Голгофа для поэта

«...Тут Рюхин опять вздрогнул: бесшумно открылись белые двери,
за ними стал виден коридор, освещенный синими ночными лампами.
Из коридора выехала на резиновых колесиках кушетка, на нее
переложили затихшего Ивана, и он уехал. И двери за ним замкнулись».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Водитель гнал свой грузовик,
Сердился – даром ночь пропала,
У пассажира хмурый вид, -
В Москву,
Скорей с Москву!..
Светало.
И вдоль шоссе свет фонарей
Не ярок был и неприятен.
Вновь поворот... Занос... Скорей!
Скорей туда, где мир понятен!

Вот отвалился хвойный лес,
Остался где-то за спиною,
Изгиб реки уплыл-исчез,
Промчался мимо стороною.
Навстречу «сыпались» столбы
И мачты с гроздьями катушек,
(Как злой предвестники судьбы,
Как выстрелы незримых пушек),
Земля вся в полосах каналов,
И груды щебня тут и там.
(А солнце, между тем, вставало...)

Машина мчится по буграм,
Обычный мир навстречу катит -
Заборы с будками, дрова, -
Вот-вот уже она, Москва!
Сейчас навалится, охватит...

У пассажира хмурый вид
Не просто так, не из причуды.
Его печалит и томит
Сомнений новых
Груз подспудный.
В душе оставил тяжкий след
Дом скорби
Ночью посещенный,
С ума сошедший друг-поэт
В его палаты увезенный.

Но что-то более всего
Терзает, не дает покою,
Хоть и уехал далеко
Уже от скорбных тех покоев.

Понять бы, что же гложет так,
Так сильно душу бередит?
Тот коридор, свет синих ламп,
Что прочно к памяти прилип?

Нет, коридор здесь ни при чем,
И дело здесь не в цвете света;
Тупой иглой засели в нем
Слова безумного поэта,
Что все его стихотворенья -
Бездарность пошлая одна.
Слова обидны… без сомненья,
Но... правда в них заключена!

«Стихи дурны...
Был прав Бездомный...
И славы мне не принесут.
Иван... он хоть и был безумный,
Но... справедлив его был суд...
Но отчего ж стихи дурны?..
Я в них ни капельки не верю...
Зачем написаны они?
Чтоб угодить тому, кто сверху...»

Так ехал, думал и скорбел,
И не глядел вокруг при этом,
А в пол трясущийся глядел
Поэт, осужденный поэтом.
Он что-то нудно бормотал,
Качая тихо головою,
И мысленно себя глодал,
И мучился своей судьбою.
Потоки иссякали сил,
Его (не зря он так подавлен)
Неврастении взрыв сразил,
Он этим взрывом был отравлен.

Тут под ногами замер пол,
И бедный Рюхин враз очнулся.
В себя на время он пришел,
Привстал с трудом и покачнулся.

Увидел вдруг, что он в Москве,
Все было так вокруг знакомо,
И над Москвой алел рассвет
Под облаком позолоченным,
Что грузовик его, застряв,
Стоит в колонне у бульвара
Образовавшей длинный ряд
Вдоль узенького тротуара,
И, что близехонько стоит
На величавом постаменте
Увековеченный пиит
В чугунном сплаве и цементе,
И, голову слегка склонив,
Бесстрастно смотрит на бульвар.

Тут Рюхин к славе стал ревнив,
Не выдержав судьбы удар.

Он поднялся во весь свой рост
И руку величаво поднял,
Как будто он и сам не прост
(То мир пока его не понял).
Каких-то странных мыслей рой
Вдруг хлынул в голову поэту,
Заговорил он сам с собой
Бред изливая несусветный,
И стал зачем-то нападать
На невиновного пиита:
«Вот где удача! Вот судьба! –
Воскликнул Рюхин ядовито, -
Какой бы шаг ни сделал он,
Чтоб в жизни с ним не приключилось -
К любви и славе все вело,
На пользу все... Где справедливость?
А что он сделал, не пойму,
Что в этих строчках: «Буря мглою...»,
Какой секрет открыт ему?
Но гений он! А я... Пустое...
Нет, просто повезло злодею» –
Так Рюхин горько заключил,-
«Стрелял в него белогвардеец.
В бедро он пулю получил.
И вот бессмертен он теперь.
Да... повезло... уж ты поверь...»

Колонна тронулась...

                Больной,
Осунувшийся, похудевший,
В разладе тяжком сам с собой,
И даже будто постаревший,
С безжизненным
Потухшим взглядом
Он в Грибоедова входил
На опустелую веранду...

