Уж начал август отступленье...

Уж начал август отступленье,
Судьбе проигрывая бой,
Жарой последней в исступленье
Сжигая лето за собой.

Но от незримого пожара
Ничуть не выжжена земля,
И волосы земного шара –
В зелёных волнах бытия.

Угаснет жаркое безумье,
Раскинет осень надо мной
Своё ажурное раздумье
И лист подарит золотой.

Хотя похож он на монету,
Благ на него мне не купить,
Но можно с ним парить по свету –
Двум вольным душам вольно жить.


30 августа 2018 г.
(19:09-20:02).
Москва.


Рецензии
Хрустальный Мастер Костенька,

Все смелее и отчетливее у тебя образы,они целые великие полотна написанные крутыми но точными мазками.Этот август точно Наполен на бородинских высотах который выигрывая проигрывает и проигрывая становится на ступень выше ибо понимает свою ничтожность и малость.А сжигая за собой земли тоесть летние посторы не повреждает а исцеляет то что и так подлежит тлению.Но остаются в сердце мечты которые это сердце спасают от увядания и от превращения в глыбу безразличия...Без мечты мы также слепы и немощны как без нужного уровня глюкозы в крови.

Уж начал август отступленье,
Судьбе проигрывая бой,
Жарой последней в исступленье
Сжигая лето за собой.

А еще мне очень понравился волосатый земной шар в зеленых волнах бытия,это точно голова великана во вселенском океане который постоянно куда то плывет и ничего не боится.Ты прав что Творец выше Исполнителя уже тем что он постоянно придумывает что-то новое и никогда не повторяется ибо весь фокус в том что нельзя два раза войти в один и тот же стих,Стих живет своей потайной истинной жизнью.

Угаснет жаркое безумье,
Раскинет осень надо мной
Своё ажурное раздумье
И лист подарит золотой.

Вот я и увидела тебя под сенью подмосковного неба с серебристой гривой и листом золотым в руке.Это точно жезл нового времени и нового мыса Надежды.

Хотя похож он на монету,
Благ на него мне не купить,
Но можно с ним парить по свету –
Двум вольным душам вольно жить.

А вольным душам как ты правильно заметил везде привольно даже в четырех стенах и вовсе не нужно куда-то рваться,с кем-то тусоваться чтоб почувствовать себя свободным.Свобода у мудрых даже в неволе есть великой свободой...Именно разыскивая свободу в мыльных отношениях с другими людьми мы ее бесповоротно теряем.
Искупалась в твоем стихотворении и мне полегчало.
Спасибо Тебе Хрустальный Скворушка!!!!

Сара Рубинштейн   31.08.2018 20:12     Заявить о нарушении
Дорогая Сарочка-Умница,

Ты написала одно из самых блестящих Твоих стихотворений в прозе, то есть эту рецензию. Ты замечательно поняла всю суть образов этого моего стихотворения и даже лучше меня. Именно поэтому мне так приятно и интересно читать Твои толкования моих поэтических идей.

Я особенно рад, что Тебе понравился образ волос земного шара в зелёных волнах бытия. Дело в том, что он получился у меня таким сюрреалистическим потому, что я не мог вставить в строку одно слово - "Леса". Места для него не было, а убрать одно из соседних слов было тоже нельзя. Я хотел написать

"И волосы земного шара -
[Леса -] в зелёных волнах бытия". Но тогда бы нижняя строчка получилась непозволительно на два слога длиннее, чем другие строки. И тут я решил обойтись без слова "Леса": пусть тонко чувствующие читатели сами в соответствии со своим воображением представят, что это за волосы! Тут мне помогло то, что давным-давно, 30 декабря 1963 года, когда я сидел в концлагере в Дубравлаге, над моими поэтическими трудами взял шефство один очень знающий писатель-переводчик и, кстати, фрейдист Слава Рыбкин из Москвы. По мнению суда, он был шпионом (срок 7 лет)... Я тогда написал чуть ли не первое профессиональное стихотворение об утре, вспомнив утро в грузинском древнем ауле Марткоби с крепостными башнями, в районе Тбилиси, где мама, братья, бабушка и я находились в эвакуации в 1942 году. Красота окрестных гор в лесах, горной реки и огромного орехового дерева на её берегу была необыкновенная. Мы, как и сельские грузины, в отличие от городской буржуазии, питались скромно. Мама только мне, шестилетнему, утром на маленькой голубой сковородочке жарила яичницу из одного яйца. А на утреннем голубом небе, на востоке, происходило то же самое, что на сковородочке: на голубом фоне растекался "жёлтый блин", то есть солнышко... И вот в 1963 году, в лагере, я написал:

"Повис в реке вниз головой
Зелёный исполин,
На сковородке голубой
Растёкся жёлтый блин" (и так далее).

