Борис Лукин. Вилюйская быль. Глава 1

         
                ..."Дождями изредка омытая,
                Лесами  хилыми  покрытая,
                Страна  далёкая  Якутия
                Как  много  тайн  к тебе  влечёт.

                Тебя ласкает  Солнце  бледное,
                В тебе ютится мошка вредная,
                А поперёк  тебя, Якутия,
                Река Вилюй* течёт."
      

Если  выражаться пафосно, то это было время  больших, если не великих,  свершений.  Для советских людей той эпохи,  второй половины 20-го века, слова  из известной  советской песни: "Мы рождены, чтоб  сказку  сделать  былью" не были  пустым  бахвальством.  Страна  завершала  восстановление, разрушенного  Войной 1941-45 г.г. хозяйства.  Начинался  новый  рывок  в  экономике,  науке и  технике.  Полигоном  для  осуществления  грандиозных  планов  должны были  стать  территории  Сибири  и Дальнего  Востока.  Это были   действительно  территории  опережающего  развития  Советского Союза.  Один только   Новосибирский академгородок  чего стоит.  В кратчайшие  сроки  был  создан  наукоград  с научной  и  промышленной  инфраструктурой. За  Главой СССР  Никитой  Хрущёвым  числятся  много  бестолковых  начинаний,  но  надо  отдать  должное  "великому  кукурузнику" -  его роль  в воплощении  этого  научного  проекта  огромна.

           Необъятные  территории  Якутии  с её  суровым  климатом  могли  успешно  развиваться  только  при  наличии мощной  энергетической  базы.  Открытие  в Якутии  крупных  месторождений  алмазов  вызывало  необходимость    строительства  предприятий  по  их  добыче  и переработке,  что  также  требовало  больших  энергоресурсов.

           Возникла  идея  сооружения  ГЭС  на  реке Вилюй,  недалеко  от  города  Мирный,  который  позднее назовут  "столицей  алмазного  края", а ГЭС - энергетическим сердцем  западной Якутии.  Задача   была, надо сказать,  архисложной. Многие  конструктивные  решения  обрабатывались  впервые.Сложнейшие суровые климатические  условия: зимой температура наружного воздуха  опускалась до минус  60 градусов по Цельсию.  Полное  отсутствие  каких -либо  современных  коммуникаций.  Доставка  всех необходимых грузов осуществлялась  по  тяжёлой транспортной схеме.  Строительные  материалы  и оборудование  доставлялись  в летнюю навигацию  по  реке Лена до посёлка Мухтуя (ныне г. Ленск), затем по автодороге  длиной  250 км до г. Мирный, а оттуда  до посёлка Чернышевск   только  зимой, по автозимнику, по устью  замёрзшего  Вилюя.

     Предстояло  возвести  уникальное  гидросооружение  на вечной  мерзлоте.  Мировая  практика  гидростроения  такого  не  знала.  Побывавший  на     Вилюйской  ГЭС  премьер-министр Канады  не  скрывал  своего  восхищения. Он  заявил, что думал  увидеть  диких  медведей, а увидел  директора  ГЭС  Медведева(См. прим. п.3), говорящего  на  английском  языке.

           Справедливости  ради, надо  отметить,  что  традиционно  "чудо"  создано было  с немалыми  материальными  издержками  и  людскими  потерями.  Нередки  были  "авралы" и грубейшие  нарушения  техники  безопасности.  Слова  из    песни "Белорусский вокзал", что  "мы  за  ценой  не  постоим"- это было свойственно  Вилюйской  эпопее.  Затопленные  таёжные  территории, на дне которых  находятся  не вырубленные  леса,  создают  немало  экологических  проблем  как для самого Вилюя, так и  прилегающих  к нему  территорий.

           Строительство Вилюйской ГЭС,  в силу  её  особой  важности,  курировал  ЦК КПСС, а возглавил  стройку 20-го века Ботенчук Евгений  Никанорович(1914-1999) - легендарная  личность,  которому,  позднее,  будет  поручено  возведение  автогиганта  в г. Набережные Челны  и  зданий инфраструктуры этого  города.  Ему  суждено  будет  долго  ждать,  за  свои  героические  труды,  Золотую  Звезду  Героя  Социалистического  Труда.  Причина тому - пребывание  в годы Великой  Отечественной  Войны в немецком  плену.  И  всё же  награда  найдёт  своего  героя...