Потом один сидел и пил...

Вокруг, все в солнечных лучах,
Стояли столики пустые,
Официанты второпях
Срывали скатерти ночные.
И с видом утренним коты
Шныряли около веранды.
И пахли резко так цветы
Как будто резедой и мятой.
И вдруг неважным стало все.
Вся суета-сует мирская.
И Рюхин отпустил ее,
Зачем она ему, пустая...

О, если бы Бездомный знал!
Но он теперь уже свободный...

Вся ночь истрачена до дна.

День навалился безысходный... 2007г

(автор иллюстрации Олег Конторович)


Рецензии
очень интересная работа

Я писал этюды к постановке "Мистерии для Маргариты", там сюжет больницы получился дважды, но один снял с публикации, слишком натурален был. Вот здесь, ежели захотите, взгляните на более легкий полёт в палаты.
…и свет прожекторов на белой половине становится жадно желтым, да именно таким, как было этой осенью, каждый раз, когда мне снился бело-желтый сон, очень спокойный и очень жестокий сон. Словно я опять вернулся в этот город. И иду по
каким-то белым хирургическим коридорам. Мне надо найти главного хирурга и выбраться. Вывести отсюда человека. Имя говорить нельзя. Это как у Орфея и Эвридики – «не окликай, не оглядывайся!» И выхожу в холл, а там, в аптечном киоске, торгует моя первая любовь. Пусть она так располнела, изменилась. Это она. Есть же и вас такое Чувство несловесного взаимопонимания, да? Почти как от сердца к сердцу. Почему – «почти»? Я слышу. Я даже не спрашивал вслух, что делать, но сердце-то кричит и плачет. Она слышит. Жалеет по-женски. Более чем жалеет.«Останься здесь». Это можно понимать и как «останься со мной». Это те слова, за которые я бы жизнь отдал. И тогда и сейчас. Но только свою. А я же пришел сюда не за своей. Мне надо отсюда человека вывести. Эту жизнь я не могу отдать. Кто свою отдает – тот герой. Кто другую жизнь – предатель. Так научен.
Как говорится, «по жизни». А Она мне опять, не разжимая губ, проговаривает «Другую жизнь. Другую женщину. Что же ты так со мной, за что?»

И каждый раз после этих слов я вышибаю дверь плечом. Даже болит плечо потом. Утром. Правое. Наше дело правое. Это мысли уже за порогом. И я уже на улице. Дождь. Ночь. Очень поздняя осень. Очень больно и всё-таки хорошо. Шаги за спиной. Значит, я не один ухожу. И действительно, где-то совсем рядом голосок высокий, беззащитный, почти детский, поёт осеннее моё мизерере:

Помилуй, Боже, взрослое дитя! Я слышу, громко как шаги Твои хрустят.
И утром чистым о Тебе я мыслю.
Спасенье осенью
хрустит на мерзлых листьях.
http://www.stihi.ru/2018/07/31/2003
*

Михаил Просперо   03.06.2019 10:06     Заявить о нарушении
Это удивительная сцена в романе, часто пропускаемая читателем, убегающим за сюжетом. Обычно ей не придают особого значения. Но мне она запала так, что я собрала слова из книги, описывающие крушение личных иллюзий и составила их в столбик. Если сравнить, то это дословно булгаковский текст, только рифмованный. Ну и есть пара строчек от себя - для связки.

Юлия Лаватера   03.06.2019 10:33   Заявить о нарушении
Да я думаю не сравнивать надо, а просто идти по тексту и помимо его

сейчас читаю ранние версии - еще 14-е нисана - не всё вошло в роман, да уметь отсекать лишнее - это и есть Мастер

Михаил Просперо   03.06.2019 12:22   Заявить о нарушении
"Уметь отсекать лишнее" - это больно. Учусь отделять лишнее от нужного. Иногда они так срастаются... Не знаю кто я буду в 67, и буду ли... А у вас светлая голова. Хотела бы я чтоб моя голова была хоть немного так же светла.

Юлия Лаватера   03.06.2019 13:40   Заявить о нарушении
О, сколько темного гнездится вокруг светлого пятна у изголовья...
http://www.stihi.ru/2013/05/13/8873
Да, ночь сильна своим кошачьим глазом
Который проникает в спящий разум
Который запускает лапы страха
И там
ты сам себе
топор и плаха

Да, ночь сильна, но маленькая спичка
Которой огонек смешней синички
Которой приворот страшней для темных
Они
бегут огней
в углах укромных

Михаил Просперо   03.06.2019 13:51   Заявить о нарушении