Обзор летнего тура от Бориса Бергина

Здравствуйте!
   Сначала, наверное, нужно описать некоторые критерии, которыми я руководствовался при отборе стихотворений в свой шорт. Все пишут и пишут об этих критериях, и каждый раз это субъективно. И мои представления о том, какие стихотворения лучшие в лонге, тоже субъективны, конечно. Но для меня участие в отборе – это попытка из субъективностей сложить объективное. Интересно увидеть, какие стихотворения из выбранных мной, выберут другие эксперты. Вот таким методом наложения множеств и вычленяются тексты, которые объективно выделяются из общей массы и обладают признаками, по которым их можно отнести к настоящей поэзии.
   Как я для себя представляю, что такое поэзия? Часто приходится читать о том, что не важно, о чем написано, главное – как. Для меня сейчас главным критерием является  - зачем? Зачем автор выдал в эфир свой текст?  Что он хотел сказать миру?
Сейчас, благодаря доступности интернета, стало очень много авторов, огромное количество текстов, большинство из которых написано для самоутверждения, что тоже имеет право быть.  Но, по большому счету, неизменным остается старое утверждение « и чувства добрые я лирой пробуждал». 
   И еще для меня важно, чтобы текст был понятен. И тут у поэзии диапазон от «кто ясно мыслит – ясно излагает» до «есть речи - значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно» . То есть или ясно и четко изложенные мысли, или прямое обращение к чувствам, эмоциям, которое достигается умением, чутьем  так располагать слова, что чувствуется,  « как полны их звуки». В любом случае должно быть « из пламя и света рожденное слово». И в чем же отличие поэзии от прозы? В концентрации, убыстрении мысли с помощью метафор и образов, «полноте звуков», внутренней мелодии, которой подчинено расположение слов, рифм.     И все это сквозь особый взгляд – видеть необычное в обычном. Так получается необъяснимое волшебство.
P.S.
Ради чистоты эксперимента, я читал анонимный лонг.
Всем спасибо, всем всего самого хорошего.


1) Липа Липовая «р» http://www.stihi.ru/2018/02/07/5434

каждое утро - выход из донной комы.
срежь плавники и жабры зашей крест-накрест.
больше не р. с чешуйками цвета лома
медного солнца, прима на местном акре.

вынырнет тело в простыни с криком «омен».
комнатный воздух сух до першенья в горле.
время-будильник чертит круги. знакомый
взгляд в зазеркалье хищным крючком уколет.

вторник, четверг ли? кто-то опять тасует
дни и недели, втёмную мечет - нате,
с/нами играют мёртвые боги, всуе
мстя за молитвы пригоршней - квантум сатис.

«что там в мольбе? от «выжить» до «мира в мире»?
так предсказуемо, скулы оскомой сводит.»
донная рыба бьется в людской квартире,
что-то сбоит в её человечьем коде.

перебираешь блёсны «а вдруг», «а если»,
рыбное слово топишь в олдскульных бреднях.
воздух звенит запевом рыбацкой песни.

а на полу - чешуйка монеткой медной…

Энергетика этого стихотворения захватывает с первой строки. Такая горячая отчаянная мольба существа, обреченного возвращаться в мир, в котором тяжело жить, дышать, но это ежеутреннее возвращение неизбежно. Что там происходит во время сна, в котором человек проводит значительную часть жизни? Может быть в это время становишься собой? Здесь написано еще и о том, как хочется человеку укрыться от того, что приходится выживать, что в мире нет мира, что дни и недели обезличенно проходят, что человек одинок. В последней строке,  чешуйка на полу –  напоминание о том, кто ты есть, как бы не пытался приспособиться к чуждой среде. И это помогает выжить. Этот прием - появление артефакта из другой реальности для акцентирования на том, что герой был там, что был другим( я сразу вспомнил несколько примеров из других стихотворений и даже фильмов)не нов, конечно, но здесь он замечательно срабатывает, потому, что образ р. очень убедителен.
Автор прекрасно владеет словом,  в стихотворении  множество культурных слоев, оно  мелодично, полно созвучий…плеска волн. Отдельно хочется отметить хорошие рифмы и тонкую ироничность.

2) Светлана Илларионова «Вольному воля» http://www.stihi.ru/2018/04/21/7373
                А по нашей Мангазее
                Разгулялись ротозеи.
                Но на каждый ли роток
                Царский сыщется платок?

1.
Кормчий сурово глядит на безбрежность торосов:
Врёшь, не возьмёшь! Отворишь ворота Енисея
к златокипящей далёкой земле Мангазее.
Выдашь её мне богатства по первому спросу.