            Наряду с  возведением  Вилюйской ГЭС,  строился и  посёлок  гидростроителей - Чернышевск.  Первое  время, а это  был  1956 г., приходилось  жить в палатках.  Бытовые  условия -  ужасающие.  В этих  условиях  человеческая  подлость  распознавалась  мгновенно.  В одном  из  интервью  Ботенчук вспоминал, что нашёлся  негодяй,  который  по  ночам,  под  одеялом,  крадучись  от  своих  товарищей, поедал в одиночку  гостинцы из полученной накануне посылки.  Разоблачённый  хитрец  на  следующий  день  самолётом  покинул  посёлок.

             Инженерно-технический  персонал  имел  квалификацию  самую  высокую.  Это были  выпускники  Московских  и  Ленинградских  ВУЗов.  Главный  инженер  стройки - Биянов Гавриил  Фёдорович  в  Чернышевск  прибыл  из  Китая,  где  он  несколько  лет    работал  в   качестве  советского  специалиста инженера  гидростроителя. Рабочие  специальности  были  укомплектованы  опытными  и  квалифицированными  кадрами.  Многие, работавшие  вместе с  Ботенчуком  на  возведении  Иркутской  ГЭС  поехали  вместе с  ним  строить  Вилюйскую  ГЭС.  Работал здесь  и  человек Божий. Он был специалист  союзного  масштаба: Божий  Леонид  Корнеевич был  начальником  Вилюйского треста "Гидромонтаж".

             А в августе  1962 г., оставив  меня в  в Чите  на  попечение  70 -летней  своей  матери (моей  бабушки), моя  мама  убыла  и  велела  писать  ей  по  адресу: Якутская АССР, г. Мирный, пос. Чернышевск...  А через  год, в 1963 г.  я,  16-ти лет  от  роду,  уже  проживал  по  этому  адресу.  Но  это  уже  другая  история.

                ****

(Следующие главы (2-11) см. в одноимённом сборнике "Борис Лукин. Вилюйская быль") на моей странице.

                ***   

                Примечания.

  * - река  Вилюй - полноводный приток реки Лена.

  1. Батенчук Е. Н. - заслуженный  строитель РСФСР; Татарской  АССР, Якутской АССР; заслуженный  энергетик  СССР; Почётный гражданин  городов  Мирный, Набережные Челны. Современный каскад Вилюйских ГЭС  носит  имя  Ботенчука Евгения  Никаноровича.
Имя "Евгений Батенчук" носит  ювелирный алмаз  весом 64,47 карата.         
               

  2.Главным инженером  проекта (ГИП) Вилюйской ГЭС был Демидов Александр  Николаевич  (Дворянин по происхождению).

  3.В Интернете есть выдержки (из 98 страниц)  книги " Вилюйская  ГЭС - дело  жизни", написанная   первым директором  Вилюйской ГЭС Медведевым  Борисом  Александровичем ( 22.06. 1927 - 27.11. 2017), в которых  подробно и увлекательно дана история  создания  Вилюйской ГЭС. (Эпиграф автором взят из  этой книги).

     30  августа  2018 г.               


Рецензии
Прозаические миниатюры Бориса Ивановича Лукина (Род. 07.10.1947 г.), юриста по образованию, побуждают читателя глубже изучать героические страницы истории СССР, на которые раньше мы не обращали внимания. В этом есть ценность творчества автора, рассказавшего кратко об уникальной СТРОЙКЕ 20-го века на вечной мерзлоте, в Якутии. Как художник, автор, уверенными штрихами, обратил наше внимание на личности советских строителей, имена которых останутся в памяти страны как образец служения родному Отечеству. Приятно было узнать, что эти люди прожили долгую творческую жизнь, сохранив свой энтузиазм.

Елена Себелева   04.11.2023 13:29     Заявить о нарушении