Была мне Музой моя мама

Среди огромного количества тем, которые затрагивает поэт Александр Анфилатов, одна отражена особенно ярко и душевно, и близка каждому человеку,- это тема материнской и сыновней любви. Тема дорога и знакома каждому из нас и  волнует каждого читателя, в каком бы он возрасте ни был.

Александр с гордостью называет свою маму Музой, о чем он говорит в стихотворении "Была мне Музой моя мама" : 

Она ушла. А, может, моя мама
Была мне Музой? Как она права ...

Вполне возможно, что и любовь к поэзии и начало стихам Александра заложила его мама, Тамара Дмитриевна, которая всю свою долгую жизнь работала учителем и сама писала стихи. В одном из своих стихов мама мечтала, чтобы в родном доме собралась вся семья.

За столом широким будут почести
Дорогому мужу и отцу,
Чтобы ваше детство и отрочество,
Были вам и в счастье, и к лицу.

Не напрасно были муки творчества,
Вы - дебют наш, вы и эпилог.
Дорогие дети, узы прочные
нам достались от лихих дорог.

У поэта необыкновенная и очень сильная связь с мамой. Именно поэтому он посвятил ей один из самых больших и значимых сборников, который называется "Вернуть нельзя , забыть невозможно ", в который входит 72 стихотворения. Многие стихи не вошли в сборник. Поэт продолжает писать о своей горячо любимой маме на протяжении всей жизни.

И пока она была жива, и, когда ушла, у него всегда болела душа за свою маму, красивую и сильную в молодости и такую одинокую, как и все мамы, в старости. Поэт пишет о маме, как о собирательном образе всех русских женщин - «правде русской». Особенно ярко мы видим эту любовь и боль  в стихотворении "Как за тебя болит душа ". 

Еще вчера ходила, шаркая.
Еще вчера мешала всем.
Ах, мать моя, больная, жалкая,
И позабытая совсем.

Еще вчера пыталась справиться
Ты с одиночеством, одна.
Ах мать моя, была красавица,
А нынче выпита до дна…

Ах мама, мать моя, ты бедная,
Ах, мать, забытая в годах.
Еще вчера, казалось, бегала,
Ты на своих двоих  ногах.

Сегодня  бледная и грустная,
Ты ждешь водички из ковша.
Ах, мать моя, ты правда русская,
Как за тебя болит душа


Эти строки до слез проникают в самое сердце читателя, каждый под впечатлением стихов видит и свою маму и понимает вместе с автором, как не хватает в жизни дорогой мамы, умеющей все понимать и прощать своим детям, а так же видим и то, что поэт так тонко чувствует, как тяжело и одиноко пожилым и забытым мамам.

В стихотворении "Как поздно любим матерей..." поэт сожалеет о том, что иногда с опозданием понимаем то, что не успели, не сделали при жизни, что иногда не хватило пары дней, нескольких часов, чтобы сказать ей все самые лучшие и добрые слова. И, хотя поэт столько стихов написал для мамы, все равно тоскует, что ему не хватило времени сказать ей о своей безграничной, сердечной любви.

Как поздно любим матерей!
Казалось, жизнь продлится вечно,
Но для любви моей сердечной
Мне не хватило пару дней.
Летел бы, ехал, шел, бежал…
Чтобы тебя застать… живую,
Но не успел я, не застал,
И вот теперь я так  тоскую…
Не дождалась, умчалась в вечность,
Оттуда смотришь ты в раю.
А я считаю бесконечность 
И там себя не узнаю.
Конечно, будет время года,
Когда затихнет вдруг капель.
Но все равно шепнет природа:
А ты… не верь!

Поэт всегда знал, как мама на протяжении всей своей жизни с нетерпением ждала его писем. И хоть, как он говорит, обычные  письма давно уже не в моде, но он спешил всегда писать их почаще, а также вернуться, пусть не так часто, как хотелось бы, и ненадолго, в свой родной добрый вятский городок, в отчий дом к своей дорогой маме.

Уж паутинкою легла                               
У глаз твоих  годов усталость.
Нелегкой жизнь твоя была,
Но счастья и тебе досталось.

Ты поднимала на крыло
Десятки молодых питомцев,
И как ни было тяжело,
В  окно твое  светило  солнце.

Ты, знаю, писем ждешь моих,
И хоть они  уже  немодны,
Пишу теперь почаще их,
Хоть с новостями о погоде.

Пусть наши встречи так редки,
Зато я жду их с нетерпением,
Ждут твоих окон огоньки
И традиционные пельмени!

И каждый раз, за  много верст
К тебе спешу я в добрый город.
Пускай горят миллионы звезд
Над домом, что мне очень дорог!


А как трогательны размышления Александра о маме в его стихотворении " Ты ушла...Где сейчас ты...". Думаю, каждый читатель проникся словами поэта об ушедшей маме, где поэт выражает свою святую благодарность за прошлое, видит её везде и во всем и так ярко показывает это.

