Водка с молоком

Долгое время изготовление алкогольных коктейлей с молоком представляло довольно трудную задачу. Алкоголь и молоко плохо смешиваются. Лет сорок назад довелось пить водку с молоком. Жуткая касторка. Хотя, на востоке все же делали молоко алкогольным (кумыс, айран и т.п.)

Похожая ситуация с браком и философами.

В одном из своих рассуждений Ницше (с женщинами у него не очень было) пишет: «Женатый философ уместен в комедии». И приводит список знаменитых философов, которые не были женаты. «Гераклит, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр - не были; более того, их невозможно даже представить себе женатыми». И надо заметить, список неполон. 20 век добавил несколько бесспорно ярких имен. А про Сократа он пишет, что тот женился  как раз для того, чтобы продемонстрировать, насколько несовместимы философы с брачным союзом.

Да, и что говорить, если один из величайших философов Европы Платон считал, что женщины и дети должны быть общими. Какой уж тут брак?

Но схожая картина с интеллектуалами, работавшими в других областях. Про тонко чувствующих художников промолчим.

А если уж гении и жили в браке, то нередко брак трещал по всем швам, и выживал только благодаря женской самоотверженности.  У Ландау, например.

Отчего ж так то?

Почему талант плохо уживается с браком. Исключения бывают, но речь не об исключениях, и если не о правиле, то об устойчивой, ярко выраженной, тенденции.
И дело не только в том, что часть из них определенно была гомосексуалистами (как Фуко и вероятно Витгенштейн).

Думается, что творчеству (а исследование, это тоже творчество) нужно много личной свободы. Нужна подвижность, изменчивость исследовательской позиции. Возможность менять точку видения исследуемого объекта. А брак этого не дает. Браку нужна устойчивость. Стабильность положения.

Действия исследователя подчиняются потребностям познавательного процесса. А действия семейного человека подчиняются потребностям жизни семьи. В первую очередь, по факту, потребностям ее материального обеспечения.
И современная семья пытается сохранить взаимную привязанность членов семьи и, одновременно, дать больше свободы каждому в паре.

Пространство между членами семьи расширяется. Иногда очень.

Проблема эта давняя. У того же Ницше, в работе 1878 года «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», можно найти «Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще».

Вероятно, в ту сторону все и идет.

Но у конфликта творца с браком есть еще один аспект.

Исследователь, сделавший своим объектом смысл, значение (философ), не видит смысла в одном из важнейших внутрисемейных процессов – в сексе. Знаменитый император и философ Марк Аврелий  призывавший «не делай ничего без причины и цели», по поводу секса иронично заметил «Совокупление — трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием».

Правда, со времен Аврелия люди многое узнали про секс, сексуальность. И главное, секс меняет отношения людей. Делает их более приязненными. Привязывает людей друг к другу.  Меняет самих людей.

Может быть, таким образом любовь спасет мир?

Такое спасение я бы понял и принял.

Вот такой Бейлис получился.


Рецензии