Forte

 Forte
Нельзя присвоить имя…Не прощает
Сивилла присвоение имён.
Всё названное в пепел обращает.
Художник форму ищет, медный звон.

А чудо присвоения знакомо
Ведь каждому – в толпе и на ветру.
Но самая чудесная истома, -
Когда ты шепчешь: «не создай!» костру.

«не обнимай весны моей надежды,
Не надо слово огненное прясть.
Я Одиссей. Я выйду без одежды.
А ты меня попробуй не украсть».

«А ты, рассвет, чтобы не стать последним,
Не сочиняй ни музыки, ни слов.
Не уточняй, - когда приду… - к обедне,
И, может быть, под звон колоколов?
Слепой душой не принимай обетов,
Сухую ветку сердца не задень»…

В миг созерцания такого света
И шёпот в мир отбрасывает тень.
Художник форм, он обречён забвенью.
А кто умеет больше передать -
Не вызывая радость сожаленья -
Тот сеет Дух - и жизнь готов отдать.

Поняв страданий тонкие причины,
Он сострадает, - кто и как живёт.
Зрит будущее, словно там – равнины
И песню полным голосом поёт.






 


Рецензии
что удивительно - в интонациях слышатся в чём-то поздне-ахматовские интонации - хотя сам стих похоже совершенно из других миров, нежели те, что были её мирами...
скорее здесь - некий неосимволизм... может из-за какой-то внутренне пропитывающей все образы скрытой печали - и ощущается здесь вот это определённое родство...
к тому же вот этот неосимволизм стиха - ещё и очень графичен - рисуя образы, фигуры, живущие в параллели со звуками - синхронно и в единстве...

Криспи   27.10.2021 09:42     Заявить о нарушении
Да, такие рецензии надо уметь писать! Я бы согласилась со всем. Удивительно, что скрытая печаль Вам привиделась. Она была сожжена и побеждена, а стих написан как бы "в огне" - "на одном дыхании", причём громком. Скорее всего - шёпотом, но я слышала громко. А говорить громко я бы не смогла, потому что была не одна в комнате. Это был просто вихрь - очень громкий.

Маргарита Озерова   28.10.2021 00:32   Заявить о нарушении
ну "скрытая печаль" - на то она и "скрытая"... ) нечто, скорее на подсознательном уровне, вне сознания - но при этом как-то себя проявляющее - в тех же словах, их интонациях... как бы след чего-то прошедшего... возможно поэтому и услышалось... )
в творчестве же Ахматовой это нечто - тоже, в общем-то, как отзвук пережитого - не всё же о собственно печальном у неё постоянно было... просто какой-то отпечаток каких-то прежних мыслей всё равно ещё долго остаётся на всём... вообще, все оттенки звучания - очень тонкая вещь... и часто как-то вне чего-то осмысленного - лишь на уровне не определяемых никак разумно чувств...

Криспи   28.10.2021 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.