Имя на поэтической поверке. Белла Ахмадулина

   Свеча
             Геннадию Шпаликову



Всего-то – чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо 
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Все чаще способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
                1960г.

Тогда, в середине 1950, поэзия пробила железный сталинский железобетон, и страна задышала и открыла глаза, как ребёнок после долгой болезни.

  Одним из наиболее ярких   представителей этого поколения поэтов   стала Белла Ахмадулина, наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой, Р. Казаковой, сыграв огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».

 А облик Беллы Ахмадулиной, её прекрасные черты, её лебединое бесстрашие, её слова из забытого дореволюционного словаря- каким это было чудом в середине пятидесятых, когда вокруг ещё лязгали засовы и лагерная колючка ещё не начинала ржаветь.

 Можно было представить появление такого поэта, как Белла, где-нибудь в эмиграции, но здесь, у нас,- невероятно, невозможно! ...

В марте 1955 года Илья Сельвинский, писал ей, 18-летней: «… я совершенно потрясён огромной чистотой Вашей души… Как бы там не было, чтоб в Вашей жизни не произошло,помните, что у Вас дарование с чертами гениальности…До свидания, чудесное Вы существо, будьте радостны и счастливы…»

Начало литературного пути Беллы пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова - корифеи русской литературы 20 века.

 В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и М. Цветаевой.

 Именно Белле выпала нелёгкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времён, не дать превратиться цепочке славных традиций отечественной словесности.

 И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Беллы Ахмадулиной перед русской литературой.

 Наглядно это просматривается в каждом стихотворении, например, в данном:

***
По улице моей который год
Звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.

Запущенных моих друзей дела,
Нет в их домах, ни музыки, ни пенья,
И лишь как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои, туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
Утешусь, прислонясь к твоей груди,
Умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,
На том конце замедленного жеста
Найти листву и поднести к лицу,
И ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов   строгие мотивы,
И– мудрая – я позабуду тех,
Кто умерли и доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты.

И вот тогда – из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.

Перекликается с этим стихотворением Беллы, как отклик, стихотворение друга и первого мужа, Евгения Евтушенко:
***
Б. Ахмадулиной
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те.
И он
Не с теми ходит где-то
И тоже понимает это,
И наш раздор необъясним,
И оба мучаемся с ним.
Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладёт
И у другой меня крадёт.
А той – скажите, бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
А будет жить с собой в борьбе
И неосознанно наметит
Кого-то дальнего себе.
О сколько нервных и недужных,
Ненужных связей, дружб не нужных!
Во мне уже осатанённость!...
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих людей соединенность
И разобщённость близких душ!
1957 г.

В статье «любви и печали порыв центробежный»– посещённый творчеству Беллы   Ахмадулиной, Евгенией Евтушенко написал в 1970 году: «не люблю слово «поэтесса».

 Сразу возникает нечто призрачно-бесплотное, шуршащее бутафорскими крылышками, неловко держащее в пухленькой ручке карандашик, выводящий трогательности в альбомчике с золотым обрезом.

 Договоримся называть женщин, пишущих настоящие стихи, поэтами, ибо мастер есть мастер, и в искусстве не бывает скидок н слабость пола. И Белла Ахмадулина одна из немногих женщин, имеющая право на название поэта, а не поэтессы.

Родилась Белла Ахмадулина 10 апреля 1937года   в Москве.

 Отец – Ахмадулин Ахат Валеевич, чиновник московской аэропортовской таможни, мать – Лазарева Надежда Макаровна, полу итальянка, служила в КГБ переводчиком, в звании майора, в командировках, работала в Нью-Йорке, при представительстве СССР в ООН.

 Белла начала печататься в 1953году, ещё школьницей, когда занималась в литературном кружке при автозаводе им. Лихачёва под руководством Евгения  Винокурова.

 
 Ей повезло – на редкость поэтически образованный человек, Евгений Винокуров, поэт-фронтовик, сумел привит ей тонкую восприимчивость к слову.

 Евгений Винокуров известен как автор, пронзительной песни, о горе матерей, потерявших сыновей в войну: «москвичи» («Серёжка с Малой Бронной, и Витька с Моховой»).

 Недавно я прочитал стихотворение Евгения Винокурова, которое меня поразило своей атакующей позицией по отношению к союзникам, которые не стали друзьями, приведу его полностью, для убедительности моих слов:

Не открывают второго фронта

Мы сели с этой, а с другой руки
Сюда, вот этак, сели иностранцы…
Как выглажены их воротники,
Как равномерны крепкие румянцы!

И разговор: «Да, вы спасли Москву!
Вы держитесь неплохо …» И так далее…
Они не выли в Гомеле во рву!
Они блокадных кошек не едали!

«Вы мужественны!» – «Да я рад, я рад!
Мы с вами, знайте: вы не одиноки…»
И к виллису идут. Благодарят.
Очкасты. Длинношеи. Длинноноги.

Один все машет!.. Мы, откозыряв,
Молчим, бездонных бедствий очевидцы…
…Вот так махал, наверное, Исав,
Большой знаток библейской чечевицы.

Литературный институт им. А.М. Горького Белла Ахмадулина окончила в 1960 году.

