Имя на поэтической поверке. Борис Корнилов

 На фотографии,вверху,Борис Корнилов,со своей женой Ольгой Берггольц.

В Советском энциклопедическом словаре за 1985 год – есть предельно лаконичные

 данные, о талантливом самобытном поэте, с трагической судьбой:«Корнилов Борис Петрович (1907-1938) год, стихи, поэмы («Триполье», 1933), песни («Песня о встречном», музыка Д. Д. Шостаковича) проникнуты романтикой борьбы за новый мир.

В 1932 году на экраны вышел фильм «Встречный», для которого Борис Корнилов и композитор Дмитрий Шостакович написали знаменитую «Песню о встречном», гимн оптимизму, где «радость поёт, не скончая» и даже октябрята «картавые песни поют» ...

«Песня о встречном»

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.

И радость поёт, не скончая,
И песня навстречу идёт,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встаёт -

Горячее и бравое,
Бодрит меня.
Страна встаёт со славою
На встречу дня.

Бригада нас встретит работой,
И ты улыбнёшься друзьям,
С которыми труд, и забота,
И встречный, и жизнь - пополам.

За Нарвскою заставою,
В громах, в огнях,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.

И с ней до победного края
Ты, молодость наша, пройдёшь,
Покуда не выйдет вторая
Навстречу тебе молодёжь.

И в жизнь вбежит оравою,
Отцов сменя.
Страна встаёт со славою
На встречу дня.

… И радость никак не запрятать,
Когда барабанщики бьют:
За нами идут октябрята,
Картавые песни поют.

Отважные, картавые,
Идут, звеня.
Страна встаёт со славою
На встречу дня!

Такою прекрасною речью
О правде своей заяви.
Мы жизни выходим навстречу,
Навстречу труду и любви!

Любить грешно ль, кудрявая,
Когда, звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
1932

С «Песни о встречном» начинается ярчайшая страница в истории советской массовой песни. При С. М. Кирове утренний эфир Ленинградского радио начинался не с «Интернационала», а с песни на слова Бориса Корнилова «Не спи, вставай, кудрявая!».
 
Когда в 1938 году поэт безвозвратно сгинул в застенках НКВД, страна продолжала бодро распивать про кудрявую, которая почему-то «не рада весёлому пенью гудка».

 И с 1938 года «Песня о встречном»«ставшая своеобразной эмблемой эпохи, исполнялось без упоминания автор слов, как народная.

 Книги Бориса Корнилова не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. В 1945 году на международной конференции организации Объединённых Наций «Песня о встречном» стала гимном ООН.В Швейцарии её исполняли на свадьбах…

Борис Петрович Корнилов родился 29 июля 1907 года в селе Покровское Нижегородской губернии (ныне Семёновского района Нижегородской области), в семье сельского учителя.

 В 1922 году Борис Семенов и начинает писать стихи. Одновременно участвует в деятельности пионерской организации, а затем и комсомольской. Первые публикации отдельных стихов относятся в 1923 году.

 В конце 1925 года Борис Корнилов уезжает в Ленинград, чтобы показать свои стихи Сергею Есенину,но уже не застаёт его в живых.

 Десять стремительно коротких лет было отпущено Есенину для шумной и по-русски буйный славы, для создания всех его поэтических шедевров, до последних, покрытых мраком тайны дней, в роковом номере гостиницы «Англетер».

Судьба отмерила Корнилову от всеобщего литературного признание до расстрельного часа немногим более 12 лет.

Борис Корнилов сразу после переезда вошёл в группу «Смена» под руководством В. М. Саянова, где его признавали одним из самых талантливых молодых поэтов России.

 И там вскоре признают его одним из самых талантливых молодых поэтов России.

 В 1929 году Борис Корнилов, вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены» и поступили на Высшие государственные курсы искусствоведения Институт истории искусств.

 Борис и Ольга вступили в брак, который оказался недолговечным,они прожили вместе два года. В 1928 году родилась дочь Ира,которая в 1936 году умерла.

В 1928 году у Бориса Корнилова выходит первая книга стихов «Молодость».

 В 1933 году сборники: «Книга стихов» и «Стихи и поэмы», в неё входят семь поэм: «Соль», написанная в 1931 году. «Тезисы романа»– 1933году. «Агент уголовного розыска» –1933 году. «Начало земли» –1936 году. «Самсон» –1936 году. «Триполье» –1933 году. «Моя Африка» –1935 году и песни, стихи для детей «Как от мёда у медведя зубы начали болеть».

В 1932 году поэт пишет о ликвидации кулачества, и его обвиняют в «яростной кулацкой пропаганде».

 Частично реабилитирует его в глазах советских идеологов поэма «Триполье»: она посвящена памяти комсомольцев,убитых во время кулацкого восстание атамана Зелёного в 1919году.

В 1934 году на Первом съезде писателей Николай Бухарин объявил Бориса Корнилова надеждой советской поэзии. («…избави Бог от такого внимания!