Ты ушла...Где сейчас ты, не знаю,
Может, в этой былинке в стогу,
Или в громе, ударившем в мае,
Иль в снежинке, летевшей в пургу.
Может, ты во цветении вишни,
Может, в рыбке, наутро в пруду,
Или в этой прелестной улыбке
Моей внучки, уснувшей в саду.
В муравье, с неподъемною ношей,
Или в птице, что утром поет,
Благодарен тебе я за прошлое,
Только знаю, оно не уйдет…

В одном из стихотворений Александр ведет с мамой свой задушевный разговор, вспоминая её молодой и красивой "...Там ты, как чудо хороша...". Поэт понимает, что в «прошлом нет дверей», туда невозможно вернуться. Но автор чувствует, что именно с мамой связана самая сильная любовь, вера и надежда. И главная мысль стихотворения в том, что для поэта мама всегда остается МУЗОЙ: «Мои стихи со слов твоих». Он продолжает слышать  мысли, и  душу любящей мамы, и это отражается в его стихах.

Качнется огонек свечи,
И ты как будто бы со мною.
Ты улыбаешься, молчишь,
А я мужской слезы не скрою.
Мы знаем, в прошлом нет дверей,
Их не откроешь, не вернешься.
Но только в памяти моей
Нам молодое светит солнце.
Там ты, как чудо хороша,
И счастье светится в глазах,
Я рядом, детская душа…
Ну что тебе еще сказать.
Я помню, верю и люблю,
И землю пухом пожелаю,
Хоть знаю, ты давно в раю,
Ну как ты там, моя родная?
Скучаешь, пишешь ли стихи,
И верно, встретила родных.
Я не прошу тебя пиши,
Мои стихи со слов твоих.

Свеча сгорела. Разговор 
Затих на этой грустной ноте.
А этот мамин новый стих,
Увидел снова на киоте.

В своих стихах поэт призывает беречь и любить матерей, дарить им цветы еще при жизни.

Дарите матери цветы!
Спешите, завтра будет поздно,
И навсегда погаснут звезды...

В стихотворении "Звонок из рая" заключена очень важная мысль для каждого из нас о том, что пока мы помним своих матерей, они живы.

Звонок! И в трубке с придыханьем,
Сынок! Ну, как твои дела?
Кто это? Мама? Да, я. Мама!
Но ты ж три года как ушла! 

Откуда ты? Сама не знаю.
Быть может даже я в раю.
Смотрю, вот Ангелы летают.
А я себя не узнаю.

Опять красива, молодая.
И тоже  хочется летать.
Со мной отец. Мы оба знаем,
Тебя нам долго не видать.

Живи, сынок! Пиши творенья,
Мы здесь читаем сообща.
Здесь вечно длится день весенний,
И не бывает здесь дождя...

Но, мама, так же не бывает!
Откуда слышатся слова?
Сынок! Об этом ты узнаешь.
Пока ты  помнишь, я жива!


Страница Александра Анфилатова
стихи. ру 
http://stihi.ru/avtor/memorisea

На фото город Нолинск


Рецензии
Жму на зелёную, а отвечаю Вам вот этим:

