Монисто-секс 18
развешенные по столбам
цветные флаги.
Окрестности монастыря
и занимается заря
в ледовой влаге.
Пылают марева лучи,
как щеки, от углей печи
и на морозе.
Снега, слепящие вершин,
из глины падает кувшин –
и бьется оземь.
Со звоном минеральных вод,
осколками сверкает лед,
летят монеты.
Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
слышится этот.
Татуированный монах
на тренированных руках
легко и бойко,
у края, где скалы обрыв,
по пояс голый и застыв –
в немую стойку.
Там войлок выделанных шкур,
на закоптелых стенах юрт
котлы и варка.
Два седока спешат в табун,
должны объездить на бегу
дикарку.
Подъехав, выбрав ту ее,
излюбленное тело чье,
аркан на шею.
И угощая плетью снов
ее ласкает стегом слов,
она немеет.
Опомнится он ей не дал,
седло, уздечка, наповал
и в рот удила.
Она бежит что было сил,
удушье, Боже пронеси,
до пены, мыла.
Так лошадь медленно встает,
а он ее опять берет,
опять беснуясь.
Вдогонку, снова по губам,
невероятная судьба.
Потом... целуясь.
*
Два пальца в полости суя,
из золота бежит струя,
от носа к мочке.
Ты потяни меня за цепь,
твой остальной монисто-секс –
цветочки.
Свидетельство о публикации №118082100240
Монисто-секс 18 (Анна Иделевич)
http://www.stihi.ru/2018/08/21/240
"Два пальца в полости суя,
из золота бежит струя,
от носа к мочке.
Ты потяни меня за цепь,
твой остальной монисто-секс –
цветочки."
Во-первых, это круть! Особенно первая строка цитаты — (ох, уж, мне эти блондинки) — во-вторых, это детский сад... —Как это детский сад! — быть может воскликнет Анна... А я ей и отвечу: из-за Ритмикуса, — Размера и Строфы. С одной стороны. С другой, — конешно же я не прав, и дело тут в другом — в откровении Анны: так сказать, в раскрытии аллегоричности повествования. Но по-порядку (и понеслась...).
МЕТРИКА:
1. Размер: Разностопный 4/4/2 Ямб (Я4/4/2 — запоминайте сокращения).
2. Схема рифмовки: клаузульная ААб — терцет (трёхстишие).
3. Альтернанс: м/ж
РИТМИКА. Захотелось мне начертить метрическую схему всего стихотворения. Сделаем. Точнее, поехали — слова и следом их формы:
1
Тибет, обитель далай-лам
развешенные по столбам,
цветные флаги.
о1 о1о о0-1*
о1ооо о_о1
о1о 1о
2
Окрестности монастыря,
и занимается заря,
в ледовой влаге.
о1оо о0о1
о_оо1оо о1
о1о 1о
3
Пылают марева лучи,
как щеки, от углей печи
и на морозе.
о1о 1оо 01
о_1о о_о1 о1
о_1 о1о
4
Снега слепящие вершин,
из глины падает кувшин –
и бьется оземь.
о1 о1оо 01
о_1о 1оо о1
о_1о 1о
5
Со звоном минеральных вод,
осколками сверкает лед,
летят монеты.
0_1о оо1о 1
о1оо о1о 1
о1 о1о
6
Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
слышится этот.
0_1о оо1о 1
о1оо о1о 1
1оо 1о**
7
Татуированный монах,
на тренированных руках,
легко и бойко,
ооо1оо о1
о_оо1оо о1
о1 о_1о
8
у края, где скалы обрыв,
по пояс голый и застыв –
в немую стойку.
о_1о о_01 01
о_1о 1о 0_о1
о1о 1о
9
Там войлок выделанных шкур
на закоптелых стенах юрт,
котлы и варка.
0_1о 1ооо 1
о_оо1о 1о 1
о1 о_1о
10
Два седока спешат в табун,
должны объездить на бегу,
дикарку.
0_оо1 о1 о1
о1 о1о о_о1
о1о***
11
Подъехав, выбрав ту ее
излюбленное тело чье,
аркан на шею.
о1о 1о 0_о1****
о1ооо 1о 1
о1 о_1о
12
И угощая плетью снов,
ее ласкает стегом слов,
она немеет.
о_оо1о 1о 1
о0_01о 1о 1
о1 о1о
13
Опомнится он ей не дал,
седло, уздечка, наповал
и в рот удила.
о1оо о_1 о_1
о1 о1о оо1
0_1 о1о
14
Она бежит что было сил,
удушье, Боже пронеси,
до пены, мыла.
о0_01 о_1о_1
о1о 1о оо1
о_1о 1о
15
Так лошадь медленно встает,
а он ее опять берет,
опять беснуясь.
о_1о 1оо о1
о_1 о0_о1 о1
о1 о1о
16
Вдогонку, снова по губам,
невероятная судьба.
Потом... целуясь.
о1о 1о о_о1
ооо1оо 01
о1 о1о
*
17
Два пальца в полости суя,
из золота бежит струя,
от носа к мочке.