2.
Годунов к поморам строг:
"Коль не хочется в острог,
волю выполните разом, –
к вам посланник мой, с указом.
Нажились на соболях,
я ж остался на нулях!
Бита шапка Мономаха
молью в нескольких местах.
В общем, делимся «по-братски».
Иль идти мне побираться?!"

Вышли с промысла поморы,
закипело дело споро.
Топоры стучат, пилы тренькают.
И служивый люд тут как тут –
обживается пятистенками.

3.
Тридцать лет жилось припеваючи,
но пришла беда. Криком чаячьим,
плачем женским и детским ужасом,
да мужицким матом нешуточным
отвечала округа стрельбе пушечной.
Воеводы друг на друга наушничали,
разорили посад, обескровили,
породили годину суровую.

4.
"Белка бита, соболь бит,
воевод ясак велик…"
– думал думу самоед.
Долго думал, сорок лет.
Да гори оно огнём!
Без царя ль не проживём?

5.
Уходили с места погорелого
люди царские в другие пределы.
Туруханск ставить, государя славить.
Кто Сибирь познавать, а кто мошну набивать.

6.
Солнце сдаётся студёному морю на милость.
Хитро прищурив глаза, смотрит вдаль самоедка.
Гарь пепелища мешается с хохотом едким:
"Царь… что мне царь... На него б я ещё не молилась!"

Эта историческая зарисовка о легендарной Мангазее привлекла мое внимание тем, что здесь делается акцент на любимой для меня теме – простой человек и государство, человек и исторический процесс, когда людям хочется просто жить, но государственные планы, цари, войны вмешиваются в это естественное желание.  Стихотворение состоит из отдельных текстов, с разным размером, и напоминает кинематографический сценарий – отдельными сценами, практически самодостаточными. Первая картина начинается напевным и размашистым пятистопным дактилем с женской рифмой, коротко и ясно – покорители Сибири едут за богатствами неведомой земли. Во второй части, когда описывается царь, обдирающий своих подданных, звучат размер и интонации известного « Сказа о Федоте стрельце», чем подчеркивается ироничное отношение. Дальше рассказывается кратко история града Мангазеи, который погубили распри воевод и пожары…Завершается сюжет возвращением на круги своя – самоедам, вольным людям, не нужен царь…

3) Юлия Долгановских "Deus ex machina" http://www.stihi.ru/2018/01/02/3572

Хор идёт по орхестре, звучит парод.
Вокруг на каменных лавках теснится народ.
Йоханна спешит, но приводит себя в порядок —
комкает фартук, пару пшеничных прядок
дёргает из-под чепца, рвёт воротник.
Выбегает на сцену — испускает пронзительный крик.

— Магда! — дрожит сопрано. — Где ты, сестра?
Рана моя свежа, а боль остра!
Презрев былые обиды, молю — спаси!
Хор отступает назад, гремит стасим.
Нарисованный лес выпускает Магду. Народ
исступлённо бьёт в ладони. Магда поёт,

тает контральто в тягучей, как мёд, ночи:
— Йоханна, сестра, пусть рана кровоточит,
но я уже здесь, я спешу, я тебе помогу!
Простирает Йоханна руки — Магда в снегу.
Бог из машины тянет рычаг — криг-краг! —
невредимая Магда к Йоханне делает шаг.

Простирает Йоханна руки — густой ясенец
тянет цепкие щупальца ввысь по отлогой стене.
Зажигает Магда огонь, но купина
лишь обжигает — и не горит. Стена
позади — криг-краг! — и Магда поёт: — Бегу
Йоханна, сестра, я спешу, я тебе помогу!

Простирает Йоханна руки — встаёт вода,
не обойти. Звенит сопрано: — Беда!
Йоханна делает шаг назад — криг-краг! —
бог из машины теперь не выйдет никак —
Йоханна стоит на люке. Утонет сестра —
ненависть кровоточит, свежа и остра.

Магда бросается в озеро. Всплеск. Тишина.
Магда плывёт под водой. — Спасена, спасена! —
думает Магда. Вдали затихает эксод —
спектакль окончен. Магда находит брод —
ноги не держат и кружится голова.
Берег. Туман. Трава. Хохочет сова.

