Наш современник... Питер Дойг

Картина: "Белое каноэ".



Питер Дойг (англ. Peter Doig; род. 17 апреля 1959, Эдинбург, Шотландия) — британский художник, работающий в русле магического реализма.  Заметная фигура ренессанса фигуративной живописи, который начался в середине 90-х и продолжается до сих пор.

В школе, после летних каникул, каждому давали задание — напишите сочинение о том, как и где вы провели три солнечных месяца. Конечно, многие подкрепляли свои работы красочными рисунками, основанными на приятных воспоминаниях. Но вряд ли дети знали, что если развивать свой талант, отыскать нестандартный подход к изображению увиденного, то можно стать очень знаменитым и богатым. Например, таким, как Питер Дойг (Peter Doig), картины которого в 2013 году заняли шестое место в рейтинге самых покупаемых.

Британский художник родился в 1959 году в Эдинбурге, Шотландия. Его отец работал в торговой, морской компании и из-за этого семье несколько раз приходилось переезжать,  что позволило Питеру увидеть много мест, которые в будущем повлияли на его творчество. Вырос в Канаде и на карибских островах Тринидад и Тобаго. В Лондоне учился в колледжах St. Martin’s и Chelsea, подружился со многими представителями движения «Молодых британских художников». Крис Офили стал одним из его лучших друзей. В 2002 г. переехал на Тринидад вновь. Дойг пишет картины, а также показывает местному населению культовые американские фильмы. В 2008 в Тейт прошла ретроспективная выставка. Работает в жанре пейзажа, долгое время бывшем «не в фаворе». Его картины сложны и красивы, что снискало ему любовь критики и публики, уставших от саркастичного постмодернистского искусства.

Дойг не пишет с натуры. Главное для него — не точное воспроизведение природы, а передача собственных ощущений от какого-либо места, фантазий, связанных с ним. Пишет по памяти, а также использует фотографии, старые открытки, любительские видеозаписи. Художник любит изображать дикие, пустынные места, где видны следы присутствия человека: одинокие лодки, заброшенные дома… Например, одна из его самых известных картин, «Бетонная хижина», изображает полуразрушенное здание постройки Ле Корбюзье. На картине прекрасно передан контраст модернистской утопии и дикой природы. Работы нередко сравнивают с картинами Мунка и Чюрлениса, с фильмами Дэвида Линча. Слава пришла относительно поздно. В 1991 выиграл Whitechapel Art Gallery’s Artist Award, давшей общественное признание, двумя годами позже получил первый приз на John Moores Liverpool Exhibition. Признание упрочилось в 1994, когда он был номинирован на премию Тернера. В 1999 выбран EASTinternational с Roy Arden. Несколько лет назад Чарльз Саатчи организовал выставку «Триумф живописи», на которой были представлены работы Дойга. Безошибочно узнаваемый стиль живописи можно охарактеризовать как фигуратив и абстракцию одновременно. Мерцание лака создает некую завесу, разрушая тем самым ощущение пространства. Поэтому произведения ценятся не только индивидуальной манерой исполнения, но также своей фантазийностью, передачей собственных ощущений от любимых мест.

Дойг искусно жонглирует традициями великих художников-колористов прошлого, подстраивая их эстетику под запросы современной живописи. Кислотные цветовые пятна Поля Гогена окружают похожие на скелеты деревья, будто сошедшие с холстов Мориса Дени, пока призрачные фигуры в стиле Эдуара Вюйара блуждают по пространству холста.

Дойг создает реальность вне времени, щедро наделяя ее классической красотой, которую веками формулировала история искусства, и сдабривая люминесцентными мотивами цифровой эры, в назидание скептикам, которые утверждают, что фигуративная живопись умерла.

Картины Дойга похожи на воспоминания об экзотическом путешествии, которые со временем обрастают мифическими подробностями, и превращаются в фантастический рассказ, основанный на реальных событиях, где уже невозможно отличить правду от вымысла, да и нет никакого смысла пытаться.

Питер Дойг — один из самых известных на Западе и самых дорогих современных художников, занимающихся фигуративной живописью. Одна из его работ — “Белое каноэ” — была продана в 2007 году за рекордную для живущего художника сумму в 7 миллионов фунтов. Но сейчас многих, кто услышит такое о современном художнике, это может только взбесить — не посмотрев, сразу начинают кричать, что “нынче всё ради денег”. Сам Питер говорит, что это какая-то сумасшедшая цена за его картину. Он думает, что это маркетинг, а не то, сколько работа может стоить по каким-то объективным причинам. Дойг считает, что художники, знаменитые при жизни, часто быстро забываются. Конечно, его это несколько беспокоит.

Один арт-критик заявил о художнике: “Среди всей ерунды, самозванцев, риторического дерьма и чистого мусора, которое считается искусством в 21-м веке, Дойг — драгоценный камень подлинного воображения, искренней работы и скромной креативности“.



                @


Рецензии
Последние строки вашего рассказа его маленькой автобиографии понравились.
Он изображает не фантазии, а естественность сюжетов.Спасибо

Забина   03.11.2018 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Рад общению! С теплом

Алексей Гончаров2   03.11.2018 13:43   Заявить о нарушении