4 Портрет В. Д. Римской-Корсаковой

Портреты – двойники
Тишайшей^ и скандальной.
У ног её Париж
И град провинциальный.
Блистала в Тюильри,
Племянник Бонапарта*
Особенно был мил
С Венерой из Тартара.**

Меха, воздушный газ
И розовая свежесть,-
Вот образ русских дам,-
Холодность, пылкость, нежность.
Красавиц светских блеск
Не потускнел с годами,
Лишь ярче в свете стал
Семейных тайн-преданий.

Муж – «лучший кавалер»,
Где Корсаков – «Корсунский»,-
Толстой пером призрел
Чету,-строкой-рисунком.***
Хранить- не хоронить
Единственному верность,
Ей, вопреки судьбе,
Не рок-закономерность.

Сын дорогой портрет
Привез из Ниццы в Пензу,
В имение дворян
Араповых к невесте.
Второй портрет в Орсэ,
Известен, - Винтерхальтер****
Явил во всей красе
Венеру утром ранним.

Естественность чужда
Манерности притворной,
Смиренность и кураж –
От вольницы невольной.
Салонный шепоток
И шелест платьев бальных,-
Фурор, как масло в огнь,-
Вскипает моментально.

Дуэли чести - рок
Для писаных красавиц
Курком взведённым – страсть, -
Прославить – не ославить.
Рассветы и туман.
Восходов и закатов
Багряно-розов шлейф
Времён кавалергардов.

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье 
«Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, рожд.Мергасовой»
1858 г. Пензенская картинная галерея им.К.А. Савицкого
Фото автора.
Второй портрет Варвары Дмитриевны кисти Винтерхальтера,
датированный 1864 г. переданный из Лувра, хранится в музее Орсэ в Париже. 
Пензенский портрет не так давно приезжал в гости к парижскому.

^ http://stihi.ru/avtor/tishinatishina Ирина Тишкина3

* Наполеон III
** Варвару Дмитриевну за красоту и прозрачную откровенность скандальных нарядов при французском дворе называли  La Venus tartare
(всё, что не принадлежало Европе, пусть в виде колоний, в России (в т.ч. Московия, и далее, именовалось Тартарией, вплоть до 19 века)

***Лев Толстой,  знавший чету Римских-Корсаковых, а Николая Сергеевича,  – по Севастопольской компании, коротко обрисовал Николая и Варвару,   блиставших на балах, под фамилией Корсунские, в «Анне Каренине».

Пара разошлась после дуэли Н.С. (причиной которой стала, по-видимому, В.Д.) и вынужденной отставки Н.С., за невозможностью продолжения успешной военной   карьеры.  В.Д. пришлось уехать заграницу.
После ухода Варвары Дмитриевны из жизни (в 45 лет), сын Николай Николаевич был вынужден продать её имение в Ницце и дом в Париже, и вернуться в Россию, женившись на Екатерине  Александровне Араповой,  (известного старинного дворянского рода, ее отец Арапов Александр Александрович (1830- после 1908), поручик кавалергардского полка, гофмейстер, действительный статский советник, двоюродный брат Ивана и Николая Андреевичей Араповых, женатых на сестрах Ланских, дочерях Н.Н. Ланской-Пушкиной)


**** Франц Ксавьер Винтерхальтер (1805-1873) – немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX века, придворный художник Луи-Филиппа, короля Франции. В годы правления Наполеона III – главный портретист императорской фамилии и французского двора.
В ряду особ, которых писал Винтерхальтер – российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга  Николаевна, Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных, Трубецких, Римских-Корсаковых.

------- помещу сюда, чтобы не затерялось----Александр Ильин - мать дворянка из рода Римских-Корсаковых---

В октябре 1993 года в украинском городе Кировоград произошло событие, которое, казалось, не могло бы заинтересовать широкую общественность: скончался от инсульта 72-летний электрик РЭС Александр Ильин. В узких кругах этот человек был известен как умелый реставратор и переплетчик, однако жил он всегда очень скромно. А через пару месяцев произошла сенсация – в ветхом домике бывшего электрика нашли уникальную коллекцию произведений искусства и старинных книг. По оценке специалистов она оказалась самой значительной из всех частных коллекций в Европе.
Знакомые рассказывают, что подпольного коллекционера можно было принять за бомжа: носил он чаще всего робу или засаленный пиджак, тулуп, кирзовые рабочие ботинки. В руках всегда сетка-авоська. Зубов у него не хватало, но его это не заботило. Питался бесплатно, потому что работал электриком в тресте столовых. Впрочем, другие коллекционеры знали, что деньги у Ильина на редкую вещь всегда найдутся.
Достоверным выглядит следующее объяснение: известно, что Александр Ильин по матери происходил из знатного рода Римских-Корсаковых, которые еще с середины XIX века коллекционировали культурные раритеты. Часть этой коллекции после революции удалось сохранить. Борис Ильин, отец подпольного миллионера, мог увеличить собрание сначала в гражданскую войну – он участвовал в подавлении антисоветских восстаний и в экспроприации и дворянских усадеб и церковного имущества, а затем и в Великую Отечественную, выменивая драгоценности у нуждающихся людей.
Сын Александр рос среди прекрасных предметов старины, буквально как в музее. Вероятно, он с детства впитал любовь к прекрасному, но только в его случае эта страсть приобрела чрезмерную форму. Мужчина на всю жизнь остался одиночкой. На вопрос, почему не женится, обычно отвечал: «Как я могу привести сюда кого-то чужого?» Коллекция была его единственной радостью, а единственной горячей любовью - старинные книги.


Рецензии
Прекрасно и интересно написано.Спасибо за просвещение,Светлана.
С теплом.

Борис Ханин   20.07.2019 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис,рада,

Светлана Леснова   21.07.2019 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.