...Открывает Магда глаза: — Приснится же чушь!
Приводит себя в порядок, лесную глушь
торопливо пересекает, выходит к шоссе —
сколько машин! — и, на рюкзак присев,
машет встречным. Скрипят тормоза — криг-краг!
Фартук. Прядки. Чепец. Магда делает шаг

назад. Нарисованный лес. На лавках — народ.
Хор идёт по орхестре. Звучит парод.

Стихотворение, обыгрывающее название Deus ex machina, Бог с машины, в безнадежных ситуациях приходивший на помощь героям греческой трагедии, который оказывается так же в обычной машине с автобана ( связывающий звук криг-краг),  написано с завораживающей фантазией. В нем совмещены несколько планов – греческая трагедия, современный автобан и эпоха немецкого романтизма, где девушки с именами Йохана и Магда носят чепцы. Если эти имена никак не связаны с именами жены Геббельса, то тем более интересны игры подсознания, потому, что сестры ( или даже одна личность, раздваивающаяся ) вовлечены в некую цикличность, перемещаясь между автобаном и греческим театром, из настоящего леса в нарисованный, и внутри театра проходящие по кругу лес-сцена. Сначала Йоханна выходит на сцену, зовет Магду и она появляется из нарисованного леса, разыгрывается то ли театральное действие, то ли события в другой реальности …и Магда просыпается, выходит из настоящего леса и слышит звук Deus ex machina – и все начинается сначала.  Автор мастерски справляется с творческой задачей, повествование динамично и зримо.

4) Люся Пикалова «заурядная история обыкновенного человека» http://www.stihi.ru/2018/06/11/7362

Седьмого числа летнего месяца наардири,
Когда звёзды так низко, будто к каждой подвесили гирю,
В очереди за пряным чаем в любимой кофейне
Я и ты, моя странная длинноволосая фея
В жвачно-лиловой юбке-пачке.
Ты скачешь на одной ножке и говоришь:
"У нас закончилась гречка".
Я отвечаю: "Ничто не вечно".

и вдруг вижу, как в моём левом предплечье
"столько-лет-верой-и-правдой" обычном предплечье
открывается дверка,
сбрасывается верёвка,
и очень быстро и даже ловко
/хотя с такими когтями/
спускается человечек.
хотя какой человечек? да нет же.
конечно, инопланетянин.

подходит к кассе и прямо из кассового аппарата,
как будто по блату,
маленькие ручки отдают ему на подставке
/судя по запаху/ капучино и карамель маккиато.
изящно балансируя влезает назад,
сворачивает канат,
закрывает свой тайный вход.

Я трогаю это место: под пальцами кожа,
белёсые волоски - вот уже 34-ый год
Всё было привычно. Обычно. Неудивительно.

Чешу переносицу. В коленках лёгкая дрожь.
Что теперь делать?
А что тут поделать.
И что ж.

Отхлёбываю первый глоток. Ломаю какую-то печенюху.
Ты напротив, убираешь прядку за ухо.

Знаешь, я много раз видел людей с глазами совсем пустыми.
Будто они навсегда заблудились в пустыне.
Бессмысленные. Бездонные.
Будто там давно уже никого нет дома.

Я не знаю, что есть душа, и как тут вообще всё работает.
Я не знаю, кто я, но, наверное, всё-таки кто-то.

Поэтому пусть будет инопланетный гость.
Да хоть колония безудержно умных ос.
Буду думать, у нас тут выгодный симбиоз.

Ночью достаю из холодильника сливки,
турецкий рахат-лукум,
начинённые сыром яйца,
солёное масло с травами - граммов примерно 20.

Я пока не знаю, что тебе больше нравится.
Но скоро начну разбираться.

Читать это стихотворение мне было не скучно. Фантастический сюжет увлекателен, написано живым языком, автор не рассказывает, а говорит – мне такое всегда нравилось. Ритм бойкий, рифмы интересные, и есть, как говорится, драйв. Было интересно узнать, чем же это закончится.
Неординарная первая строка – это уже много, а когда название месяца называется как-нибудь загадочно, хоть и не новый прием, но работает.
Вот здесь лично для меня ассоциации с « Людьми в черном»:

Подходит к кассе и прямо из кассового аппарата,
как будто по блату,
маленькие ручки отдают ему на подставке
/судя по запаху/ капучино и карамель маккиато..

