Кривотолки снуют враскоряк
Из глухих закоулин,
У подножия им сотворят
Балаган и санузел.
С кочергой обручается быт,
Коченеют запястья:
Сизый сквер тот же сад Гесперид,
Дезертиры нам – братья.
Крынка меда из улья сама
Не даётся без платы,
Без ущерба грудного тепла
От колючих заклятий.
Во главе — для кого голова,
А кому головешка.
По углам смолит черным квадратом
Кадильницу грешник.
Только уголь – по праву цена,
Что горит не сгорая;
Только кроткая купина
Как преграда цветная;
Только резкий оборванный звук –
Увольнение слуха;
Только участь тягучих минут
Перед знаменьем Духа.
Привет, Денис! Опять в белый свет, как в копеечку. Это начинает раздражать. Отличное слово закаулин, просто нет слов! Но рядом неточная (грязная) рифма, санузел. Существует масса способов, как из неточной рифмы, сделать точную, но тебе, похоже, на них плевать хотелось. Та же история и с другими неточными рифмами в этом стихотворении. Ты, кажется, думаешь, что тут количество переходит в качество. Уверяю тебя, не переходит. Дальше, сад гесперид. Существует несколько закаулин этой истории, но я ума не приложу, откуда взялись дезертиры. И не говори мне, что это - очевидно. Раз не очевидно мне, значит никому. Что кочерга коченеет - хорошо, но о чьих запястьях речь, при условии, что кочерга - печной аксессуар, и запястья коченеют рядом с печью только, когда топливо закончилось. Оставлю кое-что напотом.
Не гневайся Феликс.
Есть и правда много способов, как вместо одного стиха написать другой, но так уж вышло, что я написал именно этот. И он мне, что уж греха таить, даже нравится. В том числе своими неточностями и неровностями. Любви ведь не прикажешь. ;))
Что касается запястий, то они могут коченеть у дезертиров от предчувствия возможного ареста (наручники наденут и в автозак пихнут) в саду Гесперид, где делать им, дезертирам, по уставу совершенно нечего. Яблочки не для них повешены.
Кстати, кочергой у меня не только в печи орудуют, но и быт обновляют. Весьма странное занятие для кочегара обновлять быт. Фантастическое даже. Но, думается мне, что такие кочегары в истории нашей страны были, и не так, чтобы очень давно. Только ныне они перевелись, кто куда.
:))
Кстати, словесные пары:
ЗАкоУЛИН САНУЗЕЛ
ГЕСпЕРИД ДЕЗЕРТИР
Это анаграмматичные созвучия с учетом замен по глухоте/звонкости ЗС, ДТ, ГД
Поэтому санузел целиком отражен в закоулин. Другая последовательность фонем и "грязная" рифма становится полной. Для этого текста это важный, осмысленный прием.
Денис, разумеется, я не раздражаюсь, просто обида берет, умный, талантливый человек дурака валяет. Обрати внимание, написал, не невдомек, а наплевать. Знаю, что знаешь, но для меня созучия, это созвучия, а не буквенная чехарда. Если концевая рифма грязная, что не редкость, я предпочитаю не объяснять это анаграмматизмом, а а поддержать сомнительное созвучие подрифмовками. Вот ты говоришь закаулин/санузел, кстати дерьмовое слово, пахнет хлоркой и санэпидемстанциями, и кто сейчас или ккогда-то называл туалет санузлом? Я же ничего не говорю о раскоряк/сотворят или голвешка/грешник, или звук/минут. Я говорю про братья/запястья, или платы/заклятий, или сгорая/цветная. Вот ты говоришь, дизертиры холодеют от продвкушения облавы. Но сперва у тебя холодеют запястья, а потом только появляются дизертиры. И откуда они появляются, где война? И если на то пошло, запястья тоже потом, сначала им заламывают руки, то есть ломота в предплечьях. Есть же такая форма из живого языка, а не из протокола санкомиссии, заплечных дел мастер. Я о чем говорю, во всем должен быть порядок даже в беспорядке. Ты переворачиваешь слоги в рифмах, и элементы в повествовании. А зачем? Думаешь, так будет нагляднее. Боюсь, что не будет. Что кочергой обновляется быт, это я понял, неплохо сказано, но имей в виду, что в отличие от быта, кочерга конкретное имя, вызывающее определенные, печные ассоциации. Хороший образ, но печь в нем еще не остыла, а у тебя уже коченеют запястья.
Наглядности, ты прав, могу и не добиться. Моя цель выразительность.
Одни из средств: активный синтаксис, активная фония. Не мной придумано.
Вот, ты говоришь, про менять слоги и логические последовательности местами. Но разве не об этом тоже поэзия с самого начала. Инверсия древнее рифмы.