  Близость   власти – близость к гибели!» – прокомментирует это событие в своей статье наш современник  Геннадий Красников).

Забегая вперёд, надо сказать, что Бориса Корнилова постигла такая же участь, как  и идеолога большевиков, редактора газеты «Правда» с 1918 года, советского политического, государственного и партийного деятеля, члена Политбюро ЦК ВКП (б),академика Академии Наук СССР –Николая Бухарина,в том же 1938 году.

В середине 1930 годов в жизни Бориса Корнилова наступил явственный кризис, он злоупотреблял спиртным.

 За антиобщественные поступки неоднократно подвергался критике в газетах.
Борис Корнилов часто пребывал в Москву для шумного удовольствие вместе с Павлом Васильевым и Ярославом Смеляковым.

«Стихи  писали  разно и отдельно, а гонорар несли в один кабак», – поведает позже «третий витязь» Смеляков.
 
В октябре 1936 года Бориса Корнилова исключили из Союза советских писателей.

 19 марта 1937 года арестовывают в Ленинграде. 20 февраля 1938 годаВыездной сессией военной коллегии Верховного суда СССР Корнилов был приговорён к исключительной мере наказания.

 В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства».
 
Приговор приведён в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде. Через год, в Горьковской тюрьме оборвётся и жизнь отца поэта, сельского учителя Петра Тарасовича Корнилова.

Посмертно Борис Корнилов реабилитирован 5 января 1957 года, «за отсутствие состава преступления».

В городе Нижний Новгород есть улица Бориса Корнилова А в городе Семёнове его имя присвоено улице, и Дому детского творчества.Установлен в городе Семёнове и памятник Борису Корнилову, вырубил его из гранита московский скульптор Анатолий Бичуков.

Борис Корнилов опоздал познакомиться с Сергеем Есениным, поэтом, близким по духовному сходству поэзии, чего очень хотел,но,к несчастью опоздал.В день его приезда в Ленинград,страна хоронила Есенина ,погибшего трагической смертью.

 Уникальность таланта Борисова Корнилова заключается в том, что, как поэт и мастер слова, он практически сформировался сразу.

 Он был в буквальном смысле слова – самородком, воплощением той необъяснимой, самобытной природной силой, в которой,как часто бывает в нашей истории, находит своё выражение поэтическая душа народа.

Перед своим расстрелом поэт Борис Корнилов испытал самое настоящее творческое вдохновение.

У него не было возможности записать свои стихи на бумагу.

Последнее стихотворение - крик души,завещание - исповедь нам,потомкам.он надиктовал своему сокамернику и попросил его запомнить.

Чудом оно дошло до нас.Охранники,отпуская зэка на свободу и обыскав его,ничего не нашли.Да откуда же им было знать,что эти стихи он хранил в своём сердце?

 До человеческого сердца добраться,чтобы обыскать его, они уже не могли.

 Вот это стихотворение:

           Продолжение жизни.
        (Публикуется впервые)

    Я однажды,ребята,замер.
    Не от страха,поверьте.Нет.
    Затолкнули в одну из камер,
    Пошутили: - Мечтай, поэт !

    В день допрошен и в ночь допрошен.
    На висках леденеет пот.
    Я не помню,где мною брошен
    Легкомысленный анекдот.

    Он звереет,прыщавый парень.
    Должен я отвечать ему,
    Почему печатал Бухарин
    "Соловьиху" мою,почему?

    Я ответил гадюке тихо:
    -Что с тобою мне толковать?
     Никогда по тебе "Соловьиха"
     Не намерена тосковать.

     Как прибился я к вам, чекистам?
     Что позоришь бумаги лист?
     Ох,как веет душком нечистым
     От тебя,гражданин чекист!

     Я плюю на твои наветы,
     На помойную яму лжи.
     Есть поэты,будут поэты,
     Ты,паскуда,живи,дрожи!

     Чуешь разницу между нами?
      И бессмертное слово - медь
      Над полями,над теремами
      Будет песней моей греметь.

     Кровь от пули последней брызни.
     На поляну,берёзу, мхи...
     Вот моё продолжение жизни -
     Сочинённые мной стихи.
         *     *    *
Незадолго до своей кончины,мать поэта открыла журналисту доверительно, небольшую тайну.

Где-то в конце тридцатых годов,поздно вечером,в дверях раздался стук.Услышав стук,она решила,что теперь пришли за ней.

-Кто там? -стараясь скрыть волнение,спросила она.

-Вы,Таисия Михайловна? -раздался в ответ сипловатый голос.

 -Не бойтесь,я от вашего сына.Меня только что освободили-а что будет с Борей,сказать по правде,не могу.

Но он просил меня передать вам одну вещь.

Таисия Михайловна мгновенно сняла засов.

 Перед нею стоял бородатый мужчина в старом замызганном ватнике.И без вещей.

 -Не удивляйтесь,сказал он.

 -То что Боря просил меня передать вам,у меня в голове.

