Вкусовые рецепторы души

1. Сопоставляя основные догматы буддизма и христианства (о Боге, душе, колесе
перевоплощений, нирване, карме и т.п.), можно заметить, что почти все они могут
быть разбиты в пух и прах, как и употреблённые для этого инструменты. А всё
потому, что "слова не равны явлениям" (Джидду Кришнамурти), а люди – рассудку.

Разговоры о мёде будоражат рассудок, но не вкусовые рецепторы. Можно бесконечно
облизывать банку с мёдом, но так и не узнать его вкуса (Шрила Прабхупада).
Все без исключения священные Писания являются лишь этикетками на банке с "мёдом"
Божественного, который можно свободно вкушать, даже не умея читать. Для этого
нужно лишь любящее сердце.

2. "Вкусовые рецепторы" души расположены в сердце. Когда мы действительно любим
кого-то или что-то "всем сердцем, всей душой и всем разумением", то в этом
состоянии отсутствуют даже малейшие отголоски страданий или мыслей о разлуке.
Не потому, что это было бы мелочно и пошло, а потому, что в сердце, распираемом
любовью, нет места ничему, кроме любви. "Если в нас любовь живёт – мы вечные"
(Генрих Гейне, Филипп Киркоров).

Держа на руках любимого малыша, невозможно стремиться к Богу или нирване, потому
что в этот момент они уже достигнуты, а все паломничества и аскезы успешно
завершены. "Бог ближе собственного носа", как говорил один бенгалец. Так стоит
ли прозябать в монастырях и ашрамах, выискивая Бога между строк реальной жизни,
пренебрежительно именуемой "колесом перевоплощений"?

3. Истинная любовь предельно бескорыстна и скромна. Она несовместима с жадностью
и эгоизмом, одним из проявлений которого является стремление в нирвану или в рай,
или к слиянию с вымышленным Богом с этикетки. Любовь не боится смерти, потому что
интуитивно знает или помнит о своём бессмертии. "Бог есть любовь" (Иоанн).

Но обращаясь к божественному мы почти всегда возводим глаза к небу, вместо того,
чтобы "обратить их зрачками внутрь" (У. Шекспир). Тогда, возможно, мы бы увидели,
что стремление в нирвану есть разновидность дезертирства, а участие в сансаре –
выполнение воли Бога, закрутившего спиральные галактики вместе с колесом
перевоплощений в них.

4. Принципиальная ошибка верующих в том, что они представляют вездесущего,
делокализованного Бога в виде локальной сущности, где-то "там", отдельно от себя.
Раз привыкнув, от этого представления тем труднее отказаться, чем прочнее оно
укореняется в сознании. Но душа так же неотделима от Святого Духа, как пламя
от воздуха, которым оно ежесекундно дышит и питается.

Вторая ошибка верующих в том, что они убеждены в существовании некоторой конечной
цели или пьедестала на пути духовного восхождения. Обычно приводится пример реки,
достигшей океана. При этом почему-то забывают, что сам океан является чрезвычайно
динамичной системой. Если продолжить эту аналогию, то (с учётом кругооборота воды
в природе) идея о неизбежных перевоплощениях души, ДАЖЕ ДОСТИГШЕЙ НИРВАНЫ,
не покажется совершенно необоснованной.

(2018)


Рецензии
Добрый день, Василий! Согласна по всем пунктам! Залогом вечности Бога является одновременный процесс эволюции и деволюции, в которых душа принимает участие. Можно грубо представить себе это в виде движения одновременно на двух эскалаторах, идущих вверх и вниз. Чтобы удержаться, придётся очень быстро передвигать ногами. В целом это будет выглядеть, как бег на месте. Душа совершает свою работу, но она никогда не будет выполнена полностью. Потому что Бог живёт нами. Пока есть движение, есть и Его жизнь. Если гипотетически пьедестал совершенства будет достигнут, Бог умрёт, но, мне кажется, это не входит в его планы.))
Спасибо за замечательную статью!
С уважением и признательностью,
Лариса

Лариса Ладомир   09.09.2018 11:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса!

Большое спасибо за отклик! Всё зависит от того, какой из двух уровней Бога мы
рассматриваем. Если имеется в виду уровень Бога-Абсолюта А=0, то Он бессмертен.
Что касается Бога с ненулевыми признаками, то, скажем так, эти признаки смертны.
Всё ненулевое, всё, "что пришло процвесть и умереть", рано или поздно обнуляется.

В индийской космологии Брахма (Творец-Мира) смертен. В таком случае, должны быть
смертны и Вишну (Бог-Вседержитель) и Шива (Бог-Разрушитель), потому что все их
отличительные особенности являются ненулевыми. Бессмертен только порождающий их
Абсолют А=0, он же – Маха-Вишну, Великий Вседержитель (без бороды).

Если Бог вездесущий, то правильнее говорить не "живёт нами", а "живёт через нас"
и через всё сущее, которое в чистом виде является совокупностью устойчивых вихрей
пустотного эфира на микро- и макроуровне. А поскольку всё сущее соткано из пар
противоположносей, то это относится и к ненулевому Богу, три ипостаси которого –
Брахма (творение), Вишну (сохранение) и Шива (разрушение) – разнесены, от греха
подальше, чтобы избежать обвинения Троицы в шизофрении (двуединстве).

"Душа совершает свою работу, но она никогда не будет выполнена полностью". Здесь
имеется в виду бесконечная работа. Ту же мысль можно выразить более позитивно:
душа всегда будет справляться с каждым конечным отрезком своей бесконечной
работы. И даже если её занесёт в нирвану, как в лазарет или в санаторий, лафа
продлится недолго, потому что даже спящий Маха-Вишну творит из себя вселенные.

С уважением и благодарностью, Василий.

Василий Слынько   10.09.2018 00:40   Заявить о нарушении
Василий, снимаю шляпу!

Евгений Мищенко 3   15.07.2019 12:29   Заявить о нарушении
Взаимно, Евгений!

С уважением, В.С.

Василий Слынько   15.07.2019 17:02   Заявить о нарушении