Но есть у меня и придирки. Вот прямо сразу с самого начала.
«В очереди за пряным чаем в любимой кофейне» - не логично ли покупать в кофейне кофе, а чай в чайной?) Может быть я чего-то не понимаю. Это мелочи, конечно, но есть и более существенные проколы, на мой взгляд.
« Ты» - это обращение героя к длинноволосой фее.
«Ты напротив, убираешь прядку за ухо.» - это последнее прямое к ней обращение в тексте. Далее следует рассуждение о том, что есть люди с пустыми глазами, о том, что непонятно кто мы, о возможности странного симбиоза с инопланетной личностью и т.д. Потом идет красочный список продуктов ( еда – наше все, от Рабле до Ремарка) и потом опять обращение:
«Я пока не знаю, что тебе больше нравится.»
К кому это обращение? По идее оно должно быть все к той же фее. Но оно стоит слишком далеко после предыдущего. Настолько, что о данной героине  забываешь. Логичнее было бы , после рассуждений о симбиозе, сказать: «Я пока не знаю, что ему больше нравится» . Или, если речь шла о том, чтобы понять кто я есть, «что мне больше нравится». Но тогда длинноволосая фея становится совсем необязательной, впрочем мне она с самого начала казалась лишней. Даже инопланетянин, о котором всего несколько слов,  более убедителен, благодаря рассуждениям о внутренней сущности и симбиозе. Но в целом стихотворение мне понравилось.

Совершенно неожиданно для себя выбрал два верлибра, потому, что это совсем не мое. Я предпочитаю рифмованные стихи. Верлибр писать и проще и сложнее. Проще тем, что не надо искать, подбирать рифму и заморачиваться размером. Но так получается вариант прозаических текстов, часто представляющий из себя поток сознания, в который идет все подряд, что в голову пришло. Но настоящий верлибр писать сложно – балансировать на безрифменном канате, не впадая в прозу, сохраняя все признаки поэзии – концентрированность мысли, четко выстроенную систему образов, метафоричность и афористичность высказывания, и, без размера, все же выстраивая внутренний ритм. На мой взгляд, два нижеследующих верлибра обладают этими качествами.

5) Егор Лемек «Масло» http://www.stihi.ru/2018/06/16/8488

так много в лете сливочного масла.
оно боками мягкими лоснится
и палочками от пломбира
намазывает сливочное масло
на детские замызганные лица,
на конопатые изжаренные  спины,
как липнет к подгорающему маслу
пух тополиный!
двор пухнет, пахнет, варево плеская,
огромный будто кухня полевая.
солдатики из олова и масла
песочные галеты испекают.
но тут кричит им старший:
в ружье! в ружье!   
они хватают ветки
несутся в желтом вареве кипящем,
рассеиваясь  тополиным пухом.
куда по клумбам! -  голосит соседка.
скрипит старуха:  помню, было время
за тридцать граммов сливочного масла
могли убить, жениться и отдаться.
да, помню, было время.

но боже мой.
как муторно и страшно.
как жалко всех –
живых и настоящих.

стихает к ночи полевая кухня,
и сливочное масло застывает
на клумбах, окнах,
сонных детских  спинах,
на шамкающем сне старухи.

Очень зримая, яркая и достоверная картина лоснящегося от масла лета. С первой строки веришь безоговорочно – да, оно именно такое. Дальше совершенно логично появляется  образ полевой кухни, и следом, конечно же, солдатики,  оловянные, это дети играют, но вторым планом идет ощущение настоящей войны и тревоги. …Все есть в этом лете – и прошлое и настоящее, и веселое и грустное, и страшно и жалко всех… образно и сконцентрировано большой диапазон чувств и размышлений вмещается в маленький объем этого верлибра. И мелодия в нем удивительная. Светлая и печальная.

6) Галина Иззьер «Орган по пятницам» http://www.stihi.ru/2018/05/30/485

Тишину Мариенкирхе нарушает разве что
Падающий в кружку грошик,
Хотя Totentanzorgel восстановлен, звучит почти как прежде.
В Любеке недолюбливают приезжих,
Но органист из Орши
Устроен, работает сторожем на полставки,
Вытирает с пола следы
Витражной цветной чехарды в час заката.
-Давай без прелюдий, -
Сказали ему здесь когда-то.
-Работы нет, и не надейся на мессу.
Нынче католиков
Mеньше, чем протестантов.
Пой лучше Ave тряпке и ведерку
(иногда закрывая глаза на сухую уборку),
Давай без своих A-mоll’ей.

Но в первый свободный Freitag,
утоляя внутреннее море,
Органист заходит сыграть бесплатно,
Протестует всеми регистрами, празднуя Баха.
Взмокли виски и рубаха.
-Давай без прелюдий! -
Это жена Баха
Жмурится из сумрака анекдотом.
Органист усмехается,
Плавясь от пота.
По пятницам видно каждому-
Воздух собора питателен,
Сбор - липа и молочай.
Белая магия, Бах вприкуску.
Пейте, ганзейские граждане,
От печали и грусти показанный
Органический
Пятичасовый
Органный
Чай.

