Имя на поэтической поверке. Булат Окуджава

По наивности желаю, чтобы данные стихотворения советского поэта–фронтовика, барда, Окуджавы Булата Шалвовича «Осудите с начала себя самого» всё взрослое население страны знало, как«Отче наш».
Судите сами насколько это стихотворение по-философски актуально в наши дни для людей:

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
а уж после судите врага своего
и соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому
не прощать ни единой промашки,
а уж после кричите врагу своему,
что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
а когда преуспеете в этом,
не придётся уж больше валять дурака –
Вот и станете вы человеком.

Булат Окуджава редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» 1993 году рассказал о невзгодах в своей семье.

 Трудная жизнь выпало на долю Булата Шалвовича Окуджавы. Он родился в Москве, 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии.

 Отец Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель. В 1937 году был арестован по последнему месту работы, в должности первого секретаря Нижнетагильского горкома партии, и был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года.

Мать,Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна, после ареста отца в феврале 1937 года с бабушкой и Булатом переехали в Москву. Жили на улице Арбат дом № 43, в коммунальной квартире на четвёртом этаже.
Мать Булата Окуджавы работала в партийном аппарате, было была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал родственник в Тбилиси, где ранее учился в русской школе, и пошёл работать на завод учеником токаря. В память о своём отце, в последствии, Булат Окуджава написал стихотворение:

Убили моего отца
Ни за понюшку табака.
Всего лишь капелька свинца -
Зато как рана глубока!

Он не успел, не закричал,
Лишь выстрел треснул в тишине.
Давно тот выстрел отзвучал,
Но рана та ещё во мне.

Как эстафету прежних дней
Сквозь эти дни её несу.
Наверно, и подохну с ней,
Как с трёхлинейкой на весу.

А тот, что выстрелил в него,
Готовый заново пальнуть,
Он из подвала своего
Домой поехал отдохнуть.

И он вошёл к себе домой
Пить водку и ласкать детей,
Он - соотечественник мой
И брат по племени людей.

И уж который год подряд,
Презревши боль былых утрат,
Друг друга братьями зовём
И с ним в обнимку мы живём.
1966

Памяти своей матери Булат Окуджава посвятил стихотворение:

Не успел на жизнь обидеться —
вся и кончилась почти.
Стало реже детство видеться,
так, какие-то клочки.
И уже не спросишь, не с кого.
Видно, каждому – своё.
Были песни пионерские,
было всякое вранье.
И по щучьему велению,
по лесам и по морям
шло народонаселение
к магаданским лагерям.
И с фанерным чемоданчиком
мама ехала моя
удивлённым неудачником
в те богатые края.
Забываются минувшие
золотые времена;
как монетки утонувшие,
не всплывут они со дна.
Память пылью позасыпало?
Постарел ли?
Не пойму:
вправду ль нам такое выпало?
Для чего? И почему?
Почему нам жизнь намерила
вместо хлеба отрубей?..
Что Москва слезам не верила –
это помню.
Хоть убей.

Это стихотворение Булат Окуджава посвятил общей памяти отца и матери, строчках которого чувствуется сыновья боль:

Собрался к маме – умерла,
к отцу хотел – а он расстрелян,
и тенью чёрного орла горийского
весь мир застелен.
И, измаравшись в той тени,
нажравшись выкриков победных,
вот что хочу спросить у бедных,
пока ещё бедны они:
собрался к маме – умерла,
к отцу подался – застрелили…
Так что ж спросить-то позабыли,
верша великие дела:
отец и мать нужны мне были?..
…В чём философия была?

В апреле 1942 года в возрасте 17 лет Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10 Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северокавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии.

 Был ранен под Моздоком. К этому времени относятся его первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось» – это был1943 год, текст которой не сохранился.

 Вторая песня была написана в 1946 году–«Старинная студенческая песня», строки из которых стали афористичными для людей старшего поколения «шестидесятников»:
 
…Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке...
Возьмёмся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке. ...

После войны Булат Окуджава поступил Тбилисский государственный университет.
 Получив диплом в 1950 году начал работать учителем русского языка и литературы в Калужской области, в селе Шамордино, в районном центре Высокиничи.

 В 1954 году, после встречи с писателем Владимиром Кобликовым и поэтом Николаем Панченко с читателями в Высокиничинском районе, Булат пошёл к ним и предложил послушать его стихи.


 Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где начал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году был выпущен его первый сборник «Лирика».

 В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда вступил в КПСС. Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.

 В 1959 году Булат Окуджава вернулся в Москву и стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни, наряду с Владимиром Высоцким и Александром Галичем, который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность.

В этом жанре Булат Окуджава сформировал своё направление. В 1959 году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару. К этому периоду (1957-1967) относятся сочинение многих наиболее известных ранних его песен:

«На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королеве», «Песня о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о Комсомольской богине» и другие.

 Евгений Евтушенко так написал об Окуджаве: «Молодёжь припала к песням Окуджавы, как очистительному роднику надежды.

