Дитя Эпохи Возрождения... Лавиния Фонтана

Картина: "Одевающаяся Минерва". 1613. Галерея Боргезе, Рим.



Лавиния Фонтана (итал. Lavinia Fontana; 24 августа 1552, Болонья — 11 августа 1614, Рим) — итальянская художница болонской школы. Одна из первых знаменитых женщин-художниц. Была избрана в римскую Академию.

Дочь художника болонской школы Просперо Фонтана (1512 — 1597). Её отец был успешным живописцем, работавшем в Риме и Флоренции. В качестве художника-портретиста Просперо Фонтана был представлен самим Микеланджело папе Юлию III и некоторое время даже получал жалованье от папского престола.
Лавиния рисовала в основном портреты и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры. В течение 20 лет, начиная с 1580-х годов, Лавиния достигла большой известности как автор портретов дам высшего общества Болоньи. Её стиль характеризует осторожное внимание к деталям одежды и драгоценностей с пониманием индивидуальности изображаемого. Рисовала она также многих важных особ, преподававших в Университете Болоньи.
В возрасте 25 лет Лавиния Фонтана вышла замуж за художника, выходца из благородной семьи, Жана Паоло Цаппи. Несмотря на то, что Лавиния стала матерью одиннадцати детей, она была очень плодовитой художницей, нарисовав 135 картин. Творчество Лавинии Фонтаны имело большой успех по всей Италии, она стала первой женщиной из Болоньи, которая достигла популярности по всей стране.
С 1603 года по приглашению папы Климента VIII работала в Риме. Её крупнейшая работа — алтарный образ «Мученичество Святого Стефана» (1604) для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура — погибла в 1823 году. В 1604 году Лавиния становится официальной художницей-портретисткой в суде папы Павла V. В Риме Лавиния Фонтана добилась многих почестей. В 1611 году скульптор и архитектор Феличе Антонио Казони преподнёс ей бронзовый медальон с её портретом.
Лавиния является первой женщиной, которая была избрана в римскую Академию. Фактически Фонтана расценивается в Западной Европе как первая женщина, сделавшая профессиональную карьеру художника наравне с коллегами-мужчинами, работая вне женского монастыря.

В списке известных художниц эпохи Возрождения Лавиния Фонтана идёт вслед за Софонисбой Ангвиссолой. Но, в отличие от старшей коллеги, которая специализировалась на портретах, она также выполняла крупные публичные заказы на религиозные и мифологические темы, иногда включавшие обнажённую женскую натуру. Фонтана была первой женщиной, писавшей ню,и, вероятно, первой художницей, работавшей с живыми нагими моделями. Истовая католичка, многодетная мать, любимица Пап, подруга аристократок и академик — вот 9 фактов, которые помогут понять, как она смогла достичь такого успеха:

I. Лавиния Фонтана работала в тех же областях, что и её соперники-мужчины, не нашедшие покровительства при дворах и монастырях. Но вряд ли она достигла бы такого положения без поддержки отца. Просперо Фонтана был известным в Болонье художником, и именно он поощрял в дочери интерес к живописи — в противном случае она вообще не смогла бы ею заниматься.

2. Лавиния Фонтана училась не только живописи. Она получила также академическое образование. Известно,что художница играла на спинете(род маленького клавикорда) и читала по-латыни.

3. Ещё одним человеком, без которого Лавиния Фонтана не состоялась бы, был её муж. Джан Паоло Заппи был сыном богатого торговца зерном и учеником Просперо Фонтаны. Именно отец Лавинии устроил брак дочери с молодым человеком, понимая, что для публичной карьеры без покровительства аристократического двора или монастыря женщине необходим супруг. Заппи даже переехал в дом жены — вопреки традиции, которая предписывала женщине уходить к мужу. Тем самым он позволил ей продолжать учёбу у отца, а тестю — получать доходы от продажи картин.

4. Муж Лавинии Фонтаны считается её коллегой, но у него не было и намёка на талант, а сам он, как пишет историк Лора Рагг, был человеком недалёким. Однако его преданность жене, восхищение её успехами, понимание трудностей профессии, заботливость и то, что он взял на себя надзор за детьми и домом, позволило ей заниматься карьерой. Лавиния разрешала ему время от времени прописывать фон или немного помогать с драпировками, но не давала работать над более важными фрагментами её картин.

5. Лавиния Фонтана была набожной католичкой, и вся её жизнь была подчинена предписаниям Церкви. Она родила 11 детей, из которых только трое пережили свою мать, носила строгую одежду и даже нашла решение для противоречия между своей карьерой и религиозными канонами. Лавиния говорила, что изучает«ценность культуры для женщин при условии, что она соответствует нормам». Мораль её покровительниц всегда была для художницы на первом месте.

6. Лавиния Фонтана водила дружбу со своими влиятельными натурщицами. Очевидно, клиенткам было более комфортно позировать живописцу-женщине. Она изображала их в разные моменты жизни — от помолвки до беременности и даже в период траура по почившему супругу. Некоторые её модели — такие как Констанца Сфорца Бонкомпаньи, герцогиня Сора — позже стали крёстными её детей или давали им свои имена. Других своих покровительниц, таких как Элеонора де Медичи и Изабелла Руини, Фонтана изобразила в виде библейских и мифологических персонажей, прославив тем самым их красоту и нравственность.

7. Богатая светская клиентура завелась у Лавинии Фонтаны также благодаря отцу. Многие её ранние картины он продал по очень низким ценами или просто подарил — и эта рекламная стратегия имела успех. В 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви, а её замужний статус, эрудиция, академическое образование и изначально скромные цены на работы привлекли также элиту болонского общества. Благородные заказчики стекалось к Фонтане, и она изображала их такими, какими они хотели видеть сами себя — облачёнными в расшитые шелка с драгоценными камнями и кружевами. Её картины — бесценный источник информации для историков моды.

8. Лавинии Фонтане оказывали многочисленные почести. В 1603 году она с семьёй переехала в Рим по приглашению Папы Климента VIII, который скончался спустя два года. Следующий понтифик Лев XI, прозванный«Папа-молния», правил всего 28 дней и умер, переутомившись и переохладившись на церемонии собственной интронизации. Его преемник Павел V также покровительствовал и даже позировал художнице. В 1611 году скульптор Феличе Антонио Касони отлил профиль Фонтаны на бронзовом медальоне. За свои заслуги она была избрана в Академию святого Луки в Риме.

9. Некоторые картины Лавинии Фонтаны были ошибочно приписаны Гвидо Рени. Например,это«Венера», «Богородица,поднимающая вуаль над спящим младенцем Христом» и «Визит царицы Савской к царю Соломону». На данный момент историки нашли записи о ста работах художницы, но пока обнаружены лишь 32 подписанных и датированных произведения. Существует ещё 25 картин, которые с высокой степенью вероятности могут быть приписаны ей. Таким образом, наследие Фонтаны может считаться самым обширным среди всех женщин-живописцев до 1700 года.



               

                @


Рецензии
При умных мужчинах и женщина становится академиком.

Марианна Козявун   10.09.2018 20:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! С теплом

Алексей Гончаров2   10.09.2018 20:41   Заявить о нарушении