Двадцатая полудюжина мыслей - в дар Поэтам!

«Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке,-
Знай: это я!»
Козьма Прутков,
«Мой портрет»


---------------------------------

115

Мой Сонет номер 1137. Я - Поэт-Чернорабочий!

Ты за мною, Сила неземнАя?
Небом приземлённая в Неве?
Здравствуй Сила! Здравствуй дорогая!
Чувством разливаешься во мне!

Совесть очищаешь мне и душу
Чтоб «Глаголом жечь сердца людей»?
Чтоб быть смелым в час, когда я трушу?
Попусту не тратить жизни дней?

Днище Человечества – в ракУшках?
Очищать, приказ мне Небом дан?
Люди заплутАли в безделУшках?
Ждёт их всюду денежный капкАн?

Сила, разудАлая средь нОчи,
Здравствуй, Я - Поэт-ЧернОрабОчий!

*

В качестве Моего Комментария –
Моё стихотворение
«Дорогой и единственный Питер!»,
опубликованное на литературных порталах:
Стихи.ру (http://stihi.ru/2011/01/23/1916);
Проза.ру (http://proza.ru/2012/12/14/428)

Дорогой и единственный Питер!

Дорогой
И единственный
Питер!
Фамильярность мою
Прости.
Ведь я Твой,
Ты моя
Обитель.
Для Тебя я
Не просто
Зритель.
Для меня
Ты – начало
Пути.

Без Тебя ничего я не значу.
Здесь прошли все мои года.
Я надеюсь с Тобой на удачу,
Ведь с Тобою смеюсь я и плачу
И на чаек
Смотрю
Иногда.

В прошлом,
Питер,
Ужасные беды.
Помнишь,
Трупы и здесь и тут?
ЛЕНИНГРАДОМ -
Для всей был планеты,
Доказал -
Не страшны Тебе беды,
В честь прорыва БЛОКАДЫ -
Салют!

Позабыть тяжело Тебе, Питер, -
Церкви рушили там и тут.
И, наверно, не очень в граните,
Когда солнце шальное в зените,
А зимою
Метели метут?!

Ты настолько,
Мой Питер,
Чудесен!
Город – сказка,
Город – музей!
Ты таинственен и интересен,
О Тебе спето столько песен,
У Тебя в мире столько друзей!

Ты в ИМПЕРИИ был - Столица!
Ты источник острейших идей.
О Тебе не одна небылица.
Сам Ты,
Словно волшебная птица,
Очаровываешь
Людей!

В напряжении
Даже ограда.
Не грусти,
Питер милый,
Не надо.
Ведь Тебе ещё
Так
Мало
Лет.
Погляди,
Над Невою рассвет!
Ах, какой над Невою рассвет.

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2011
Свидетельство о публикации №111012301916


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118090302052


---------------------------------

116

«И не оспаривай глупца»!
Александр Сергеевич Пушкин
(«Памятник», 21 августа 1836 года)
из вольного перевода
оды Горация
«Exegi»


Мой Сонет номер 1563

Когда, доказывая что-то, спорим
До хрипоты, упрямо, «на своём»,
То вера потеряет силу вскоре,
Травой асфальт дорОги не пробьём.

Потеря силы не несёт удачи;
Без сил и птица завершит полёт;
Кто верит, тот не спорит и не плачет,
Подобно Солнцу медленно встаёт.

Не спорит кошка у мышиной нОрки;
И волк не спорит с жертвою своей;
И только псы, щетиня в гневе хОлки,
Теряют веру с силой в споре дней.

Уверенность в себе – такая сила,
Что и трава, асфальт дорОг - пронзила!

*

На мой субъективный взгляд,
по принципу Великих мастеров
единоборств:
«Лучший поединок тот,
где ты избежал поединка»,
так и в споре,
ведь спор
ничего
кроме взаимных оскорблений
и склок
не приносит,
поэтому –
лучше избежать спора
в соответствии
с известной пословицей:
«Один из двух спорщиков –
дурак,
другой – подлец»!


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118090909084


---------------------------------

117

Мой Сонет номер 1158. Творчество или нажива?

Нет творчества в обычном обиходе,
У творчества – сплошная новизнА,
Непопулярно оттого - в народе,
Оно с убытком, где пуста казнА.

Несовместимо творчество с деньгАми,
Их надо помнить, да ещё считать,
А творчество всегда за облаками,
Свою при встрече не узнает мать.

