Честь не в чести

нас учат жулики и воры
как честно и достойно жить
     - В. Поляков


Когда то честь была в почёте -
Честь больше жизни берегли,
Давали подлецам пощёчин,
Бесчестным - не подать руки.

За честь "к барьеру" звали часто,
Но то в былые времена...
Теперь в чести другая хватка
Тех кто при власти, при деньгах.

Честь остаётся за порогом
В чести обман, наветы, ложь...
Зовётся это демагогией
Чем лучше в ней, тем ты хорош. 

Не покраснеть, с спокойной миной
С не помраченного  чела
Пустить слезу на вид картинно,
Иль улыбнуться так, слегка.

Считать по совести живущих
Умом лишенных, проще - лох,
И уважать лишь власть имущих...
Честь не в чести у тех, «кто смог». 


Рецензии
Да, Оскар, очень актуальная и печальная тема. Всё так. И более того: разговор о чести может вызвать иронию, ухмылку, это, увы, устаревшее слово, анахронизм. То, что происходит с сознанием человека (ложь, фальшь, страсть к накопительству, агрессия, бездуховность...) говорит лишь о деградации. Это уже путь самоуничтожению... С признательностью. Л.С.

Любовь Самарина   22.09.2018 23:21     Заявить о нарушении
Понятие "честь" как таковое
Пришло от рыцарей, дворян.
В религии оно другое,
Оно другое у крестьян.

В религии честь - быть верным Богу
И жить как он всем предписал.
Нет чувства внутренней тревоги
И нет сомнений. Он дал-взял.

Не слышал я чтобы в деревне
Кого-то звали на дуэль,
Но вилы в бок имели место
Без секундантов, это цель

Да, была воинская доблесть,
И целомудрие в чести,
Но чувства внутренних достоинств
И качеств - это впереди.

Где честь определяет личность,
Чтоб жизнь отдать и не жалеть.
Где идеалы, а не милость
И не амбиции беречь.

Писал о чести Аристотель, (1)
Писал о ней и Цицерон. (2)
Понятия их почти похожи
Но есть различия притом.

Здесь относительна реальность -
Всех Пушкин звал к себе в постель http://www.stihi.ru/2017/05/24/11033
Но взгляд Дантеса на Наталью
И всё. Прощения нет. Дуэль.

Была ль мораль у динозавров?
Об этом я уже писал. http://www.stihi.ru/2015/04/07/7603
У каннибалов честью главной
Откушать печень у врага.

А было ведь и “слово чести”-
Рукопожатим скрепив,
Без адвокатов и без прессы
Стояло крепче пирамид.

Дай Бог нам всем прожить достойно,
И честь свою не замарать.
Ведь честь одна. Её возможно
Лишь раз отдать. Раз потерять.

А
(1) У Аристотеля в «Никомаховой этике» честь сочетает в себе внешнее и внутреннее, общественный почет и личную добродетель

(2) Цицерон в «Трактате об обязанностях» говорит о honestum (честности, порядочности, добродетели) как мере и конечной цели всех поступков; honestum состоит в гармонии с самим собой и в выполнении обязательств перед обществом
.
С уважением и благодарностью

Оскар Хуторянский   23.09.2018 01:30   Заявить о нарушении