Борис Лукин. В Парамарибо через Могочу

 
                Напечатано и опубликовано по просьбе автора
                Бориса Ивановича Лукина (Род. 1947г.)

   
                РАДОСТИ  МОЕГО  ОТРОЧЕСТВА.

                "Всю пшеницу - за границу.
                Нам - кино да радио"... - 
                (так  мы пели, гуляя на улице после уроков.)          
               

  В 60-х годах  20 -го века, уже  живя  на  Севере, моя  мать  часто сетовала  на то, что ей  надо  было  ещё в в 1956 г. уехать  на  строительство  Вилюйской ГЭС.  Отношения  между  нею и  моей  бабушкой (матери моей  мамы) были, деликатно  выражаясь, "натянутыми".  Двум "медведицам"  жить в одной "берлоге" было, прямо  скажем,  невмоготу. Потому  с 1956 г.  мы с  матерью  проживали на станции Степь Забайкальской  железной  дороги  в воинской  части.  Мать  стала  работать  поваром  в  столовой  для  военных  лётчиков.

       Вся  культурная  жизнь  гарнизона  вращалась  вокруг  ДОСА. (Дом  офицеров Советской Армии).  В нём  ежедневно  демонстрировались  художественные  фильмы,  кроме  понедельника.  Поэтому  из  кинозала  я  не  вылазил, а кинематограф  я полюбил  на  всю  оставшуюся  жизнь.  Почти  весь  классический  репертуар  советского  кино, того  времени,  мне был знаком. А в Джемму  Фирсову, сыгравшую  эпизодическую  роль  в  фильме  "Восемнадцатый  год (1958г.), я одиннадцатилетний  мальчишка, даже  влюбился. Полагаю, что свою  роль  "бывшей" она  сыграла  гениально. 

       В те  советские времена  каждый  гарнизон  обязан был  иметь  свой  любительский  драматический театр, в спектаклях  которых  роли  обычно играли  военнослужащие  и  их  жёны.  Особенно  мне  запомнился  знаменитый  спектакль  "Свадьба  в  Малиновке".  Он памятен  мне  до  сих  пор. Яшку - артиллериста  играл  зам. начальника  ДОСА, имевший чин "капитана". Трындычиху  играла  жена  офицера, которая  вела  занятия  по  бальным  танцам (где  занимался  и  я).  Оба  играли  превосходно.  Мне почему - то кажется, что  по уровню  актёрского  мастерства  они  тогда  если и  уступали  Михаилу  Пуговкину  и Зое  Фёдоровой, то  совсем  немного.  А уж  как те  блистали  в  этом фильме - спектакле.
 
    В конце  50-х  в моду  стали  входить  "современные"  танцы. Некоторые  жёны  офицеров в этом  отношении  были  "продвинутыми", как теперь  выражаются, дамами.Однако  зам.  начальника  ДОСА  рьяно  пресекал  их  попытки  разнообразить  танцевальную  практику.  Справедливости  ради,  надо  заметить, что была видна  их  высокая  хореографическая  подготовка.  Однако  я понял  позже, что  это время было такое: "Борьба  с тлетворным  влиянием  Запада". 
    В штате  ДОСА  состоял  баянист, старшина  сверхсрочной  службы, который  также  виртуозно  играл  на  аккордеоне.  Однажды я  услышал  как  он  играет  певцу, поющему  песенку:  "Параморибо, Параморибо - город  утренней  зари".  Слова и  мелодия  запали  в  душу.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ.

               
                О!  Джемма!
      
  За судьбой Джеммы Фирсовой я невольно  следил  и став взрослым.  В дальнейшем  она, благодаря своему  мужу, стала  известной  как  режиссёр  документального  кино.  Для меня  она  стала  эталоном  женской  красоты  с отроческих лет. Позже я узнал,  что детство Джеммы  проходило  с отцом - военным  корреспондентом.  Во время  Великой  Отечественной  Войны она повсюду  была  с ним.  Своё детство  она  называла  фронтовым, т.к.  росла  на Войне.   Если  читателю  интересно, то  её можно  увидеть    в фильме  " Это  сладкое  слово  свобода". Умерла  Джемма  в 2012 году.
То что  "задело" в  отроческие  годы, конечно  помнится  особенно  ярко  всю жизнь.
               