Чуть свет встаёт, не спавши, спозаранку,
И неприглядно творчество, не брошь,
Оно не даст обычную огранку,
Алмаз же без огранки - нехорош.

Творить что-либо - быть первопроходцем
В неясной местности, неясным хлопцем.

*

Современники
Великих нынче
Поэтов и Писателей
редко всерьёз воспринимали
их произведения
из-за непонятной глубины и новизны,
а чаще всего,
просто осуждали
эти Великие ныне произведения.

Так,
говорил уже
в предыдущих Моих Комментариях,
повторю ещё раз,
даже не современник
Уильяма Шекспира
(1564-1616),
а живший сто лет спустя
Великий Русский поэт и драматург
Александр Петрович Сумароков
(1717-1777)
не только не понимал
творчество Шекспира,
но даже его Великое творение - 
«Гамлет» -
называл в своих
литературных публикациях
самой бездарной пьесой Шекспира!

На мой субъективный взгляд,
даже сейчас,
в 21 веке
тот же «Гамлет»
настолько не до конца понят,
что нередко в СМИ
слышно неверное толкование
тех или других изречений
из этой Великой пьесы Шекспира.

Например,
когда Гамлет говорил о книгах,
что это, мол, всё – словА, словА...
 
Гамлет так презрительно
говорил о книгах лишь
в присутствии своих
ненавистных ему врагов,
чтоб не метать перед свиньями бисер,
а в действительности,
если вчитаться внимательно
в начало пьесы,
Гамлет – обожал книги
и для него книги были –
лучшими мудрыми друзьями,
а не просто –
словами!


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118091000451


---------------------------------

118

Мой Сонет номер 1560. Чтение - это искусство!

В двадцатом веке было чтенье
Иное, чем оно сейчас:
Любой рассказ, стихотворенье -
Прочитывалось много раз.

И с каждым разом прозревая,
Смысл прояснялся между строк,
Алел на горизонте края
Лучей предутренних поток.

Нам было чтение – искусством,
Всю жизнь, на протяженье лет
Оно шестым светилось чувством!
Его у «скорочтЕнья» - нет!

И в резонансе в сердце бИла
В ритм строк бессмертных чтенья сила!

*

На мой субъективный взгляд,
скорочтение
 даёт возможность
воспринять быстро и качественно
в зависимости от способности Читателя
большое количество информации;
однако,
эта информация
пройдёт мимо сердца Читателя,
не вызывая в нём чувств,
которые
значительнее по объёму - знаний,
полученных из информации;
непросто так
ТоммАзо КампанЕлла
(1568-1639)
сказал: «Нет такого знания,
которое не могло бы разместиться
в чувстве»!
 
Из этого следует,
опять-таки,
на мой субъективный взгляд,
чувства Человека
обладают такими
знаниями,
которыми логика Человека
и его возможности
научного познания Природы
ещё не располагают.


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118091002459


---------------------------------

119

Мой Сонет номер 1559. Рассвет Поэзии!

Поэты о свободе говорят,
Мол, «счастья нет, а есть покой и воля»,
Что жить в неволе нашей – сущий ад,
Несчастная у Человека доля...

Нытьё такое, чаще у господ,
Бездельников-дворян и дармоедов,
СлавнА не ими Армия и Флот,
А подвигом отцов в войну и дедов!

Они не ныли, службу, мол, несём,
Не плакались, свободы не хватает,
Они четыре года под огнём
Мечтали о Победе как о рае.

О счастье всЯко скажет всяк Поэт...
Но дня Победы - был у нас рассвет!

*

На мой субъективный взгляд,
известная поговорка:
«Когда говорят пушки, музы молчат» -
по крайней мере в отношении
Великой Отечественной войны –
невернА!

Наоборот,
в те военные годы тяжелейших испытаний
создавались
и довольно быстро такие шедевры,
которые стали классикой
и до сих пор сейчас в 21 веке
востребованы.

Приведу один только пример,
песня «Тёмная ночь»
из кинофильма «Два бойца»:

«Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают...»!


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118091002676


---------------------------------

120

Мой Сонет номер 1173. Поэт не очень-то богат

Поэт творит, СВОЙ образ создавая,
В любом предмете видит образ СВОЙ,
И пусть предмет, прямой с любого края,
В глазах Поэта, тот предмет – кривой!

