Осенние песни. Кручинушка

Ой, развею ли я в ноченьку,
Да развею ли я в тёмную
Грусть-кручинушку свою
Неизбывную,
             потаённую.


Что-то месяц не покажется,
Всё за тучкою хорОнится;
В лёгких травушках-шелкАх
Не купается,
             серебра не льёт.


Обступили думы чёрные,
Налетели, словно вОроны -
Все-то оченьки мои
Затуманились,
             помрачилися.


И не видно мне дороженьки
Ко любимой да ко радости,
И дорога что ж легла
Камнем нА сердце
             во груди моей.


Ой, развею ли я в ноченьку,
Да развею ли я в тёмную
Грусть-кручинушку мою --
             чашей  п о л н у ю,
             неизбывною...
            


                Иван-город. Владимир Измеров

@Copyright:Портал под эгидой Российского союза писателей


Рецензии
Стихотворение или, вернее даже, песня Кручинушка с первых строк трогает своей глубиной и проникновенностью. Написанная в традициях русских народных песен на образном (чёрный ворон, темная ноченька, месяц), композиционном (кольцевая композиция) и ритмическом уровнях, она богато соединяет в себе народные корни и близость к русскому романсу.
Начало или, даже хочется сказать, зачин стихотворения практически не отличишь от народной песни: традиционное «ой», обращение к ноченьке - все это переносит тебя на столетия назад в глубину фольклорной песни с ее образностью и выразительностью. Во втором четверостишии - продолжается развитие темы: месяц, который «за тучкою хоронится» (заметьте: не прячется, а именно «хоронится» - следование традиции на лексическом уровне). Возможно, как дань самым древним пластам народного творчества - исчезает рифма в традиционном понимании (рифмуются между собой окончания соседних слов).
В третьем куплете происходит надлом: народная традиция резко заменяется романсовой. Заметьте: если в начале идут устойчивые песенные слова и эпитеты «думы чёрные» и «вороны», то далее возникает уменьшительно-ласкательное слово «оченьки», характерное скорее для литературного, нежели народного творчества.
Предпоследнее четверостишие ещё ярче свидетельствует о торжестве уже традиции романса: более позднее словосочетание «камнем на сердце», метафора.
В заключительном четверостишии мы видим как романсовая традиция окончательно берет верх над народной: образ «чаши полной» косвенно связан с поэтикой Средних веков.
Вообще, в этом смешении народного и романсового начал заключается одно из самых запоминающихся особенностей произведения: от общего мы движемся к частному, от вселенских переживаний, запрятанных в глубине устного народного творчества, к личным переживаниям индивида.

Когда читаешь это произведение поражает простота, которая передаёт сложное мироощущение лирического героя, глубина образов из фольклора и более поздней поэзии и умелое их сочетание в рамках одного стихотворения. Что хотелось бы, чтобы так же непринужденно шла игра с рифмой - порой хочется более яркой и явной рифмовки, чтобы романс обрёл свою песенность. В этом плане есть, на мой взгляд, над чем ещё задуматься автору.

Василиса Аверьянова   02.11.2018 16:50     Заявить о нарушении
Ого! Здесь,похоже, полный критический обзор, - явление на Стихире чрезвычайно
редкое.Вот бы все так. А то ведь толком - ничего,кроме (большею частью)дежурной
фальши мУси-пУси взасос по принципу "Кукушка хвалит петуха за то, что..."
За столь подробный анализ - спасибо!!
С уважением,ВИ
Попутно:Слово "Традиционно" употр.несколько излишне-не менее 10 раз.
"Кручинушка",по мне,больше тяготеет к русской Песне, нежели к романсу.
Заходите непременно, нам есть о чём пообщаться.
P.S: по сообщению в личке(пож, не обижайтесь) -- завтра. ВРЕМЯ... В.И

Владимир Измеров   02.11.2018 14:59   Заявить о нарушении
Василиса, в личке Вам сообщение.В И

Владимир Измеров   03.11.2018 23:28   Заявить о нарушении