Венцеслав Пригожин-Афинский

1. Древнегреческое имя ARISTOTELIS состоит из прилагательного ARISTOS "лучший,
превосходный, первоклассный" и существительного TELOS «конец, результат, итог;
край, завершение». Иногда оно переводится, как "лучшая надежда".

А поскольку худшие у нас только опасения, а надежды – самые лучшие, то имя
Аристотель примерно соответствует русской фамилии Надеждин. Надеясь на что-либо,
мы всегда стремимся к наилучшему результату, то есть к "аристо-телосу".

TELOS не следует путать с "телом", которое по-гречески называется SOMA.
Отсюда "соматический" – телесный, относящийся к телу. Если родовое имя Надеждин
покажется нам недостаточно точным, его можно заменить на Венцеслав, поскольку
"конец – делу венец", а славный и превосходный – синонимы.

Праиндоевропейский (гиперборейский? заполярный? за-северно-ветровой?) корень AR- 
означает «взаимно соответствовать, подходить, быть годным». Отсюда другой аналог
имени Аристотель – Пригожин.

2. Известное выражение древнегреческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.)
«Natura abhorret vacuum – природа не терпит (ужасается) пустоты» можно
преобразовать к виду: «естественные науки не терпят Бога».

Сложив два этих выражения, получим: "Природа и естественные науки не терпят
пустоты и Бога", поскольку с вещественной точки зрения Бог и пустота это одно
и то же – нечто принципиально непознаваемое, хотя и вездесущее и неуязвимое.
Можно ли познавать непознаваемое? Почему Бог-Абсолют А=0 порождает из себя
всё сущее (предположительно, в виде пар противоположностей)?

3. Ранее мы установили, что первопричиной любого механического движения является
чьё-либо волевое усилие. Маятник не может сам себя раскачать, а спиральная
галактика – закрутить. За сколь угодно длинной цепочкой промежуточных
материальных причин движения, изучаемых наукой, всегда скрывается некая
нематериальная воля. И за сколь угодно длинной цепочкой несвободных воль всегда
просматривается чья-то свободная. Отсюда убеждение в том, что Первоисточник
обладает свободной волей.

Мы тоже обладаем ею, поэтому нам хорошо известно, что некоторые наши волевые
усилия совершаются спонтанно, без какой-либо определённой цели. Впоследствии
они могут обрастать сознательными, разумными и систематическими действиями,
скрывающими, но не отменяющими первоначальную спонтанность. То же может
относиться и к сотворению материальной Вселенной. Первоначальный импульс
может быть совершенно спонтанным.

(2018)


Рецензии