Судьба французских легионеров в Марокко

1925 год Северная Африка, Марокко солнце беспощадно палит
и в воздухе стоит жаркий зной!
В пустыне Сахара абсолютная тишина,
осторожно продвигается отряд французских легионеров,
не спеша легионеры свои ноги передвигают,
будто на их ногах груз оков.
Солдаты смотрят по сторонам,
внимательно всматриваясь в каждый бархан!

Нельзя проявлять оплошность,
ведь в этих местах в любой момент может возникнуть бой. 
Ветер жаркий дует, обдавая жаром лицо.
Такая жара, что на раскалённом камне,
даже можно поджарить яйцо!
Безлюдная пустыня людей не видно нигде.
А песчаная пыль проникает везде!

Пыль с ветром попадает в глаза,
и при ходьбе проникает в носки.
Ах, как же тянутся в пути долго дни!
Солдаты на привалах ведут между собой разговор,
бывает, иногда возникает спор!
Один легионер товарищу своему говорит,
со службы я вернусь офицером.
Надеюсь, во Франции как вернусь стану мэром!
А товарищ ему с улыбкой даёт совет.
Тебе друг, сколько уже лет, ты взрослый мужчина,
а всё веришь в чудеса!
Ты вернёшься с этой страны, если тебя сохранят небеса!

Не арабы, не берберы в гости к нам пожаловали,
а к ним пришли мы!
Не испытывай зря друг надежды!
Не испытывай зря друг судьбы!
Сохранить жизнь в чужой стране будет лучшая нам награда.
А на родине нас ждёт ещё отрада!

Только юноша самый молодой из солдат не вступал ни с кем в спор!
Вспоминал он с теплом последнюю с любимой встречу и их уговор!
Решили молодые люди после возвращения с похода пожениться,
а девушка парня обещала ждать.
Любит юноша о Родине вспоминать!
Как закрывает глаза, видит он светлую комнату в родительском доме,
и на стене висит офорт*.
А на офорте изображён восточный порт!
С детства манил парня восток.
От восточной культуры испытывал не раз он восторг!

Вот закончилось время привала,
и офицер отдаёт команду продолжать намеченный путь.
Да с дороги, выпавшей в судьбе уже никому не свернуть!
Внезапно вдали показались на бархане два всадника,
одинокие путники в пустыне – берберы
и офицером приняты для безопасности все меры!
Оружие у всех в боеготовности, и при нападении легионеры дадут отпор!
Вот один солдат товарищу говорит берберы изуверы,
а друг ему отвечает, не верю рассказам я всё это вздор.
Ну, знаешь не верить товарищам это уже перебор!
Сказал товарищ другу своему и прекратил разговор.

А солдаты три дня уже идут в пути,
и каждый спрашивает себя, сколько ещё надо миль пройти!
Как страшная пытка жаждой испытывает пустыня,
В такой жаре забудешь и своё имя,
а легионеры хотят пить!
Нет сил, но с надеждой солдаты идут по раскалённому песку,
и гонят с сердца многие из них по дому тоску!
Да и есть среди солдат совсем молодые,
Они не готовые к такому марш броску!

Но опасность грозит всем одинаково в пустыне.
Помнят легионеры, слова офицера перед отправлением в форт,
запомните, кем бы вы ни были на родине,
отныне Ваша жизнь не принадлежит Вам!
Так всё и есть, думает юноша,
как сказал офицер при первой встрече нам.

А по пути к форту иногда стычки с берберами возникают
и в них люди с обеих сторон умирают!
Французы говорят, берберы не по правилам играют,
в пустыне неожиданно они нападают,
но воины пустыни свою родину защищают!
А солдаты о воде хоть капле мечтают,
глотком воды губы бы смочить, все хотят ведь жить!

Последнее усилие
и вдруг за песчаным барханом показался французский форт.
Но в чём дело у легионеров устало тело,
а командир гарнизона неприветливо встречает новое пополнение.
Он испытывает в них сомнение!
Но никто не испытывает с легионеров сожаления,
хотя в дороге почувствовали смерти прикосновение!
Да легионерам ещё не раз предстоит пережить опасность,
ещё не раз возникнет положения легионеров неясность,
когда  воины пустыни – берберы усилят с пустыни удары смелых атак.
Ещё не раз испытают легионеры нехватку воды и жаркий зной,
и полный опасностей смертельный бой!

*Офорт - разновидность гравюры на металле. Основной принцип офорта , заключается в том, что прорезывание линий металлическими и инструментами сопровождается и усиливается травлением кислотой. Согретую доску покрывают тонким слоем грунта, особого лака ( для его изготовления существуют разные рецепты- обычно в него входит смесь воска, смолы, асфальта), который не разъедается кислотой. После этого доска слегка коптится. На этом тёмном фоне художник рисует различными острыми иглами, освобождая те линии углубления, которые потом протравливаются до желаемой глубины. Офорт известен с начала XVI века.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобраз. Искусство, 1985. –  с. – 44. – 288 с.



04.09.2018. 17:16.


Рецензии