Философ Гиппас Метапонтский

Когда-то в древнем Метапонте,
В 574-ом году до нашей эры,
Гиппас родился незабвенный,
Философом потом он стал,
А в возрасте, пятидесяти двух лет,
Он перед господом предстал,
И был зарыт, землей придавлен,
На вечные века сокрыт,
Но есть вопрос и он открыт,
Почему его вспоминают?
Почему он нами не забыт?
Ведь лекции читал он устно,
Возможно что-то записал,
Но мир давно все потерял,
Он обучался в школе Пифагора, 
Ученики делились на два ранга там,
В ранг «математиков» Гиппас входил,
Благодаря своим мозгам,
Лучшие умы, этот ранг носили,
Исследователями они слыли,
Ученье, знания,  потом  несли,
Другие «акусматиками» были,
Слушателями называлися они,
Им знанья давались обобщенно, сжато,
Нельзя им было говорить,
И даже на учителя смотреть,
Свое суждение иметь,
А только слушать и молчать,
Критически ничто не разбирая,
И в суть ученья не вникая,
Другим, подробно все давали,
Передовые знанья передавали,
А одаренные акусматики,
С первой ступени, первого ранга,
Переводились в математики,
На вторую ступень обучения,
Им уже подробнее излагалось учение,
Разрешалось  видеть учителя,
Говорить и спорить с ним,
С учителем своим;
Философ Гиппас считал,
Что Вселенная только одна,
Вечно движима и конечна она,
Время изменений Космоса определено,
Значит детерминировано оно,
Гиппас как и Гераклит,
Началом огонь считали,
Считали его началом всего:
Из огня все возникает,
И огню все разрешается,
Огнем все уничтожается,
И от погасания огня образуются вещи,
И весь мир тоже в огне,
И мировой пожар горит на Земле,
Форма пирамиды у корпускулов огня,
И очень острая она,
И поэтому огонь, пира-мидален,
Гиппас и душу огненной считал,
А философ Филолай, огонь Гиппаса,
В своем учении отразил,
Он считал, что небесные тела,
Вращаются вокруг Центрального Огня,
Вокруг Гестии - огненной стихии;
Гиппас говорил, что тело, это одно,
А душа совершенно иное,
Когда тело цепенеет,
Душа полна сил,
Когда тело слепо, душа видит, 
Когда тело мертво, душа живет;
Гиппас считал, что число это,
Первый прообраз, или парадигма,
Совокупность тогдашних установок,
Творения всего мира,
Оно, различительное орудие Бога,
Нашего Бога – Творца,
Дает возможность оценить, например,
Колличественно деяния подлеца,
Соученику Гиппону, Гиппас возражал,
Гиппон началом влагу считал, и душу влажной,
Аристотель и Теофраст считали,
Что Гиппас, и монистом был,
Монисты началом развития,
Противоположности выдвигали,
Теплое-холодное, сухое-влажное,
Философ Гиппас и математиком был,
Античный философ Ямвлих в сочинении,
«Об общей математической науке» сообщил,
Что математика пифагорейской школы,
Ведет свое начало от Гиппаса,
Когда он выступил против Пифагора,
Во время «Килоновой смуты»,
Для многих он стал отступником,
Присвоившим открытия учителя,
И разгласил иррациональности тайну,
В сочинении «Об иррациональных числах»,
Этих тайных, невыразимых,
Неразумных, несоизмеримых,
В действительности говорят,
Что Гиппас, и был автором,
Открытия иррациональности,
Например такого числа, как,
Квадратный корень из двух,
По другой легенде позднейших авторов,
Гиппас был либо убит, либо изгнан,
Из пифагорейской школы,
Или за распространение учение Пифагора в письменном виде,
Или за раскрытие построения додекаэдра,
Сферы из 12-ти пятиугольников,
В сочинении «Об иррациональных линиях»,
Достоверность легенды никем не доказана,
Гиппасу приписывают,
Открытие несоизмеримых отрезков,
Но неизвестно, либо это диагональ,
И сторона квадрата, или же,
Диагональ и пятиугольника сторона,
Какая гипотеза верна?
Известен Гиппас и как исследователь музыки,
Ее математических оснований, о том,
Что он экспериментировал,
С толщинами бронзовых дисков,
Основные консонансы вывел,
По другой версии, открытие,
Числовых отношений,
Принадлежит Пифагору,
А некоторые считают, что,
Жизнь Гиппас, трагически закончил,
Считают, что он утонул.


Рецензии