 Эти песни распространялись с быстротой молнии по стране, несмотря на то, что ни разу не исполнялись не на радио и по телевидению. Они звучали на магнитофонных лентах, в квартирах рабочих, инженеров, физиков и лириков, их пели под гитару настройках, в поездах.
 Поэзия Булата Окуджавы - это собственно, «надежды маленький оркестрик под управлением любви».
 Но чем бы не управляла любовь под её волшебным управлением «маленькость»исчезает
.
Вместе со своим со своими лучшими стихами, положенными или не переложенные на музыку, вместе со своими лучшими прозаические произведениями. Окуджава представляет собой значительное художественное явление нашего времени. В основе его лучших произведений особый романтический реализм, в несколько облегчённой внешне, но глубоко серьёзный, внутренне лишь ему свойственный интонации.

 И хотелось бы всегда быть не только его читателями, но и слушателями его голоса и гитары - этого маленького оркестрика надежды под управлением любви».

Работал Булат Окуджава редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете».

 Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».В кругу личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.

 В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работала, занимаешься исключительно творческой деятельностью.

 В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы.

 Вечер был организован литературоведом Львом Яковлевичем Лившицем, с которым Булата связывали дружеские отношения.

 В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР.

 В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

 В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».

 Булат Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя Женечка и Катюша», в нём в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме.

 В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат более чем в 80 фильмах.
 Первая пластинка с песнями Окуджавы в Париже 1968 году.

 В этом же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня «Прощание с Польшей» –в нём было в исполнении автора.
 С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили в СССР. Весьма плодотворным оказался творческий Союз Булата Окуджавы с композитором Исаака Шварцем.

 Вместе они создали 32, наиболее известные из которых песня «Ваше благородие, госпожа удача» в фильме «Белое солнце пустыни», «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви».

 Песни Булата Окуджавы распространялись в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом.

 Песни «Возьмёмся за руки, друзья», «Пока Земля ещё вертится»(молитва Франсуа Вийона) стали гимнов многих слётов молодёжи и фестивалей.

 Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польская поэтесса Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык.
 
В 1961 году Окуджавадебютировал как прозаик:в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр»,отдельным изданием вышла в 1967 году.

 Опубликованы повести:«Бедный Абросимов» («Глоток свободы») в 1969 году о трагических страницах истории декабристского движения, «Похождения Шипова или Старинный водевиль» в 1971 году и написанные на историческом материале начало XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1 – 1976 году, часть 2 –1978 году) и«Свидание с Бонапартом» в 1983 году.
 
С началом перестройки Булата Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

 В 1989 году член учредитель русской русского центра. В 1992 году комиссии по помилованию при президенте РФ, в 1994 года член комиссии по Государственным премиям РФ.
 Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерние клуб», членом Совета общества «Мемориал».

 В 1993 году подписал «Письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединения», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.

В 1990 годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино.

 В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Израиля, Германии и Канаде.

 23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в штаб-квартире Юнеско в Париже.

 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже в пригороде Кламар, в Военном госпитале.
 Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иван, в память о Святом мученике Иоанне воине.

 Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печёрского монастыря. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
 
Награды Булата Шалвовича Окуджавы за ратный труд и заслуги в развитии российской словесности:
Орден Отечественной войны II степени.

Медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Приз Золотой венец Югославия 1967.

Орден Дружбы народов 1984.

Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия 1985.

имя Окуджавы присвоено малой планете1985.

Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).

Премия «ПеньоПенев», Болгария (1990).
 
Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).

Лауреат Государственной премии СССР 1991.

Премия русский Букер 1994 за автобиографический Роман «Упразднённый театр».

Почётный гражданин Калуги 1996.

Медаль «За оборону Кавказа».

Почётная медаль правления Советского фонда мира.

Из поэтического наследия Булата Окуджавы

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот ещё одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Чёрный аист московский на чёрную землю спустился.

***
Б. Слуцкому

Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.

Пожелания друзьям
Ю. Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
тем более, что жизнь короткая такая.

Письмо к маме

Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат...
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он ведь за народ.

Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть...
Или ему тоже в камере сидеть?
В голове убогой –трёхэтажныймат...
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет -
Он не за себя ведь - он за весь народ.

Чуть за Красноярском – твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
Чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд...
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.

Вождь укрылся в башне у Москвы-реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
Словно сам построил для себя тюрьму.
Все ему подвластно, да опять не рад...
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.


Я живу в ожидании краха...

Я живу в ожидании краха, 
унижений и новых утрат. 
Я, рождённый в империи страха, 
даже празднествам светлым не рад. 

Все кончается на полуслове 
раз, наверное, сорок на дню... 
Я, рождённый в империи крови, 
и своей-то уже не ценю.


Рецензии
Как здорово подобран материал.
Приятно было прочесть про Булата Шалвовича,
Гениальный был поэт.

В голове его песня:

"Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке...
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке."

- Какие верные слова, и Слово Бога подчеркет:

«Я... умоляю вас... сохранять единство духа»
(Эфесянам 4:1, 3).... Как и мы сохраняем «единство духа»

Виталий Мельник   29.01.2024 12:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.