См. http://www.stihi.ru/2012/05/27/6684

Получилось красиво, но я был озадачен: а как же читатель поймёт, что повисший вниз головой в реке зелёный исполин - это отражённое в реке огромное ореховое дерево, что голубая сковородка - это утреннее небо, а жёлтый блин - солнце? Я стал жаловаться своему мэтру Рыбкину, что мне некуда вставить в этом четверостишие пояснительное слова, то есть то, что повисший вниз головой зелёный исполин - это отражение в горной реке гигантского орехового дерева (с грецкими орехами), что голубая сковородка - это небо, а растекающийся на ней жёлтый блин - это утреннее солнце... Рыбкин решительно заявил мне, что это не имеет значения в современной поэзии, так как и солнце, и небо сами в подсознании поэта - некие символы его переживаний. А у читателей они могут стать символами их иных переживаний, загнанных всякими табу в подсознание. И Слава сослался на картины абстракционистов, где каждый может понимать всё так, как ему это ближе. Но в дальнейшем я, в основе своей реалист, хотя и пользующийся иногда сложными образами, становиться абстракционистом не пожелал. Но вот теперь в новом стихотворении я невольно дал абстракцию, и вроде бы это интересно: вот Тебе понравилось! Оказалось, что неважно, что это за зелёные волосы у земного шара: главное, притягательно.

Милая Сарочка, есть у Тебя одна неточность в русской грамматике под влиянием Твоего польского языка. Ты написала:

"Свобода у мудрых даже в неволе есть великой свободой...".

Ты, как положено в польском языке, поставила при глаголе "есть" (третье лицо единственного числа от глагола "быть")в настоящем времени именную часть сказуемого, то есть "великой свободой" в творительном падеже. В польском языке в таком же падеже стоит именная часть сказуемого после слова "jest". То есть:

"On jest panem" (настоящее время, именительный падеж) и
"On byl panem" (прошедшее время, творительный падеж).

В русском языке однако в настоящем времени именная часть сказуемого ставится в именительном падеже, а в прошедшем времени, как и в польском языке, она ставится в творительном падеже. То есть:

"Он есть пан", но
"он был паном".

Кроме того, уже несколько веков русские не пользуются формой "есть" в настоящем времени за исключением отдельных случаев, когда надо на что-то обратить внимание читающего или слушающего. То есть:

"Он пан", но
"он был паном".

Так что правильно твоё предложение будет выглядеть не так "Свобода у мудрых даже в неволе есть великой свободой...", а так: "Свобода у мудрых даже в неволе есть великая свобода..."

Кстати, в данном случае слово "есть" следует сохранить, то есть так, как написано у тебя. Это делал иногда Ленин. Например, в его известнейшей фразе: "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны".

Огромное Тебе спасибо, дорогая Лесная Горлица за присвоение мне названия "Скворушка". Оно мне очень нравится!

С первый днём осени! Он был у нас солнечный. А вот последний день лета рыдал дождём, грозил всё время громом и дул ветром. Но всё же ему пришлось уйти!

Обнимаю,
Твой Костя Хрустальный М.

Константин Фёдорович Ковалёв   01.09.2018 21:41   Заявить о нарушении
Костенька Хрустальный Скворушка,

Это стихотворение которое ты написал в зоне просто потрясающее.Так и вижу как весь мир висит вниз головой чтоб только глотнуть свежего утреца и наконец начать жить без страха быть непонятым.Ведь это чудесно тебе Слава Рыбкин сказал что боятся себя никак нельзя поэту ибо это равносильно смерти поэтического Я...
А у нас дождец льет,пусть польет мой настрадавшийся от засухи виноградник!А то листочки его некоторые зажали уже кулачки и пожелтели а виноградины такие сладкие что падают на землю и тут же осы начинают их лапать со всех сторон.

Сара Рубинштейн   02.09.2018 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.