О Любви и свободе

ПРЕДВАРЕНИЕ:

"… Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем".
[1Иоан.4:16]
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом
к угождению плоти, но  любовью служите друг другу»
[Гал 5:13]
«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и  раб»
[2Пет 2:19]


Поговорим коротко о Любви и свободе, друзья.

Нечасто можно встретить какое-либо теоретическое сопоставление и внимательное рассмотрение этих двух наиболее выдающихся способностей человека, наличие которых всякий раз подтверждает известную истину христианской веры: человек есть образ и подобие Божие.

Все дело в том, что Любовь, понимаемая в собственно религиозном смысле, есть ничем и никем неограниченная свобода или, как выражаются некоторые философы, "бесконечная власть" человека "над всеми конечными проявлениями" своего духа, данными в определенном месте, в определенном времени, в определенных условиях исторического бытия. Действительно чаще всего такая Любовь проявляется в способности к "абсолютному самопожертвованию" [2, с.207]. Принося в жертву самого себя для других, превращая свою самость, свое бренное тело в орудие Божьей воли, человек утверждает бесконечность и вечность своей личности, отрешившейся от обреченного на гибель стремления жить «жизнью мира», с его конечными мотивами «туда-к», "для самого себя" и любой ценой.

Вот, что говорит нам преподобный Иоанн Лествичник: "Кто победил свое тело? – Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? – Тот, кто отвергся себя самого, ибо как не быть сокрушенным тому, кто умер в своей воле?" [3, с.165, курсивы мои – Г.Х.]. Так поступая, ты увидишь, что неведомая премудрость, как некое необъявленное знание и утаеваемая жизнь всякий раз посрамляет мудрость плотскую, полагая высоту жизни в смирении, благородство – в уничижении, богатство – в нищете,  приобретение – в отдании, силу – в немощи. Именно такая мудрость (смиренномудрие) называется в Притчах Древом Жизни и плодом праведника веры [1, Прит. 11:30].

Причем тут свобода, скажете вы?

Притом, что сущность Любви в ее самом простом понимании состоит в способности приносить и отдавать, причем приносить и отдавать лучшее. Это значит, что Любовь есть Жертва во имя того, кого ты любишь. Поэтому Истинная Любовь состоит именно в том, чтобы, когда придет время, отказаться от собственной воли, забыть о самом себе [6] ради того, кого ты Любишь, и в этом всецелом забвении, обрести (как верно говорит немецкий философ Г. Гегель) самого себя в Другом так, чтобы, соединившись с ним, уже в нем обладать самим собой.

Свободен тот, кто способен так любить, т.е. жертвовать собой для других. В этом смысле служение себе, творение для себя есть творение в несвободе. Истинное свободное действие как приношение и отдание лучшего есть созидание и творение в Любви. Оно – способ, каким достигается богоподобное состояние – средство достижения высшей цели человеческой жизни, смысл которого не в создании вещей, а в созидании самого себя или в воссоздании своей изначальной божественной природы, ее высших достоинств, путем добровольного приношения и отдания себя Богу.

Философский смысл христианского учения о свободе человека состоит в обосновании того, что момент абсолютной свободы человека сущностно выражается как позитиво-негативное свободной воли, т.е. как от нее самой и в ней же самой обретаемое самоотрицание – отрицание своей изначальной самосущей ("в себя и для себя сущей") свободы. Поэтому истинное и самое возвышенное в человеке, согласно христианским представлениям, заключается именно в способности к самоотвержению "во славу Божию".

Отречение от собственной воли, понимаемое как Любовь к Богу, проповедуемое в христианском вероучении о путях обретения блаженства и святости, отвержение всякого своего хотения "Христа ради" [4, гл. 54, с.20] есть утверждение безусловной, т.е., по существу, абсолютной, свободы человека, достигаемой в самом этом отрицании, поскольку тот, кто не способен отвергнуть и самое себя, еще не обладает свободой во всей ее полноте.

Таким образом, свобода предполагает Любовь. Нет свободы без Любви. Это значит, что существо, не способное Любить, не обладает всей полнотой свободы. Из всех тварей земных только человеку присуща эта способность. И только человек может обладать такой свободой.

Что является свидетельством этой способности?

Неоспоримым свидетельством абсолютной (Богом данной) свободы человека является то, что он – единственное существо, имеющее "самохотение на всякое плотское вожделение" [6, с.110], способен отказаться от собственной воли. Именно через эту способность, эту свою совершенную свободу человек может подняться над всем конечным, вверяя себя Творцу всех.

Вот Истина, которую грешно просто знать. Здесь нужна Вера.


08.09.2018

Сноски и литература:


1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Синодальный перевод. Исправленное издание. М.: Свет на Востоке, 2000. 1135 с.
2. Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1973. С. 7-209.
3. Канон ко Ангелу Хранителю, Песпь 9 // Полный православный молитвослов для мирян. М.: "Ковчег", 2005.
4. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М., 2006. 444 с.
5. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы // Добротолюбие / 2-е изд. в 5 т. Т.5. М.: Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якимовка, собственный дом, 1900. 482 с.
6. Гегель Г. Лекции по эстетике. Книга вторая / Перевод Б.Г. Столпнера  // Соч. Т.13. – М., 1940.


Рецензии