Манси-ранга. Пятнадцать оленей

Мы тасуем наше стадо.
Расставляем так, как надо.

Вот олень в пустую клетку,
Словно конь, шагает метко!

Как же нам не удивляться
Снова пусто на шестнадцать!

Вот ещё один прыжок!
Ой, как весело, дружок!

Сказка вторая

Игра для дошкольников 5-6 лет и младших школьников 7-9 лет.

Игра ведётся на доске 4х4.
Никто никого не ест, не рубит, не бьёт.
Играет один ребёнок.
Начальная расстановка пятнадцати пронумерованных фишек произвольная.
Вид пустой доски показан на иллюстрации справа.
Олени перемещаются ходом коня.
Цель игры – переставляя оленей на пустую (у нее номер 16) клетку ходом коня, получить ту или иную конечную расстановку фишек, например магический квадрат, упорядоченную расстановку и т.п.
Список 384 магических квадратов для выбора расстановки вы найдете в материале на этом ресурсе.
http://www.proza.ru/2015/07/24/147
Головоломка имеет минимум два возможных результата – либо удаётся достичь цели, либо нет.
Строгое доказательство существования двух вариантов исхода игры пока мне неизвестно.

На иллюстрации слева показана
Одна из возможных конечных расстановок оленей, либо одна из возможных стартовых расстановок фишек.
Игра сходна со знаменитой игрой в «15» на авторство которой претендовал многие годы знаменитый американский проблемист Сэмюэль Ллойд.
Но у него это 15 пронумерованных ладей и фишки передвигаются ходом ладьи.
В нашей версии игра заметно богаче и сложнее.
Например в стартовом положении на иллюстрации на пустую клетку 16 могут переместиться только фишки с номерами 13, 12 или 4.
Перемещая любую из них мы открываем на пустом поле номер 16.
Таким образом число фишек и пронумерованных квадратов всегда одинаково. Меняется только их расстановка на доске.
Так мы наблюдаем за тусовкой оленьего стада.

Приложение: выписка из Википедии.

"Игра в 15 пятнашки— популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чепмэном. Представляет  собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесёнными числами, заключённых в квадратную коробку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15 элементов, соответственно в коробке остаётся незаполненным одно квадратное поле. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.
С 1891 года до самой смерти Сэмюэл Лойд утверждал, что изобрёл головоломку именно он, и долгое время считалось, что это действительно так. Однако существуют доказательства того, что он не был причастен ни к созданию «пятнашек», ни к вариации с переставленными фишками 14 и 15. Пик популярности головоломки в США пришёлся на первую половину 1880 года; при этом не было обнаружено никаких упоминаний Сэма Лойда в связи с «пятнашками» вплоть до января 1891 года. В частности, The New York Times дважды публиковала материалы о головоломке, 22 марта 1880 года и 11 июня 1880 года, ни разу не упомянув при этом Лойда, несмотря на то что Лойд жил в Нью-Йорке.
Настоящим изобретателем головоломки был Ной Палмер Чепмэн, почтмейстер из Канастоты, который ещё в 1874 году показывал друзьям головоломку, состоящую из шестнадцати пронумерованных квадратиков, которые надо было сложить в ряды по четыре штуки так, чтобы сумма чисел в каждом ряду была равна 34."


Рецензии