Ты хочешь быть смешным, а давай лучше будешь умным

Интервью взято Глебовой Анной Олеговной в перерыве между занятиями (Дворец Творчества Детей и Молодёжи на Стопани)

На эту тему я могу говорить бесконечно.
Так как программа называется «Шахматы как инструмент воспитания успешной личности», разделим сразу, что во-первых, критерий успешности для каждого свой, нет универсального критерия успешности, поэтому, к каждому нужен индивидуальный подход… Индивидуальный подход, начиная с самых азов.
Самое главное не это, самое главное, что я нашёл «золотой ключик» - вход в душу ребёнка. Учим голову, воспитываем душу. Как войти а в душу, как говорится,  несанкционированно? Да элементарно. Ребенок не может с’имировать игру. Он в игре точно такой же, как в жизни, и через изменения в игре я его меняю внутри. Он меняется. Он уже и играет по-другому, и он внутри становится другой. А дальше я этот процесс ставлю на саморегуляцию.
Он получая информацию из среды, из себя, от Всевышнего, строит себя дальше сам. Именно  развивая игру, он улучшается и там, и там, и там.
Мозги грузит в основном школа, она не занимается воспитанием, это сложно. Дома нам некогда заниматься воспитанием, нам дети, грубо говоря, мешают. Просто не хватает времени. Да внуками занимаемся больше, другой вопрос стоит: разрешат ли нам. Для внуков, для родственников у нас другой статус. Мы никогда не можем научить своих, именно потому что они нас просто не воспринимают, как вот…, и мне не нужно быть типа «сверху», и я даже в общем-то не учитель для них, …., я всего лишь навсего «равный». Но что такое шахматы? Почему шахматы могут использоваться как модель жизни? Шахматы – это диалог мудрецов.
Только другими средствами. Здесь, вот как глухо-немые общаются жестами, только в шахматах это ещё более сложно. Они тоже общаются жестами, передвигая разно-значимые фигуры в разно-значимом поле. То есть, в комнате дети только находятся, на самом деле общаются в виртуальном пространстве. У них «души на небесах», в это время они общаются напрямую, душа к душе. Общение душ – это прямое общение через те знаковые посылы, которые мы подаём. Этот язык трудный, но достижимый. Понимание приходит через жест и конфигурацию фигур. Приходит понимание: «Что я хотел вам сообщить?». И вы также отвечаете, и это происходит часами. Два часа ребёнок находится не здесь, он в виртуальном пространстве находится.
Шахматы - это гарантия от будущего криминала, вся агрессия вытесняется в эти чурки, в эту игру, и всё, а так они не соперники, они друзья, собеседники, они друг друга любят, уважают и т.д.
У нас как в жизни, нет разделения по возрастам, по полам и т.д., важно, чтобы они смешивались: сильные, слабые и т.д.
В жизни нет этого разделения. Главный лозунг нашего коллектива – сильный соперник – подарок судьбы. Проигрывая сильному, ты выигрываешь для себя, потому что с каждым разом поднимаешься все выше и выше.
Поднимается планка, требования. Но никогда не требую выигрывать любой ценой. Любой ценой - нам не нужно, так же как не нужно бессмысленно.
Сначала понимание.
Шахматы чем ещё сильны. В правилах вбито: «Сначала думаешь, потом делаешь». Назад хода нет. Исправить любую ошибку – очень дорого. Они понимают это с детства, и потом в жизни это ставится уже на автоматизм, они делают это подсознательно осмысленно, т.е. они сначала думают, потом совершают. В этой, казалось бы, кислотной среде, казалось бы, противоборства, наоборот, противоборства нет, потому что требуется понимание.
Детский мат запрещён, потому что это отказ от диалога. Теорию не даю умышленно, общую, потому что, если человек это знает, ему будет скучно, если не понимает, ему также будет скучно. Теорию можно давать только дозированно, персонально каждому, во время игры, именно исправлять, именно находить.
Если психоанализ считается лечением, то здесь скорее психосинтез, т.е. построение, даже более того, само-построение. Построение в общем-то из тех кубиков, которые в нём есть, или он может до них дотянуться. И плюс: идеалы, которые вверху, входят независимо от него.  Вот это и становится содержанием сознания, а не лозунги, не правильно-нехорошо, и т.д. 
Вообще, они (наши дети) другие. Им жить в другое время, а мы из них пытаемся сделать своих клонов, со всеми своими неудачами, ошибками и т.д. Они не чистые листы, они готовые продукты.
Откуда у нас жест, палец ангела, прикрывающий рот?
Он сказал: «Замри, молчи…»
«Робко грянет рассвет от луча ещё дальнего,
Мы рождаемся в свет идеальными и гениальными.
Всё нам ясно тогда, знаем мир от рождения,
Но лишь откроем уста для свершения гения,
Ангел тихо свой перст приподносит к губам»
(Стихи автора Зима В.И.)
Мол, замри!
Потому что то, что внутри – это светлое. А ребёнок, уходя вверх, начинает ещё встречаться с другим.  Поэтому, чтобы это сохранить, ребёнок должен научиться молчать.
Для чего нужны родители?
Чтобы обеспечить физическую безопасность на начальном уровне, пока ребёнок начинает включать механизм того, что он знает. Он знает, в нём это заложено.
У них (детей) манипулятивное мышление, они видят, как другие двигают руками, они повторяют, а потом уже приходит осознание. Т.е. ключ приходит потом, и они будут понимать, почему так надо делать.
Иногда я сажаю другого ребёнка объяснять, как играть.
Он не может красивыми словами сказать, но для малышей он авторитет, он умеет это подать. Я ему говорю: «Ты хочешь быть смешным, а давай ты лучше будешь умным, красивым».

PS. О телепатической связи в мире шахмат интересно рассказано в рассказе
Анатолия Бешенцева "Дар Каиссы, шахматной богини".
http://www.proza.ru/2011/07/11/1142


Рецензии