История нашего родства. Глава 5

  Род Анны Никитичны Добренко (по замужеству Корсунова)

   Со временем жизнь семьи Никиты Добренко в станице Спокойной вошла в своё русло  - пахали, сеяли, собирали урожай. Уже стало забываться то трудное и голодное время, когда приходилось работать не на себя, а на чужого человека. Точнее, попросту быть его рабом. Родившиеся у Никиты и Марии дети стали подрастать. Мальчики мужали. С детства привыкшие к лошадям, один за другим, как и их отец, вступили в казаки. Так уж издревле повелось, что в большинстве своём дети наследуют профессии, занятия, или род деятельности от своих родителей. И уже сведущие в каком-то ремесле с легкостью идут по накатанной папой, мамой, дедушкой и бабушкой дороге. Но это зависит не только от любви к какому-то делу, но и материального состояния и положения в обществе. Сын царя, скорее всего будет царем, а сын горшечника тоже не выбирает профессии, а продолжает крутить кружало, запущенное его отцом или дедом.
   Пришла в возраст и старшая дочь Никиты Анна 1868 года рождения. С детства на её плечах лежала забота о трёх младших братиках, а потом и двух сестричках. Как говорят в народе - сначала нянька а потом лялька. Но здесь получилось, что нянька одна, а лялек много. Помогла родителям, теперь время пришло иметь и свою семью.  Анна познакомилась с Корсуновым Александром, и они решили пожениться.
   За исключением некоторых единичных случаев, которые отличались своей особенностью, у казаков сватовство и женитьба проходило таким образом. 
"По старой традиции девушка брала с собой на вечерние посиделки жареные семечки, которыми угощала понравившегося парня. Если интерес был взаимен, парень провожал её до дома. С завершением святок уличные гулянья прекращались и молодежь коротала время где-нибудь в просторной хате зажиточного казака. На эти посиделки девушки приглашали лишь только тех парубков, к которым были небезразличны. Рукоделие и пение часто завершалось игрой в «ниточки». Ведущий брал за середину несколько нитей пряжи, а её концы разбирали попарно юноши и девушки. Те, кто вытаскивали одну нить, должны были друг друга поцеловать. Как правило, такие посиделки были предвестниками свадеб. По странному стечению обстоятельств родители жениха были осведомлены о его избраннице лучше его самого.  Если девушка была из хорошей семьи и хорошего нрава, в скором времени из уст парубка звучала долгожданная фраза: «Завтра буду тебя сватать».
   Наступало время особых хлопот. Обсудив все финансовые вопросы, связанные с будущей свадьбой, родители жениха с одним из особо уважаемых казаков отправлялись с важной миссией в дом невесты. Боясь сглаза и провала важного дела, сватали всегда под покровом глубоких сумерек. Вход во двор всегда сопровождался фразой: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй  нас ». В ответ из дома невесты раздавалось «Аминь», что означало «Добро пожаловать ». Войдя в дом и перекрестившись на святые образа, гости начинали разговор на отвлечённую  тему и  лишь в конце беседы говорили зачем пришли. Как правило, родители невесты не сразу давали ответ, а просили немного подумать. На следующий день созывали родственников для совета. Спустя некоторое время, вновь приходили сваты с хлебом, водкой и вином. Перекрестившись и помолившись, родители жениха и невесты щепетильно обсуждали все финансовые вопросы, предстоящие траты и подарки. Достигнув согласия, открывали двери для приглашенных. Начинался «пропой» невесты, где ещё раз обсуждались будущие расходы. В конце вечера, решив все вопросы, родные жениха, призвав всех помолиться за благополучие дела, уходили домой. С этого времени девушка считалась «пропитой» или засватанной.
   На следующий день мать жениха несла в дом будущей снохи угощение. Девушка встречала её в своей комнате и в знак уважения низко кланялась ей в ноги. В это же время родители невесты навещали свата и знакомились с домом жениха. Будущий зять также низко кланялся им в ноги. С этого времени жениху и невесте не разрешалось видеться друг с другом. Посватанную казачку ни на минуту не оставляли подруги. Невеста должна была каждое утро выходить из дома и, глядя на зарю, оплакивать свою участь, даже если с радостью ожидала предстоящую свадьбу.
