Великий малый... Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа

Картина: "Амазонка".


Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи; термин, принятый в искусстве для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века.

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

Термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход английский критик Роджер Фрай, говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 году выставке современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм» (Manet and the post-impressionists), на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.


Граф Анри; Мари; Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа; (фр.Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa(24 ноября1864, Альби — 9 сентября1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.


Рождение и болезнь

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Ch;teau du Bosc) и в поместье Селейранов (Ch;teau du C;leyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, от чего пострадало образование Анри. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

В 14 лет хрупкий ребёнок неудачно упал с низенького стула и сломал шейку левого бедра, ровно через год по иронии судьбы, Анри упал в неглубокий овражек, сломав себе шейку бедра правой ноги — с этого момента он перестаёт расти. Будучи взрослым человеком, он выглядел весьма карикатурно – импозантный человек с благородным аристократическим лицом в тонком пенсне на коротких ногах и ростом всего в 1,5 метра.
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье: Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь на военную службу; также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Тулуз-Лотрек говорил, что, если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание.

От юношеского увлечения к Монмартру

С ранних лет Анри начал проявлять тягу к рисованию, и вскоре это было замечено матерью, которая сразу почувствовала, что её сын необыкновенно талантлив. Она всячески поддерживала юношу решившему оставить университет и посвятить жизнь творчеству.
Весной 1882 года Лотрек начинает учиться в мастерской Леона Бонна, которого не очень-то восхищает ученик, а уже зимой этого года юноша приходит к другому мастеру – Ферману Кормону. Здесь он знакомиться с Ван Гогом, Бернаром, Акветино и другими талантливыми живописцами, общение с которыми будет развивать Анри и подстёгивать здоровым духом соперничества.
Богемная свободная жизнь, новые знакомства очень нравились Тулуз-Лотреку, и уже вскоре, в 1884 году он решил полностью освободится от родительской опеки и переехал на Монмартр, сосредоточение ночных кафешек, кабаре, цирковых артистов и платной любви, которые и составляли тот источник, откуда живописец черпал вдохновение и сюжеты.

Певец танцовщиц и дам полусвета

Монмартр буквально «поглотил» Тулуз-Лотрека — здесь он живёт в квартире своего друга Рене Гренье в доме, где размещалась когда-то мастерская Эдгара Дуга, которого чтил как кумира, посещает различные заведения, знакомиться с женщинами. Если отец Анри давно махнул на сына рукой, то мать глубоко переживала переезд сына. Впрочем, волнения эти были не напрасны – художник пристрастился к спиртному, а неразборчивость в связях привела к тяжёлому заболеванию, которые вкупе и сгубят его в недалёком будущем.
А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике, избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др.). Живописец часто посещает публичные дома – друзья отмечают, что он мог неделями оттуда не выходить, не только развлекаясь, но и фиксируя в своих работах каждый момент обитательниц этих заведений. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.

Расплата за талант и беспечность

Начиная с 1886 года, Анри де Тулуз-Лотрек серьёзно занимается продвижением своего искусства. В мае 1887 он принимает участие в Международной выставке под патронажем Академии искусств под псевдонимом Трекло, затем в «Выставке XX-е» в Брюсселе. Именно последняя выставка принесла мастеру известность, хотя справедливости ради стоит отметить, что при жизни живописец не получил заслуженного признания – все хвалебные отзывы прозвучат уже после смерти Тулуз-Лотрека.
Официальный Салон не принимал к экспозиции картины Анри, зато он постоянно выставлялся в альтернативных выставках — Салонах Независимых «Без оплаты и наград». В 1896 году в парижской галерее Манжи-Жуян проходит персональная выставка Лотрека, которая демонстрирует как его постимпрессионистские работы, так и картины, тяготеющие к авангарду.
В 1898 году разгульный образ жизни даёт о себе знать – художник слабеет на глазах. Балагур и оптимист, Тулуз-Лотрек впадает в депрессию, становится агрессивным и раздражительным. Как иступлённый он продолжает работать, превозмогая недуги вместе с бутылкой вина – так были созданы 60 литографий, которые были выставлены в одной из лондонских галерей.
Мания преследования и бессонница приводит художника в лечебницу Нейи, которую он покидает спустя два месяца, чтобы создать прекрасный альбом «Цирк».
В 1901 году Тулуз-Лотрек, будто чувствуя недалёкую кончину, наводит порядок в мастерской, заканчивает эскизы, оставляет подписи на своих безымянных картинах и уезжает в семейное поместье, чтобы 9 сентября умереть на руках у своей матери. Ему было всего 37 лет…

За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.

Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов. Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т.д. Самобытность, динамичность и реалистичность являлись главными чертами стиля, который породили галерею удивительных картин, оставленных в наследие нам.




                @


Рецензии
Здорово!Освежил память об одном из великих мировых художников!
Спасибо!

Тулий Клецельман   12.09.2018 23:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! С уважением

Алексей Гончаров2   13.09.2018 07:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.