как темно в этом доме!
Ворвись в эту нору сырую
Ты, о время моё!
Размечи этот нищий уют!
Тут дерутся мужчины,
Тут женщины тряпки воруют,
Сквернословят, судачат,
Юродствуют, плачут и пьют.

Дорогая моя!
Что же будет с тобой?
Неужели
И тебе между них
Суждена эта горькая часть?
Неужели и ты
В этой доле, что смерти тяжеле,
В девять - пить,
В десять - врать
И в двенадцать -
Научишься красть?

Неужели и ты
Погрузишься в попойку и в драку,
По намёкам поймёшь,
Что любовь твоя -
Ходкий товар,
Углём вычернишь брови,
Нацепишь на шею - собаку,
Красный зонтик возьмёшь
И пойдёшь на Покровский бульвар?

Нет, моя дорогая!
Прекрасная - нежность во взорах
Той великой страны,
Что качала твою колыбель!
След труда и борьбы -
На руке её известь и порох,
И под этой рукой
Этой доли -
Бояться тебе ль?

Для того ли, скажи,
Чтобы в ужасе,
С чёрствою коркой
Ты бежала в чулан
Под хмельную отцовскую дичь,-
Надрывался Дзержинский,
Выкашливал лёгкие Горький,
Десять жизней людских
Отработал Владимир Ильич?

И когда сквозь дремоту
Опять я услышу, что начат
Полуночный содом,
Что орёт забулдыга-отец,
Что валится посуда,
Что голос твой тоненький плачет,-
О терпенье моё!
Оборвёшься же ты наконец!

И придут комсомольцы,
И пьяного грузчика свяжут,
И нагрянут в чулан,
Где ты дремлешь, свернувшись
                в калач,
И оденут тебя,
И возьмут твои вещи,
И скажут:
"Дорогая!
Пойдём,
Мы дадим тебе куклу.
Не плачь!"
1932

Горбун и поп

В честном храме опосля обедни,
Каждый день твердя одно и то ж,
Распинался толстый проповедник:
До чего, мол, божий мир хорош!
Хорошо, мол, бедным и богатым,
Рыбкам, птичкам в небе голубом!..
Тут и подошел к нему горбатый
Высохший урод с плешивым лбом.
Он сказал ему как можно кротче:
"Полно, батя! Далеко зашел!
Ты, мол, на меня взглянувши, отче,
Молви: всё ли в мире хорошо?
Я де в нем из самых из последних.
Жизнь моя пропала ни за грош!"
"Не ропщи!- ответил проповедник.-
Для горбатого и ты хорош"
1937

"Да, и такой, моя Россия..."
А.Блок

Хочешь знать, что такое Россия -
Наша первая в жизни любовь?
Милый друг! Это ребра косые
Полосатых шлагбаумных столбов.
Это щебет в рябиннике горьком,
Пар от резвых коней на бегу,
Это жёлтая заячья зорька,
След на сахарном синем снегу.
Это пахарь в портах полотняных,
Пёс, что воет в ночи на луну,
Это слезы псковских полонянок,
Поседевших в татарском плену.
Это горькие всхлипы гармоник,
Свет далёких пожаров ночных,
Это - кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных.
Это - эхо от песни усталой,
Облаков перелётных тоска,
Это свист за далёкой заставой
Да лучина в окне кабака.
Это хлеб в узелке новобранца,
Это туз, что нашит на плечо,
Это дудка в руке Самозванца,
Это клетка, где жил Пугачёв...
Да, страна наша не была раем:
Нас к земле прибивало дождём.
Но когда мы её потеряем,
Мы милей ничего не найдём .
18 сентября 1942

Должник.

Подгулявший шутник, белозубый, как турок,
Захмелел, прислонился к столбу и поник.
Я окурок мой кинул. Он поднял окурок,
Раскурил и сказал .,благодарный должник.

«Приходи в крематорий, спроси Иванова,
Ты добряк, я сожгу тебя даром, браток».
Я запомнил слова обещанья хмельного
И бегущий вдоль потного лба завиток.

Почтальоны приходят, но писем с Урала
Мне  в Таганку не  носят  в суме на боку.
Если ты умерла или ждать перестала,
Разлюбила меня, - я пойду к должнику.

Я приду в крематорий, спущусь в кочегарку,
Где он дырья чинит на коленях штанов,
Подведу его к топке, пылающей жарко,
И шепну ему грустно  “ Сожги, Иванов!»
1934

                Завет.

В час испытаний
Поклонись Отчизне
По – русски,
В ноги,
И скажи ей:
«Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою – жить,
С тобою – умирать!»

Будь верен ей.
И, как бы ни был длинен
И тяжек день военной маеты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.

Люби её.
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь  её и честь,
Чтобы сказать
В желанный час победы:
«И моего
Тут капля мёда есть!»
1942.



Рецензии
Спасибо, Лев. Очень его люблю. Но всё-таки его сильная сторона - поэмы и баллады, а не лирика.

Жанна Райгородская   14.07.2021 06:07     Заявить о нарушении
согласен

Авов Аволог   20.03.2023 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.