   По существующей традиции свадебную рубаху своему мужу шила и вышивала будущая жена. В ней он должен был венчаться и провести брачную ночь.
Незадолго до венчания проходили «своды». Жених должен был узнать из девушек, накрытых платками, свою невесту. Затем после небольшой молитвы начиналось гулянье. К вечеру все шли в дом жениха, где продолжалось веселье.
   Накануне венчания молодые постились. Рано утром к дому невесты ехал праздничный поезд, состоящий из украшенных саней и повозок, запряжённых лошадьми. Молодые люди, ловко гарцуя на конях, стреляли вверх, сообщая о приближающемся шествии. (Позже эта традиция стрелять исчезла.)
   Именно в день свадьбы особенно ярко проявлялся синтез язычества и христианства, которое ещё 17 июля 1054 года раскололось на две ветви, католичество и православие.  С одной стороны ничего не начиналось без молитвы.  С другой, боясь сглаза, родители защищали молодоженов, осыпая их зерном. Считалось, что это лучшая защита от злых сил. Так же щедро угощали «дурных» людей, за которыми слыла слава колдунов, прося их не причинять никому зла. Не редко станичный колдун был главным дружком на свадьбе.
   В доме невесты начинался торг. Получив выкуп и обещанные подарки, родня невесты наконец-то разрешала жениху взять под руку свою суженую. После родительского благословения и краткой молитвы, молодожены отправлялись в церковь, где начиналось венчание. Затем все ехали в дом жениха, в котором разворачивалось основное веселье. Особенно бурным оно становилось на второй день, когда подтверждалась честность невесты до брака. Её родителям преподносили стакан с водкой и с ягодами калины. Если же обнаруживалась порочность молодой, свадьба превращалась в скандал.  А для родителей, которым преподносили водку в дырявой кружке, наступало время позора.
Если в их семье были ещё дочери, найти им пристойного мужа становилось проблематично. Правда такие ситуации были крайне редко.
   На казачьей свадьбе гостей потчевали щами, жарким из баранины, лапшой и другими яствами. Украшением свадебного стола был каравай, который резали на второй день и угощали всех гостей, одаривающих молодых".*
   После женитьбы Александр и Анна жили как все люди того времени. Ещё смолоду Корсунов Александр выучился на портного. Постепенно он приобретал опыт, и ко времени женитьбы стал хорошим специалистом в этом деле и даже научил искусству  шитья золовку Любу. Анна вела домашнее хозяйство. Но жизнь это не продолжение свадебного веселья. Беда одна за другой обрушивалась на их семью, повергая молодых супругов в беспросветное горе и оставляя на сердце рану, которая потом ещё долго кровоточит, а иногда не заживает и всю жизнь. Первые дети, которых они так долго ждали, умерли в младенчестве. Анна уже в третий раз в своей недолгой жизни сидела у крошечного гробика, обтянутого черной материей. Она ничего и никого не замечала вокруг. Слезы непрерывным потоком текли из её глаз, оставляя влажный след на самотканном саване. Она прикладывала обе ладони к безжизненному телу младенца, низко наклонялась к его лицу, целовала, как бы пытаясь согреть его и вдохнуть жизнь. Но смерть не имеет сострадания, безжалостно и навсегда разлучает на этой земле даже самых дорогих, самых близких людей...
   Горели восковые свечи, издавая тонкий, едва уловимый аромат мёда и прополиса, свежескошенного сена и луговых цветов. Эти маленькие, теперь уже холодные ножки никогда не побегут по зелёной траве, навстречу восходящему солнцу. Эти маленькие ручки никогда не обнимут любимую мамочку, нежно и ласково не прикоснутся к её лицу.
   Раньше существовал такой обычай, от момента смерти до похорон, читать Псалтирь. Были читальщицы, которые нанимались и делали это за определенную плату. Кроме этого ещё на похоронах пелись плачевные песни. Содержание их текста зависело от того, кем был умерший, священник или прихожанин, мужчина или женщина, пожилой человек или младенец.