Этот текст красив, как витраж и в нем, действительно,  звучит орган.
Очень хорошая звукопись : «В Любеке недолюбливают», «органист из Орши
Устроен, работает сторожем». Интересная игра слов, образы, метафоричность.
Ведь это не только об органисте и исчезающих католиках, не только о том, что никому не нужна месса, не для кого играть Баха…Это обо всем духовном, настоящем, прошлом, которое исчезает в мире потребления. Но нет уныния в этом стихотворении, есть даже юмор, потому, что « делай, что должно и будь , что будет» - и органист играет Баха для себя…Празднует Баха. Потому, что Бах – это праздник. И белая магия, и липовый молочаевый чай…источник жизни. И ганзейские граждане услышат.   Когда-нибудь.

7) Ирина Камшицкая «Мы с тобой» http://www.stihi.ru/2018/07/17/2903

Мы читали сны по звёздам
и клевали мир по зёрнам...
Ничего ещё не поздно
в наших судьбах беспризорных.

Вот сидим с тобой на ветке,
чистим пёрышки и клювы.
Потому что мы навеки
птицы. И на время люди.

Торопились словно рыбы
мерить мили плавниками.
Пузырились. А могли бы
голоса точить о камни.

Схватим жизни кус. Как звери
ненасытные завоем...
И взлетим, когда поверим
высоте над головою.

Очень простое и прозрачное стихотворение. С простыми рифмами ( одна даже почти не рифма «клювы-люди», для женской рифмы, на мой взгляд, должно быть созвучие после ударного слога). Хорошо построенное композиционно. Птицы-рыбы-звери…
С идеей тоже простой и не новой. Но покоряет и простотой, и прозрачностью и тем, что этот вывод – о том, что чего-то достигнуть можно, только поверив в себя, что каждому бывает по вере – заключен в новый, тонкий афоризм: «И взлетим, когда поверим высоте над головою.»

8) Доктор Нэля «Последний снеговик» http://www.stihi.ru/2016/11/04/1868

На двор спускался вечер и
Здоровался кивком
С чумазым, не замеченным
Весной снеговиком.

Был ростик ниже среднего
И лишь одна рука
У этого последнего
Из снежных могикан.

Достойно принимающий
Печальный свой удел,
Он взглядом немигающим
Рассеянно смотрел

На лужу, где у ребрышка
Подтаявшего льда
Плескалась, как воробышек,
Беспечная звезда.

Детское, теплое и светлое стихотворение. Легкий размер, рифмы. Запоминающийся образ весеннего снеговика « чумазый, незамеченный», « был ростик ниже среднего».
Но за этой простотой -  глубина, в которой отражается небо. Это ж не только про снеговика. Это про всех нас, жизнь каждого неповторима, и надо « достойно принимать» свой удел. Снеговик растает, превратившись в лужу, но в этой луже отразится звезда. Очень хороший образ « как воробышек», « беспечная звезда».
Здесь ответ на вечный вопрос « что останется после меня»? – замечательно, если вот такая звезда.

9) Экстракт Бумажки «океанье» http://www.stihi.ru/2018/04/25/10748

бог океаний дышит самим собою.
каждое утро рог свой тритоний чистит.
сердце его пассатное голубое
кровь океанью, дни океаньи, числа 

гонит под жернова литосферных плит, - и
ярость взрывается, кратер ревёт, оскалясь..
гасит войну волной океан-молитва,
рыб за окном пасёт океан-усталость.

гильзы от дат на выдохе в столб взбивает.
смерчи в глазах такие, что стынет магма,
девять смертей отводит девятым валом,
против одной бессилен лишь - от обмана.

съежишься вдруг - да я ни во что не верю -
взгляд отведёшь пристыженно-сиротливо..
брызги в лицо до бесчувствия хлещут - ересь!
ты - океаном, ты - океана, ты в о..   