                "Свадьба в Малиновке".


  Спектакль "Свадьба в Малиновке"  был для театров  воинских   традиционным.  Примечательно, что   21 июня 1941 г. В  Белоруссии, в  Минском  ДОСА, 
командный состав  Западного  военного  округа,  во  главе  с его  командующим  генералом  Павловым,  смотрели  именно  этот  спектакль. Вскоре  генерал  будет  расстрелян за потерю  управления фронтом  в первые дни Войны,  а через  несколько  десятилетий  будет  реабилитирован.

      
                Парамарибо.

    Позднее  я проявил  интерес  к  географии этой песни и узнал, что  Парамарибо - это столица  государства  Суринам,  расположенного  в  Южной  Америке. Парамарибо -  бывшая индейская деревня, а город  основан  Французскими  колонистами (1640-1650), затем он стал колонией Великобритании(1650-1660). С 1660 г. - Голландии. Независимым государством  Суринам  стало только в 1975 г.  Здесь, в столице его Парамарибо -  экзотика  на  каждом  шагу.  Обитают  в Суринам  люди  разных  рас и  народов.  И вот недавно  в журнале  "Родина"  я прочитал статью, которая меня, коренного  сибиряка,  буквально потрясла.

               
                В  ПАРАМАРИБО  ЧЕРЕЗ  МОГОЧУ.
               

   Оказывается было время,  когда  люди  добирались  в Параморибо  "по диким  степям  Забайкалья", а именно  по  этим  местам  пролегает  транссибирская магистраль.  Вот  уж  воистину: "Пути Господни  неисповедимы".  Произошло это  летом - осенью  1940 г. После  захвата  Германией Польши, спасая  свои  жизни, польские евреи  бежали в Прибалтику, но и там  им  оставаться  было  опасно.  Обречённым  на смерть  "спасательный круг  кинул  японский  дипломат Тиуна  Сукихара, который работал  в  Японском  консульстве в Каунасе.  Вопреки  запрету  своего  правительства, он  выдал  польским евреям  более  двух тысяч  транзитных  виз  на  проезд  через  территории  СССР, и Японии  до Суринама.  Их  путь  пролегал  через  Европейскую  часть  СССР, Урал  и далее  по транссибу  до Владивостока.  В Забайкалье  на их пути  была  станция  Могоча, про которую  говорили: "Бог  создал  Сочи, а чёрт - Могочи".  Климат  этих  мест  был  крайне  суров.  После  этого  они  они  добирались  морским  путём  через  Японию и  Тихий  Океан.  Весь путь занимал  около  2-х месяцев.  Вот  вам  и  Парамарибо - город  утренней  зари.  А на похоронах  Тиуна  Сукихары, в знак  признания его  заслуг  перед  еврейским  народом  присутствовал  посол  Израиля в  Японии.

На снимке - г. Могоча.  Забайкальский край. 2007 г.

07.09. 2018 г.
г. Боровичи      

          


Рецензии
Примечательно, что автор в своих миниатюрах прослеживает судьбы тех людей и событий, которые запомнились ему в его детстве. Как бы сохраняя в памяти их, он бережно дополняет новыми сведениями, полученное в детстве впечатление. Получается, что виден рост автора во времени, что мне показалось интересным в его творчестве.

Елена Себелева   18.09.2018 15:47     Заявить о нарушении
Мне очень понравилось! Прямо в унисон с моими некоторыми мыслями. Да и географические названия где-то созвучны. Забайкалье... Служил в Забайкальском военном округе в МНР. Сибирь тоже проехал. История не раз предоставляла наши широкие просторы для спасения людей. Вспоминается история Станиславы Суплатович.(см."Сат-Ок - Длинное Перо").Занимательнейшая история! О ней написана книга. И так притягательны экзотические названия дальних стран, особенно в детстве!

Юрий Курбатов   05.12.2019 23:45   Заявить о нарушении
Перечитала ещё раз Ваше произведение. Теперь оно стало ближе и понятнее.

Елена Себелева   07.12.2019 21:57   Заявить о нарушении