Про порядок в беспорядке сказано тобой изумительно точно. Только такой порядок в хаосе будет качественно отличаться от прежде известного.
Порядок квантовой физики не похож на оный в механике. А порядок Кандинского на порядок Дюрера.
Но без порядке нет целового. Поэтому я ищу этот порядок, это для меня важный вопрос.
Денис, последняя твоя реплика имеет форму каденции, и я, действительно, принял бы ее за окончание прений, если бы не одно обстоятельство. Хочу несколько слов сказать о, если так позволительно выразиться, поэтах кислотной школы. Условно это название прежде всего потому, что к числу их я готов причислить и таких поэтом, как Михаил Генделев или Михаил Зив, ранний Соснора или Драгомозенко. Я имею ввиду поэтов, в стихах которых ослаблены или повреждены синтаксические и логические связи. Но мне все они интересны не этим. Они мне интересны брилиантовыми прожилками подлинной русской поэзии в их текстах. Вот тебе пример навскидку одно из самых известных кислотниц, Аня Горенка.
* * *
В день торжества электросвета
в час накренившегося лета
мне снится город заповедный
весь набережный весь подлёдный
из ночи плотной непроглядной
где выпросталась дверь парадной
мне снишься ты в дожде и стуже
в ознобе в бедности и хуже
но всякий раз в густом покое
когда ни словом ни рукою
ни силой воли ни досадой
ответного не вырвать взгляда
Школа, конечно, условна. Но тенден.
ция есть. Проблема с последовательность и порядком в логических связях вызвана не стихами, а самим временем. Подложкой бытия. Разве не это связывает этих разных авторов?
Кроме того, именно те, что названы тобой, на мой вкус, скорее напрягали связи, чем ломали, отрицали. И это существенное различие. Важное в моем творчестве.
Привет, Денис! Думаю, кто-то посмотрит со стороны и решит: без пяти минут мордобой, и ошибется. Уверен, кончится дискуссия дружескими объятиями. Отношение с синтаксисом у всех поэтов непростое. Даже у классиков. Поэтому я не стал говорить о полном отрицании связей, а только о повреждениях, нарушениях. Однажды, на лекции по западной литературе в Лите профессорша рассказывала о влиянии Щелленговой эстетики на классическую литературу, об эстетическом объекте и идеале. Сказала, что модернизм отошел от этого принципа, и в литературе м. нет идеала. Я не стал с ней спорить на лекции, но после подошел и сказал, что демонстративный отказ от идеала многих модернистов, не мешает ему присутствовать в их писании хотя бы в качестве отрицательной величины. Вот и тебе я говорю то же самое, стихи не бывают без синтаксиса, но бывает, что поэты вместо консенснусного синтаксиса строят свой. Вот тебе один из примеров. Генделев, Месяц Ав.
Со стен
отличным был вид всегда
как
– туман им пыль –
из долин земли
медленные
камней стада
поднимались в Иерусалим.
Посмотреть
так смерть
несомненно сон
но тот
что снится себе сам
так я и записал
но прошел песок
и забыл я что записал.
А
в несозвездии Близнецов
огнь
кометы плясал
значит смерть
это такой сон
что снится тебе
сам.
Но тебе до того что снится тебе ли
что?
на песке налегке
стань
ясен взгляд твой и лоб твой
бел
и
ветка дыма в руке.
II
«В тот месяц Ав
как миллионы люстр
хвостатая звезда над Иерусалимом
сияла...»
Обведи
каламом неленивым
узор известняка
какой провел моллюск.
«...в тот месяц Ав –
не разбирая уже литер
склонимся
над плитой:
был город пуст и
мертв
и свет кометы той
на поколение ему был первый житель».
Ты все пеняешь, что поэтический оппортунизм придуман и опробован до тебя. Возможно, и возможно, есть удачные примеры. Но как я тебе уже говорил, такой читатель, как я, готов платить поэту своим вниканием в трудные места, устроенные автором для пущей выразительности, если он получает что-то взамен.
Я считаю, что есть две принципиально разные позиции (возможно, в чистом виде не встречающиеся).
Первая - изменения синтаксиса и проч., являются результатом художественного задания, подчинены этому заданию.
Второй - изменения становятся самоцелью высказывания, присваивая себе художественную значимость, принципиальность.
Я за первый вариант.
Пока мы тут обсуждали, я читал тексты авторов, тобой названных, удалось накропать собственные стихи. Чужая поэзия хороший стимул творчества. И вообще. Думаю, что в этом тексте наше общение должно было по-своему отразиться.
Буду рад, если взглянешь. http://www.stihi.ru/2019/02/08/2004
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.