Носить с собою опасно.
  Это стихи.Я зазубрил наизусть,чтоб продиктовать вам.Спрячьте и никому не показывайте до лучших времён.

Борис уверен,что они всё-таки наступят.

И мать поэта записала карандашом стихи,которые через своего поверенного прислал из мест столь отдалённых сын.

Незнакомец дождаться утра категорически отказался.Он так же внезапно исчез,как и появился.А стихотворение осталось.

 
          
Из поэтического наследия Бориса Корнилова
.
       В нашей волости.

По ночам в нашей волости тихо,
Незнакомы полям голоса,
И по синему насту волчиха
Убегает в седые леса.
По полям, по лесам, по болотам
Мы поедем к родному селу.
Пахнет холодом, сеном и потом
Мой овчинный дорожный тулуп.
Скоро лошади в мыле и пене,
Старый дом, донесут до тебя.
Наша мать приготовит пельмени
И немного поплачет любя.
Голова от зимы поседела,
Молодая моя голова.
Но спешит с озорных посиделок
И в сенцах колобродит братва.
Вот и радость опять на пороге -
У гармошки и трели, и звон;
Хорошо обжигает с дороги
Горьковатый первач-самогон.
Только мать поглядит огорчённо,
Перекрестит меня у дверей.
Я пойду посмотреть на девчонок
И с одною уйду поскорей.
Синева... И от края до края
По дорогам гуляет луна...
Эх ты, волость моя дорогая
И дорожная чашка вина!..
1927г.

***

Без тоски, без грусти, без оглядки,
сокращая житие на треть,
я хотел бы на шестом десятке
от разрыва сердца умереть.

День бы синей изморозью капал,
небо бы тускнело вдалеке,
я бы, задыхаясь, падал на пол,
кровь ещё бежала бы в руке.

Песни похоронные противны.
Саван из легчайшей кисеи.
Медные бы положили гривны
на глаза, заплывшие мои.

И уснул я без галлюцинаций,
белый и холодный, как клинок.
От общественных организаций
поступает за венком венок.

Их положат вперемешку, вместе -
к телу собирается народ,
жалко – большинство венков из жести, –
дескать, ладно, прах не разберёт.

Я с таким бы предложеньем вылез
заживо, покуда не угас,
чтобы на живые разорились -
умирают в жизни только раз.

Ну, да ладно. И на том спасибо.
Это так, для пущей красоты.
Вы правы, пожалуй, больше, ибо
мёртвому и мёртвые цветы.

Грянет музыка. И в этом разе,
чтобы каждый скорбь воспринимал,
все склоняются. Однообразен
похоронный церемониал.

..............................
Впрочем, скучно говорить о смерти,
попрошу вас не склонять главу,
вы стихотворению не верьте, -
я ещё, товарищи, живу.

Лучше мы о том сейчас напишем,
как по полированным снегам
мы летим на лыжах, песней дышим
и работаем на страх врагам.
1933г.

* * *
Спичка отгорела и погасла -
Мы не прикурили от неё,
А луна – сияющее масло -
Уходила тихо в бытие.

И тогда, протягивая руку,
Думая о бедном, о своём,
Полюбил я горькую разлуку,
Без которой мы не проживём.

Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный,
Тягостный вокзал,
Что сказали,
Что не досказали,
Потому что поезд побежал.

Все уедем в пропасть голубую,
Скажут будущие: молод был,
Девушку весёлую, любую,
Как реку весеннюю любил…

Унесёт она
И укачает,
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла.

Вот и всё.
Когда вы уезжали,
Я подумал,
Только не сказал,
О реке подумал,
О вокзале,
О земле, похожей на вокзал.
1935г.

Мама

Ну, одену я одёжу -
новую, парадную...
Ну, приеду...
Что скажу?
Чем тебя порадую?
Золотыми ли часами?
Молодыми ли усами?
Встреча добрая такая -
по часам и по усам
ты узнаешь, дорогая, -
зарабатываю сам.
Помнишь, ты меня родила,
на руках меня носила
и счастливою была.
Ты всегда меня просила:
будь моя утеха-сила,
и Борисом назвала.
Помнишь,
ты меня кормила
и слезою хлеб солила,
и картошки напекла -
полагаю, не забыла,
сколько горя в жизни было,
как печальная была.
Ты, наверно,
постарела.
(Постареем, мама, все.)
Красота твоя сгорела
на июльской полосе.
Скоро я к тебе приеду -
рослый,
шляпа на боку,
прямо к жирному обеду,
к золотому молоку.
Я пройду красивым лугом,
как и раньше -
молодцом,
вместе с мамой,
вместе с другом,
вместе с ласковым отцом.
Я скажу,
а вы поверьте,
плача,
радуясь,
любя,
никогда
до самой смерти -
не забуду я тебя.
1935 г.


Рецензии
Спасибо, дорогой земляк Лев, за подборку. Слава Богу, что всю свою жизнь я старался держаться от партийного начальства.
Мира, счастья и неиссякаемого вдохновения,
Павел

Павел Прагин   17.07.2023 12:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.