К тому ж - живой, иначе в нём рутина,
Реальной жизни грязь оставит след,
И горд Поэт, что перед ним ВЕРШИНА,
Которой в мире для других и нет!

ВЕРШИНА не для профессионала,
Его удел, инструкций коридор,
Поэту же Вселенной даже мало,
Его ВЕРШИНА - Космоса простор.

Поэт – богат, хоть нищий и без пищи,
Полёт фантазии, дар – наивысший!

*

На мой субъективный взгляд,
когда в 21 веке я слышу по Радио:
«Настоящие поэты и писатели
никогда не жили в нищете!
Они все были очень богатыми людьми!»,
то думаю,
что говорящий в микрофон журналист
имеет ввиду успешных
современных поэтов и драматургов,
о судьбе произведений которых
нам не узнать –
жизнь человеческая
короткА.

А вот автор «Лисы и винограда»,
написавшей
две с половиной тысячи лет тому назад
более девяти сотен басен
переведённых почти на все языки планеты –
раб Эзоп –
был не очень богатым человеком,
иначе выкупил бы себя
из рабства.

Сервантес
(1547-1616)
умер от систематического недоедания,
а его роман «Дон-Кихот»
востребован и до сих пор.

Мольер
(1622-1673)
был не только освистан современниками,
его даже похоронили ночью
тайно
в присутствии
вдовы и двух собутыльников,
а его пьесы,
такие как «Мещанин во дворянстве»
пользуются успехом и в 21 веке.

Вот о чём свидетельствует
нам,
потомкам,
Великий Японский Поэт
Мацуо Басё
(1644-1694):

«Богачи лакомятся вкусным мясом,
Могучие воины довольствуются листьями и кореньями сурепки.
А я – я просто-напросто бедняк.
Снежное утро,
Сушёную рыбу глодать одному –
Вот моя участь».

А ведь Басё был родоначальником
школы хокку,
того самого ХОККУ,
которое сейчас в 21 веке
пользуется большой популярностью!


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118091102460


---------------------------------

СПРАВКА для ЧИТАТЕЛЕЙ

Мои Сонеты –
это художественные произведения,
а не мемуары или беллетристика,
поэтому
они имеют ЛГ – Литературного Героя,
который даже если говорит «Я» -
то это – ЛГ, а не Автор.

Приведу несколько примеров.

Когда в одном Сонете я пишу:
«А Я – ВорОна! Я стою на парапете!» -
это не означает,
что я – автор – когда-либо
превращался
в Ворону,
Ворона – это мой ЛГ,
который стоИт на парапете.

В другом Сонете я пишу:
«Я – Самолёт!»,
это не означает
что я – автор – когда-либо
превращался
в неодушевлённый предмет –
Самолёт,
Самолёт – это мой ЛГ.

В некоторых Сонетах я пишу:
«Я – Женщина!»,
это совсем не означает,
что я – автор – когда-либо
был Женщиной,
Женщина – это мой ЛГ.

И т.д. и т.п.

ЛГ даёт возможность Автору -
ярче выразить мысль
своего
художественного произведения!

К слову,
я потому называю Мой Сонет,
что построение его
кроме четырнадцати строк
Шекспировского Сонета (4-4-4-2)
отличается по стилю от того же
Шекспировского Сонета.

Сонет Петрарки (4-4-3-3),
несмотря на то,
что я не располагаю так свои
четырнадцать строк –
ближе к стилю Моего Сонета.

Поясню.

Петрарка написал более 300 Сонетов
и каждый из них сопроводил
подробнейшим своим комментарием!

К сожалению,
наши современники
убрали все комментарии Петрарки,
и голые Сонеты
совсем не смотрятся:
половину из них украшает название
«На жизнь мадонны Лауры»
и римский порядковый номер Сонета,
вторую половину – название
«На смерть мадонны Лауры»
и римский порядковый номер Сонета!

На мой субъективный взгляд,
Петрарка использовал
такой литературный стиль,
где произведение состояло из двух частей –
Сонета и Комментария –
это было единое
целое!

Моим Сонетам
прототипом является –
тексты песен
французского певца и поэта
Джо ДассЕна,
расширившего слияния стихов с прозой...

Я всё это рассказал для того,
что Мой Сонет,
сопровождаемый моим Комментарием,
иногда снабжённый и эпиграфом –
составляет
целое и неделимое произведение
для восприятия Читателем
мыслей,
которые я хочу донести
до сердца Читателя!


Рецензии