Живое, дышащее стихотворение, с интересным образом океана, как высшего духовного существа, природы, мира. У меня здесь ассоциации с Солярисом. Ничего лишнего не нагромождается, все повествование работает на один образ, раскрывая тему. И, возможно, сравнение языческого с христианским ( это мое личное восприятие) кощунственно, но я здесь вижу очень многостороннюю идею о том, что Высшее ( пусть для атеистов просто духовное) держит человека, дает смысл его существованию. И, когда перестаешь в это верить, погрязая в суете, то соленые брызги в лицо( какое-то напоминание) возвращает тебе чувство Океана.
Мне не хватает точности рифм в третьей строфе ( созвучных согласных после ударной гласной) , но сама строфа, мысли изложенные в ней, аллюзии очень красочны и точны.
В  последней строке задышали волны – прилив, отлив…И открытый финал добавляет простора и мыслям, и эмоциям.

10) Юрий Октябрёв «Сосновое»  http://www.stihi.ru/2017/02/07/10819

Говорят, у болота, в тиши ночной,
под засохшей с одной стороны сосной,
прижимаясь к шершавой коре спиной,
одиноко сидит принцесса;
я стою здесь без малого сотню лет
и заверить могу, что ошибки нет,
хоть давно ни один человечий след
не выходит сюда из леса.
Но едва напоит всё вокруг луна
одуряющим снадобьем допьяна,
из болота вздымается вдруг волна
чёрной гнили и мутной жижи,
а из этой волны – как перо легка –
тянет тонкие пальцы ко мне рука,
и смолой застывает мольба в зрачках,
чтобы ветку нагнул пониже.

… Мы бежали тогда по тропе лесной,
слыша сзади собачьей погони вой,
и бежала принцесса моя за мной,
оборвав подол кринолина,
но болото не терпит бегущих ног,
здесь судья и палач – наугад шажок,
и подводит печальной судьбы итог
леденящая глубь трясины.
Я метался как зверь, я рычал и выл,
но согнуть и сломать не осталось сил
искривленной сосны, вросшей в чёрный ил,
наклонённую низко ветку,
чтобы бросить туда, где ждала рука,
где плескалась в огромных зрачках тоска
и куда наблюдающий свысока
добирается очень редко…

Заклеймённый стыдом, колдовством, волшбой
и прокушенной в муках насквозь губой,
я оставлен стоять здесь живой мольбой,
истекая смолою мыслей,
чтобы помнить о том, что нельзя вернуть,
и по-прежнему ветку свою тянуть,
чтобы те трижды проклятые «чуть-чуть»
между явью и сном не висли.
Изгибаться, скрипеть, рвать жгуты корней,
но тянуться к руке, прикоснуться к ней
и хвоинками пальцы обвить сильней,
приникая к ним каждой клеткой,
чтоб, касаясь кривого ствола спиной,
посидела принцесса моя со мной,
ощущая, что я всё ещё живой,
даже если засохнет ветка.

И последней пусть будет сказка. Потому, что «сказка ложь, да в ней намек».
Хороший, внятно изложенный сюжет, ладно скроенный текст, ясная мораль.
И больше ничего писать об этом стихотворении не буду, потому, что в нем достаточно своих ужасов.


Шорт-лист:

Липа Липовая «р» http://www.stihi.ru/2018/02/07/5434

Светлана Илларионова «Вольному воля» http://www.stihi.ru/2018/04/21/7373

Юлия Долгановских "Deus ex machina" http://www.stihi.ru/2018/01/02/3572

Люся Пикалова «заурядная история обыкновенного человека» http://www.stihi.ru/2018/06/11/7362

Егор Лемек «Масло» http://www.stihi.ru/2018/06/16/8488

Галина Иззьер «Орган по пятницам» http://www.stihi.ru/2018/05/30/485

Ирина Камшицкая «Мы с тобой» http://www.stihi.ru/2018/07/17/2903

Доктор Нэля «Последний снеговик» http://www.stihi.ru/2016/11/04/1868

Экстракт Бумажки «океанье» http://www.stihi.ru/2018/04/25/10748

Юрий Октябрёв «Сосновое" http://www.stihi.ru/2017/02/07/10819

__________________________
Об эксперте:
Борис Бергин
Родился в Ростове-на-Дону. Учился на физфаке местного университета. Много лет жил на Донбассе, последние годы перед войной в Донецке.
Писал тексты о положении русских на Украине, о русской культуре, статьи на политические, исторические, литературные темы. Публиковался в журнале «День и Ночь» , « Российский писатель», « День литературы ", на интернет-порталах «45-я параллель», « Артбухта» и др.
http://www.stihi.ru/avtor/ioram


Рецензии
Борис, спасибо. Улыбнулся над своими ужасами в стихотворении. Если это сказка, то и ужасы сказочные, это Вы точно подметили.

Юрий Октябрёв   12.09.2018 20:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.