Как горьки слезы при смерти дитяти! Как тяжко матери, когда лишается она грудного младенца! Возрасти его, Господи, в чертоге Твоём!

Этот день возбуждает в родителях скорбь об утрате детей, потому что смерть сокрушает опору их старости. Ты, Господи, подкрепи их!

Этот день отъемлет нередко у матери единородного, лишает ее руки, которая дотоле ее поддерживала. Ты, Господи, поддержи её!

Вот день, который разлучает младенца с его матерью и оставляет ее в грустном одиночестве, в скорби и печали. Ты, Господи, утешь её!

Вот день, который грудного младенца отрывает от матернего лона. Рыдает и сетует мать, что не стало её утехи. Да узрит она его во Царстве!

Блаженно детство! Оно наследует рай.
Горе старости! Она остается здесь в бедствии. Ты, Господи, помоги ей!

   В то время детская смертность была очень высокая. Из тысячи рождённых на первом году умирало 260 - 280 детей. Это один из демографических факторов наиболее наглядно отражающих уровень развития страны и происходящие в ней социальные и экономические изменения. В конце девятнадцатого и начале двадцатого века Россия характеризовалась крайне высокой смертностью детей до года. В 1901 году она составляла около сорока процентов от общего числа умерших. Основными причинами смертности детей на первом году жизни были желудочно-кишечные и инфекционные заболевания, болезни органов дыхания. Ещё одной причиной высокой смертности, в том числе и материнской, была неразвитость системы медицинской помощи и родовспоможения. В России была сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка.
   Учитывая все тонкости, у казаков были введены некоторые правила семейной жизни и поведения в обществе. Ввиду большой младенческой смертности, тем, у кого были маленькие дети, запрещалось носить их на руках, играть и веселиться с ними на людях. Потому что от этого травмировалась психика матерей, которые от свирепствовавших в то время неизлечимых болезней теряли детей. От этого тревожилось их материнское сердце, на глазах появлялись слезы, возможно не на один день. В памяти вставали их крохотные бездыханные малютки и от отчаяния и безысходности они не находили себе места.
   Полувоенная жизнь казаков  из-за набегов воинствующих горцев и службы у государя уносила жизни многих казаков. От этого вдовы были не редкость в Кубанских станицах. По той же причине, что и в случае с детьми, семейным парам и просто влюбленным запрещалось ходить под ручку, оказывать любезности друг другу, миловаться и любоваться на виду у станичников. Это также доставляло душевные переживания вдовам и детям-сиротам, которые уже осознавали своё положение. Хотя среди казаков было много сиромы, (так называли неженатых казаков) некоторые вдовы не выходили повторно замуж. Они сохраняли верность своему уже покойному мужу, которую они клятвенно друг другу давали ещё до женитьбы.
   Вдовы, потерявшие мужей на войне были на особом счету. Им помогали в полевых работах, особенно в уборке урожая. Когда за короткий промежуток времени нужно было выполнить большой объём работ. Делали это сообща или выделялось специально несколько человек. Но жизнь продолжается, после горестных событий прошедших лет пришла в дом Корсуновых сразу двойная радость. У Анны родилась двойня, сын Сашенька и дочь Анютка. Хотя дети часто болели, но к счастью выжили. Наконец-то в доме слышится детский смех. Можно прижать к груди  эти чудные создания, пахнущие молоком, приласкать и излить на них всю свою любовь, которой так много накопилось.
   Годы пролетают так быстро, что не успеваешь оглянуться, как приближается тот рубеж, через который приходится переступать каждому человеку. Дети Корсуновых выросли, сын Александр женился. И так совпало, что в их родстве было только два имени, потому, что он взял в жены девушку по имени Анна. Но вскоре грянула Великая Отечественная война, Александр ушёл на фронт. В одном из боёв ему оторвало осколком левую руку, после чего он был комиссован.
   Приказ подразделения номер 12/н от 29.07.1943г. О награждении медалью"За отвагу". Рядового-стрелка пятой стрелковой роты Корсунова Александра Александровича, за то, что в боях за высоту 352.1 южнее станицы Неберджаевская Краснодарского края проявил мужество и отвагу при отражении вражеской атаки. Первый ворвался в блиндаж врага, забросал его гранатами, был ранен. Рождения 1910 года, русский, беспартийный в РККА(рабоче-крестьянская Красная Армия) с 29 января 1943 года. Призван Черкесским РВК Ставропольского края. В Отечественной войне с 1 февраля 1943 года, северо-кавказский фронт, ранен 16 февраля 1943 года, 12 апреля 1943 года под Крымской Краснодарский край и 25 июля 1943 года высота 352.1-Кубань. Эвакуирован в 40-й медсанбат. Ранее не награждался. Место рождения Краснодарский край, Спокойненский район, станица Спокойная.
Детей у Александра и Анны не было. Его сестра-двойня Анна Александровна всю жизнь работала учителем. Замуж не выходила. На этом ниточка их родства оборвалась.

* "История кубанского казачества" В.Н.Ратушняк.


Рецензии