Обзор летнего тура от Михаила Замятина

Добрый день, друзья.

Для начала я позволил себе небольшую вольность – загрузил полный текст лонга в программу, составляющую облако наиболее часто встречающихся слов. Если отбросить слова вроде «тогда» или «было», наиболее встречающиеся:
ночь – 12 раз, небо – 7 раз (а с производными типа «небесный» - 18!!!), кровь – 6 раз, водка – 5 раз. Мораль каждый может вывести для себя сам.

Летний лонг меня, честно говоря, не порадовал. Единственное стихотворение, которое мне понравилось безоговорочно, это "Deus ex machina" (Юлия Долгановских http://www.stihi.ru/2018/01/02/3572 - ссылки добавлены при публикации):

Хор идёт по орхестре, звучит парод.
Вокруг на каменных лавках теснится народ.
Йоханна спешит, но приводит себя в порядок —
комкает фартук, пару пшеничных прядок
дёргает из-под чепца, рвёт воротник.
Выбегает на сцену — испускает пронзительный крик.

— Магда! — дрожит сопрано. — Где ты, сестра?
Рана моя свежа, а боль остра!
Презрев былые обиды, молю — спаси!
Хор отступает назад, гремит стасим.
Нарисованный лес выпускает Магду. Народ
исступлённо бьёт в ладони. Магда поёт,

тает контральто в тягучей, как мёд, ночи:
— Йоханна, сестра, пусть рана кровоточит,
но я уже здесь, я спешу, я тебе помогу!
Простирает Йоханна руки — Магда в снегу.
Бог из машины тянет рычаг — криг-краг! —
невредимая Магда к Йоханне делает шаг.

Простирает Йоханна руки — густой ясенец
тянет цепкие щупальца ввысь по отлогой стене.
Зажигает Магда огонь, но купина
лишь обжигает — и не горит. Стена
позади — криг-краг! — и Магда поёт: — Бегу!
Йоханна, сестра, я спешу, я тебе помогу!

Простирает Йоханна руки — встаёт вода,
не обойти. Звенит сопрано: — Беда!
Йоханна делает шаг назад — криг-краг! —
бог из машины теперь не выйдет никак —
Йоханна стоит на люке. Утонет сестра —
ненависть кровоточит, свежа и остра.

Магда бросается в озеро. Всплеск. Тишина.
Магда плывёт под водой. — Спасена, спасена! —
думает Магда. Вдали затихает эксод —
спектакль окончен. Магда находит брод —
ноги не держат и кружится голова.
Берег. Туман. Трава. Хохочет сова.

...Открывает Магда глаза: — Приснится же чушь!
Приводит себя в порядок, лесную глушь
торопливо пересекает, выходит к шоссе —
сколько машин! — и, на рюкзак присев,
машет встречным. Скрипят тормоза — криг-краг!
Фартук. Прядки. Чепец. Магда делает шаг

назад. Нарисованный лес. На лавках — народ.
Хор идёт по орхестре. Звучит парод.
 
Это стихотворение встречалось мне уже раньше, на Чемпионате Балтии, если я ничего не путаю. Меня привлекает фантасмагория предложенной истории в сочетании с некоторой строгостью написания, что ли. Стих имеет четкий стержень, вокруг которого вращаются описываемые события. Общая театральность постановки соответствует теме. Таким образом создана непротиворечивая авторская Вселенная, которую интересно рассматривать.
Отмечу еще несколько произведений. Тут оговорюсь, что несмотря на критические замечания они понравились в том смысле, что запомнились и мне захотелось о них поговорить.


«Война закончилась» (Александр Крупинин http://www.stihi.ru/2018/05/26/7309)

На берегах реки Лис сидели мы и хохотали,
мастурбировали, объедались бёф бургиньоном.
Война закончилась, и кто-то лысый в  Италии
прокричал об этом со своего балкона.

Было весело. Некоторые сидели без головы,
многие были одноруки, обожжены, контужены.
На животе Айзека Розенберга расходились швы,
но всё-таки  он был жив и тихо мечтал об ужине.

Как же здорово, братцы, когда заканчивается война.
Это самый  торжественный день, честное слово.
Жаль, конечно, что проливается слишком много вина,
в горло трудно его заливать безголовым.

По реке Лис проходили тем временем парусные суда,
на кораблях ежеминутно кого-то вздёргивали на реи,
ошалевшие от запаха чайки носились туда-сюда,
свинговали перекрашенные в негров евреи.

