Эмиль Нольде... Забытые имена

Картина: "Пророк".



Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen); 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, — 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.


Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тённера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.
Юношеские годы Эмиля, младшего из четырёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884—1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Эмиль Нольде - представитель крупнейшего художественного течения первой чет-
верти XX столетия - экспрессионизма. По выражению А. В. Луначарского, "экс-
прессионизм есть плод страшного общественного разочарования". Разочарование
экспрессионистов выливалось, в первую очередь, в неудовлетворенность темами и
идеями, господствовавшим в современном им искусстве. Распространенная в Германии плащ свой натуралистические склонная живопись, угождавшая вкусам
мелких буржуа, вызывала отвращение у молодых художников, вошедших в историю
искусства под именем экспрессионистов. В собственном творчестве они стремились
опереться на живопись Винсента Ван Гога, привлекавшую их глубокой силой выра-
жения внутренних чувств художника и напряженной красочность. Среди пред-
шественников экспрессионизма можно назвать также норвежского художника Эдвар-
да Мунка, в работах которого выражено настроение отчаяния и пессемизма, ярко
проявившееся в творчестве экспрессионистов.
Экспрессионистов стремились передать в картинах и в графике образ внешней
реальности, постигнутый через призму ощущений собственного "я". Все их твор-
чество пронизывает тяга к экзальтированному раскрытию своих переживаний.
Поэтому произведениям экспрессионистов часто присущ мистический, религиозный
оттенок. Религиозность является характерной чертой Эмиля Нольде как художника.
Наиболее известны его, созданные в 1912 году, - картина "Жизнь Марии Египетской" и алтарь "Жизнь Христа". В этих работах и по сюжету и по худо-
женственной манере чувствуется желание художника приблизиться к средневековому
церковному искусству. Грубоватый примитивные фигуры чересчур укороченных пропорций напоминают о романской скульптуре, а интенсивно яркие, локальные
цвета горят так же ярко, как стёкла витражей в готических соборах. Стремление
уйти от тусклой реальности своего времени побуждает Нольде в 1913 году принять
участие в экспедиции на острова Тихого океана. По сравнению с произведениями
других экспрессионистов на экзотические сюжеты, картины Нольде более сильные
по чувству натуры, сочные по цвету. Яркий символический цвет художник часто
использует в пейзажах. Он стремится к тому, чтобы цвет, вне связи с предметами
нес определённую смысловую нагрузку в картине.
Эмиль Нольде входил в художественное объединение "Мост", возникшее в Германии в 1905 году. От мастеров группы Нольде отличала большая связь с традициями
искусства XIX века. Нольде учился в Париже, где его привлекали произведения Домье, Эдуарда Мане. От них он взял своё стремление к цвету, к краскам, "ко-
торые сами говорят".
Для художников группы "Мост" важным видом искусства была графика. Они возро-
дили древнейший вид гравюры - ксилографии, привлекшую их обобщенностью
изображения, резкими контрактами чёрного и белого. Нольде много работал в
гравюре по дереву. Он создал ряд пейзажей, многие с видами гаваней и кораблей, в которых сумел передать красоту и своеобразие выбранных мотивов. Специфика
экспрессионистического мироощущения особенно ярко проявилась в таких гравюрах
Нольде, как "Пророк"*. Лист был создан в 1912 году. На нем "крупным планом"
изображено лицо человека, переданное контрактами чёрных и белых пятен. Кажется
что в чертах этого лица художник сумел запечатлеть весь ужас перед грядущими
катастрофами.
Наиболее значительные произведения Нольде связаны с художественным климатом Германии предвоенной эпохи. В них с большой силой выражен духовный кризис, затонувший накануне первой мировой войны большую часть западной интеллигенции.

Нольде давно был убеждён в «превосходстве германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунга вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек.



   

                @


Рецензии
Вас так интересно читать... Столько узнаешь. Спасибо Большое. С теплом. Ольга

Ольга Мусалина   01.09.2018 09:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и внимание! Рад общению! С теплом

Алексей Гончаров2   01.09.2018 09:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.