 С тех пор одна за другой выходили её поэтические книги: «Струна» 1962, «Озноб» Франкфурт 1968, «Уроки музыки» 1969, «Стихи» 1975, «Свеча» 1977,  «Сны о Грузии» 1977,1979, «Метель»1977, альманах «Метрополь» ( «Много собак и собака»1980, «Тайна» 1983, «Сад»- 1987, «Стихотворения» 1988, «Избранное » 1988, «Стихи» 1988,  «Побережье» 1991, «Ларец  и Ключ» 1994, «Шум тишины» Иерусалим 1995, «Гряда камней» 1995, «Самые мои стихи» 1995, «Звук указующий» 1995, «Однажды в декабре» 1996, «Созерцание стеклянного шарика» 1997, «Миг бытия» 1997, «Нечаяние»(стихи-дневник 1996-1999) , «Возле ёлки» 1999, «Друзей моих прекрасные черты » 2000, «Стихотворения. Эссе» 2000, «Зеркало 20 век» (стихи, поэм, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)

 Белла Ахмадулина – была матерью двух дочерей Елизаветы и Анны.

 Супруг- Мессерер Борис Асасрович, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии.

Высоко ценили Беллу Ахмадулину товарищи по поэтическому цеху. Когда-то Булат Окуджава посвятил ненаглядной Белле свою самую светлую песню. Помните?

«Мелодия, как дождь, случайный,
Гремит, и бродит меж людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви…»

А Евгений Евтушенко, в замечательном цикле стихов о русских поэтах, посвятил Белле Ахмадулиной стихотворение «Белла Первая»

Нас когда-то венчала природа,
И ломали нам вместе крыла,
Но в поэзии нету развода-
Нас история не развела.

Итальянство твое и татарство
Угодило под русский наш снег,
Словно крошечное государство,
Независимое от всех.

Ты раскосым нездешним девчонкам
Пробегала по всем проводам,
То подобна хипповым девчонкам,
То роскошнее царственных дам.

От какого-то безобразья
Ты сбежала однажды в пургу,
И китайские туфельки вязли,
Беззащитные, в грязном снегу.

В комсомолочки и диссидентки
Ты бросилась от лютой тоски,
И швыряла шалавые деньги,
С пьяной грацией, как лепестки.

Дочь таможенника Ахата,
Переводчицы из КГБ,
Ты настолько была языката,
Что боялись «подъехать» к тебе.

Дива, модница, рыцарь, артистка,
Угощатель друзей дорогих,
Никогда не боялась ты риска,
А боялась всегда за других.

Не похожа давно на бельчонка,
Ты не верила в правду суда,
Но подписывала ручонка
Столько писем в пустое «туда».

И когда выпускала ты голос,
Будто спрятанного соловья,
Так сиял меценат-ларинголо,
Как добычу, тебя заловя.

Ты и в тайном посадочном списке,
И мой тайный несчастный герой,
Белла Первая музы российской,
И не будет нам Белл Второй.
10 февраля 2005

В 1964 году в фильме «Живёт такой парень», режиссёр и сценарист Василий Шукшин, Белла Ахмадулина сыграла роль журналистки, пришедшей в палату больницы, брать интервью у водителя Пашки Колокольцева, которого играл Леонид Куравлев. В период поэтического бума в 60е годы прошлого столетия, когда поэты соперничали с футболом по популярности и собирали на стадионе в «Лужниках», на эстраде, в Политехническом музее, полные трибуны любителей поэзии всех возрастов,
Белла Ахмадулина всегда была в первых рядах и пользовалась заслуженной любовью почитателей её незаурядного таланта. На протяжении более чем 40-летнего творческого пути Белла Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. её переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза, а также европейских и американских поэтов, получили заслужено высокую оценку.

Белла Ахмадулина обладала высочайшим авторитетом не только в силу своего поэтического масштаба, но и за счёт того, что на протяжении всей богатой зигзагами истории России второй половины 20 столетия она никогда не изменяла высоким нравственным принципам, неизменно была на стороне преследуемых и притесняемых режимом, всеми возможными способами вставала на их защиту.

 Хорошо известны её выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, Г. Владимова, В. Войновича.

 Её заявления были опубликованы в газете «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по радио «Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина- лауреат:
Государственной премии СССР(1989),
Государственной премии России(1998),
Государственной премии «Триумф» (1993),
Международной поэтической премии «Бриануа» (Италия 1998).
Награждена орденами Дружбы народов (1984) и «и за заслуги перед отечеством 4 степени(1997)».
Белла Ахмадулина являлась почётным членом Американской академии искусств и литературы(1997). Скончалась Белла Ахатовна Ахмадулина 29 ноября 2010 года. Похоронена в Переделкино.

Истинное место поэта в истории литературы становится окончательно определённым лишь с учётом исторической перспективы, уже сейчас очевидно, что Белла Ахмадулина- одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца 20 столетия.

 Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к её творчеству.

Из поэтического наследия Беллы Ахмадулиной.

       Прощание.

А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил
погибели.  Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
но погубил так не умело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело моё опустело.

Работу малую висок
ещё вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

***
Веничке Ерофееву
Кто знает- вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно я благодарю я мир.

Чтоб ни случилось, не кляну,
а лишь благословляю лёгкость:
твоей печали мимолётность,
моей кончины тишину.

***
Влечёт меня старинный слог,
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее, и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!» –
Какая вспыльчивость и щедрость!
Но снизойдёт и на меня 
Последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,
Навеки проиграв сраженье,
И вот придёт на память мне
Безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком,
возьму коня.отдам коня
За полмгновенья с человеком,

Любимым мною. Бог с тобой,
о, конь мой, конь мой, конь ретивый.
Я безвозмездно повод твой
ослаблю – и табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там,
в степи пустой и порыжелой.
А мне наскучил тарарам
этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!
И на манер средневековый
ложится под ноги мои
лишь след, оставленный подковой.


Рецензии
Спасибо дорогой дружище Лев, за прекрасную подборку Б.А.Ахмадуллиной. Давненько я нет открывал её чёрный том "Избранного". И вот нежданно на помощь пришёл Интернет и многое всколыхнул в сердце.
Удачи во всём и душевного тепла,
Павел

Павел Прагин   19.10.2020 16:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.