Генерал  из леса, как  будто из-за кулис,
вычислял способных пройти по полям в Париже,
и вино Шамбертен ручьями стекало в реку Лис,
похожее на кровь, только  немного жиже.

Недостаток текста в его предсказуемости. В принципе, можно было бы обойтись первыми двумя четверостишиями. Или первым и третьим.


«Уран в 38» (Дмитрий Близнюк http://www.stihi.ru/2018/06/06/4897)

как прекрасен ее пупок.
такие изящные выемки находишь в бракованных свечах
или на стволах вишен — место, где обнажилась кость,
отмерла старая ветвь или передумала рождаться новая.
...

Собственно, для меня тут стих и заканчивается. Дальше идут какие-то невнятные закаты-рассветы в глазах, меня ни в чем не убеждающие, и совершенно «головная» плакатная концовка.


«Персей. Обратная сторона» (Игорь Гонохов http://www.stihi.ru/2017/12/12/10797)

Всё не так, как хотелось,
всё намного больней.
Моря бархатный мелос...
Тина между камней...

А хотелось немного –
ерунду, ничего:
чтоб подельник был Богом;
скинуть грех на Него.

От родосского пьяным
повалиться в самшит...
Протрезветь утром рано,
целоваться и жить.

Но с такою-то тайной
в сердце адский накал.
Кто-то девку подставил,
он ей голову снял.

В море разные краски,
дно – подобье ковров.
Там кораллово-красным –
кровь, застывшая кровь.

Рассмешило желание автора «повалиться в самшит». Кусты самшита настолько жестки и упруги, что в моем воображении возникла по этому поводу целая клоунада. В целом же, не знаю, может, из-за размерчика, но стих, вроде, интересный, а не особо впечатляет. Сорри.


«Карета» (Александр Спарбер http://www.stihi.ru/2017/09/02/10258)

Когда – какой-нибудь зимой –
все наконец умолкнут споры, –
неслышно явится за мной
карета-мягкие рессоры.

Она помчит меня туда,
Где ни жестоких нет, ни слабых,
на поворотах и ухабах
покачиваясь иногда.

И будет снег, и будет смог,
и ночь, и стук копыт по насту:
- Как жил ты,
            как ты жил, сынок?
Как жил,
       как жил,
               как жил без нас ты?

В покрытой корочкой душе
такая вдруг пробьётся мякоть,
что мне захочется заплакать…

Но не получится уже.

„на поворотах и ухабах
покачиваясь иногда.“
- прикольная карета, иногда покачивается на ухабах, а иногда – нет. ;

Центральная фраза  «в покрытой корочкой душе такая вдруг пробьётся мякоть» кажется мне корявой (сквозь корочку в душе пробьется мякоть – так было бы по-русски, хотя «пробьется мякоть» всё равно странно), кроме того вызывает очень неприятные ассоциации – гной, пробивающийся сквозь корочку.

Я читал лонг без указания авторства, хотя кое-кого, мне кажется, я всё-таки угадал по авторскому стилю. Если среди критикуемых есть мои приятели, я заранее прошу прощения за «гамбургский счет».
 

Шорт-лист от Михаила Замятина:

7. Юлия Долгановских "Deus ex machina" http://www.stihi.ru/2018/01/02/3572
5. Александр Крупинин «Война закончилась» http://www.stihi.ru/2018/05/26/7309
13. Дмитрий Близнюк «Уран в 38» http://www.stihi.ru/2018/06/06/4897
30. Игорь Гонохов «Персей. Обратная сторона» http://www.stihi.ru/2017/12/12/10797
40. Александр Спарбер «Карета» http://www.stihi.ru/2017/09/02/10258

__________________________________

О нашем эксперте

Родился в 1972-м в Одессе, окончил физфак ОГУ, с 1994-го – в Германии, окончил Дортмундский технический университет, работает программистом, женат, сын.
Публиковался в журналах «Дружба народов», «Арион», «Крещатик», «homo legens», «Интерпоэзия», «ШО», «Радуга» и др. Автор поэтических сборников «река» и «стеклодув».
http://www.stihi.ru/avtor/mlog


Рецензии
Нет, шорт хороший, но
"загрузил полный текст лонга в программу, составляющую облако наиболее часто встречающихся слов."
.
А такое впечатление, что по наиболее часто встречающимся именам в Балтии:)
Это не плохо, но поверхостно. Как мне кажется:)
.
В любом случае, спасибо:)

Светлана Илларионова   11.09.2018 18:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.