Междугородний звонок застал Сергея в коридоре, когда он надевал ботинки. Наступая на шнурки, кинулся в комнату.
— Аллё! Слушаю, аллё…
— Углегорск заказывали? — прогнусавила трубка.
— Совсем забыл, что заказал междугороднюю…
— Что вы сказали?
— Ничего. Соединяйте.
— Соединяю. Говорите.
— Мама! Мама, ты слышишь меня?!
— Ты чего так кричишь, сынок? Я слышу тебя хорошо. Как будто ты дома, в соседней комнате. И сейчас выйдешь ко мне.
— Мама, как ты себя чувствуешь?
— Скриплю помаленьку. Ничего интересного. Ты о себе расскажи? Почему так редко звонишь?
— Дела… Целый день, как белка в колесе.
— Ну да. Ты же у нас всегда был неуёмным мальчиком. Помню, как свожу тебя в кукольный театр, так ты после спектакля из пластилина фигурок налепишь, ребятню дворовую соберёшь и…
— Сладкие воспоминания о детстве. Конечно, я помню, мама, как разыгрывал перед ними только что увиденное представление.
— А наша соседка… помнишь Галину Михайловну? Она всегда тебя в пример своим сыновьям ставила, — подхватила мама.
— Ещё бы! Пацаны целыми днями мяч на пустыре гоняли, а ты меня и в библиотеку записала, и в разные кружки водила. Занималась моим, так сказать, эстетическим воспитанием. Помню, как сначала я бурно протестовал, потом смирился. А сейчас так благодарен тебе за это. Неотёсанный балбес, каковым я был и каковым мог остаться, как многие из друзей детства, стал вполне приличным джентльменом. Весьма востребованным, между прочим.
— Я Галине Михайловне читала твои письма. Мы с ней живенько представляли, как ты с репетиции в драмкружок летишь. А оттуда на какую-нибудь запись на радио. У нас до сих пор по телевизору передачу «Сказка, рассказанная на ночь», которую ты придумал, каждую субботу показывают. Год прошёл с тех пор, как ты уехал. А они всё звонят, спрашивают, возвращаться не собираешься?.. Не собираешься, Серёжа?
— Нет, ма. У меня тут всё удачно складывается. В театре всё тип-топ. С издательством на книжку собираюсь договор подписывать. Ну, не совсем подписывать… переговоры веду пока. Но к этому всё идёт.
— Ты говоришь о рассказах, которые начал сочинять ещё дома, которые в детской газете печатали? Как я рада за тебя, умница ты моя родная.
— Я ещё несколько вещиц написал.
— Ваше время истекло.
— Погодите…
— Разъединяю.
— Я люблю тебя, мама!
Короткие гудки застучали в ответ.
— Эх, девушка…— со вздохом проворчал он, поглядел на часы и принялся шнуровать ботинки. — Чего ты, деловой товарищ, всего пять минут заказал? Может повторить заказ… но… это целый час ожидания… а ребята в кафе ждут. Успею объясниться в любви в следующий раз. Мама поймёт. Она же меня так любит.
***
Спросонок Сергей кинулся к двери и только потом сообразил – трезвонит телефон. Вернулся, нашарил трубку.
— Слушаю… — язык после дружеского застолья прилипал к гортани. — Говорите… — просипел он.
— Соединяю… — сдерживая зевоту, выдала трубка.
— Сынок, что случилось? Три раза набирали по твоему заказу, а ты не отвечал. Извелась вся.
—Понимаешь, — замешкался Сергей, — на пару минут заглянул в издательство, а там дым коромыслом. У приятеля книжка вышла, и понеслась душа в рай. Извини, пожалуйста. Как ты себя чувствуешь?
— Сердечко прихватило. Но ты не волнуйся. Разговора ожидаючи, переволновалась. У тебя всё в порядке?
— Я… я… — чёртова гортань опять слиплась так, что он не смог толком выдавить из себя ни звука.
— Сынок, — спохватилась мама, — сейчас же ночь глубокая, а я спать тебе не даю своими вопросами. Будь здоров, родной мой. Целую тебя крепко.
— Мама, — наконец его голос прорезался, — я люблю тебя…
Короткие гудки иголками впились в ухо.
***
Его позвали к телефону прямо с репетиции.
— Здравствуй, Серёжа…
— Кто это?
— Галина Михайловна. Не узнаёшь? Соседка ваша по лестничной площадке.
— А – а… тётя Галя! Здравствуйте. Что случилось?
— Ещё ничего. Но… как бы это сказать…
— Тёть Галь, не тяните, пожалуйста! Меня прямо со сцены вытащили.
— Да – да, понимаю… со сцены. В общем, Серёжа, мама твоя плохо себя чувствует.
— Я ей сегодня перезвоню.
— Она все эти дни ждала твоего звонка. А утром её увезли в больницу.
— Что с ней?
— Сердце. Ты бы не мог приехать на несколько деньков?
— Сейчас? Что вы. Спектакль на выпуске. Как только освобожусь, сразу приеду. Честное слово. Она же под наблюдением врачей?
— Ей бы сейчас под твоим наблюдением побыть. Она так хочет тебя увидеть…
— Тёть Галь, вы извините, но мне пора! Передайте маме, что я люблю её…
Последнюю фразу снова прервали монотонные гудки.
Возвращаясь на сцену, Сергей мысленно проиграл дальнейшую картину своих действий. Он перезвонит тёте Гале, выяснит, в какую больницу увезли мать, в какое отделение положили. Потом по справочной узнает телефон ординаторской, переговорит с врачом. А тот передаст матери, почему сын никак не сможет приехать в ближайшие дни. Мама поймёт. Она всегда его понимала. А может её даже к телефону подзовут. Он успокоит её, скажет, что они скоро увидятся, что он её любит.
Со спокойной душой Сергей вышел на сценическую площадку.
***
На проходной театра, стараясь не встречаться с ним взглядом, вахтёр протянул телеграмму. Сергей второпях вскрыл её и замер на месте .
«Серёжа твоя мама скончалась прими мои соболезнования»
— Господи... Нет...— скомкав телеграмму, пробормотал он. — Я же завтра собрался идти за билетом к тебе, мама!..

Геннадий Киселёв   27.08.2023 10:37     Заявить о нарушении
Странная реакция на такую душевную тему.

Нелли Неженцева   28.08.2023 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.