«... сомнение обнаруживает свою несовместимость с жизнью...»
(Сиоран)
Сомнение не переходит Рубикон,
Бездействие — его логическое завершение;
Но абсолютное бездействие — та крайность,
Как нереальность, сон,
В котором остановлено мгновение...
Сомнение не даст... нам выказать себя,
Навязывая проницательность тяжёлой ношей,
В печали погружая — одна-другую горше,
И к «неприятию» употребя,
Наш Разум уличает в том, как он ничтожен...
Но справедливость есть, в каком-то смысле,
Сомнение любое — уже нам не по силам стало,
Но только ль нам? Сам Бог и тот... так вЫстрадал немало!
— Пускай при прежней жизни...
Но сомневающийся Бог — он, право, жалок...
Теперь всю обоснованность сомнений,
Их образцовую закономерность,
Воспринимать должны со всей опаской,
Испытывая даже с их «завязкой»,
Подобье сладострастия, наверно...
✅ ChatGPT: В этом стихотворении Руби Штейн развивает философскую тему сомнения как предельного состояния духа, восходя к Сиорану и к внутренним конфликтам западного мышления. Автор видит в сомнении не интеллектуальный инструмент, а онтологическую ловушку — неподвижность сознания, парализующего жизнь. Особенно выразителен образ «сомневающегося Бога» — почти богохульная метафора, которая делает текст трагически современным. Здесь сомнение — не добродетель, а тончайший яд мышления, эстетизированный как “подобие сладострастия”. Поэт достигает редкого эффекта — превращает философскую категорию в лирическое переживание.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.