0_1о 1оо 01
0_1оо о1 о1
о_1о 1о
18
Ты потяни меня за цепь,
твой остальной монисто-секс –
цветочки.
0_оо1 о1 0_1
0_0о1 о1о- 1
о1о***
_____________________
Теперь, ОДНИ СХЕМЫ:
1
о1 о1о о0-1*
о1ооо о_о1
о1о 1о
2
о1оо о0о1
о_оо1оо о1
о1о 1о
3
о1о 1оо 01
о_1о о_о1 о1
о_1 о1о
4
о1 о1оо 01
о_1о 1оо о1
о_1о 1о
5
0_1о оо1о 1
о1оо о1о 1
о1 о1о
6
0_1о оо1о 1
о1оо о1о 1
1оо 1о**
7
ооо1оо о1
о_оо1оо о1
о1 о_1о
8
о_1о о_01 01
о_1о 1о 0_о1
о1о 1о
9
0_1о 1ооо 1
о_оо1о 1о 1
о1 о_1о
10
0_оо1 о1 о1
о1 о1о о_о1
о1о***
11
о1о 1о 0_о1****
о1ооо 1о 1
о1 о_1о
12
о_оо1о 1о 1
о0_01о 1о 1
о1 о1о
13
о1оо о_1 о_1
о1 о1о оо1
0_1 о1о
14
о0_01 о_1о_1
о1о 1о оо1
о_1о 1о
15
о_1о 1оо о1
о_1 о0_о1 о1
о1 о1о
16
о1о 1о о_о1
ооо1оо 01
о1 о1о
*
17
0_1о 1оо 01
0_1оо о1 о1
о_1о 1о
18
0_оо1 о1 0_1
0_0о1 о1о- 1
о1о***
_______________
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ Я4. Макет (там где метрика там и формика...):
4- х и 3- х ударный ряд:
о1о1о1о1 - ЯЯЯЯ - 1
ооо1о1о1 - ПЯЯЯ - 2
о1ооо1о1 - ЯПЯЯ - 3
о1о1ооо1 - ЯЯПЯ - 4
2- х и 1- но ударный ряд:
о1ооооо1 - ЯППЯ - 5
ооо1ооо1 - ПЯПЯ - 6
ооооо1о1 - ППЯЯ - 7
ооооооо1 - ПППЯ - 8
П — Пиррихий: ДВУХсложная БЕЗУДАРНАЯ Стопа; необходимая при определении НЕ ПОЛНОударных форм Размера.
ЦЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ — с цифровой отметкой строк (слева) и форменной (справа — исключительно форм Я4):
01 - о1о1оо01 - 4*
02 - о1ооооо1 - 5
03 - о1о1о
04 - о1ооо0о1 - 5
05 - ооо1ооо1 - 6
06 - о1о1о
07 - о1о1оо01 - 4
08 - о1ооо1о1 - 3
09 - о1о1о
10 - о1о1оо01 - 4
11 - о1о1ооо1 - 4
12 - о1о1о
13 - 01ооо1о1 - 3
14 - о1ооо1о1 - 3
15 - о1о1о
16 - 01ооо1о1 - 3
17 - о1ооо1о1 - 3
18 - 1оо1о**
19 - ооо1ооо1 - 6
20 - ооо1ооо1 - 6
21 - о1о1о
22 - о1оо0101 - 3
23 - о1о1о0о1 - 4
24 - о1о1о
25 - 01о1ооо1 - 4
26 - ооо1о1о1 - 2
27 - о1о1о
28 - 0оо1о1о1 - 2
29 - о1о1ооо1 - 4
30 - о1о***
31 - о1о1о0о1 - 4****
32 - о1ооо1о1 - 3
33 - о1о1о
34 - ооо1о1о1 - 2
35 - о001о1о1 - 2
36 - о1о1о
37 - о1ооо1о1 - 3
38 - о1о1ооо1 - 4
39 - 01о1о
40 - о001о1о1 - 2
41 - о1о1ооо1 - 4
42 - о1о1о
43 - о1о1ооо1 - 4
44 - о1о0о1о1 - 3
45 - о1о1о
46 - о1о1ооо1 - 4
47 - ооо1оо01 - 6
48 - о1о1о
*
49 - 01о1оо01 - 4
50 - 01ооо1о1 - 3
51 - о1о1о
52 - 0оо1о101 - 2
53 - 00о1о1о1 - 2
54 - о1о***
ИТОГО:
1ф - 0 строк
2ф - 7 строк
3ф - 10 строк (не Анна, а Андрей Белый)
4ф - 13 строк
5ф - 2 строки
6ф - 4 строки
7ф - 0 строк
8ф - 0 строк
Итак, что там у нас, — 18 строф (36 строк Я4)... — всё верно. Костяк стихотворения три удара — три весёлых друга. Из этого, явно выражены косые формы: 3 — косая слева и 4 — косая справа (определяется по 3- х сложным междуударным безударным интервалам):
о10001о1 — 10
о1о10001 — 13
где, 2 форма — стабильная (но вначале взрывается):
0001о1о1 — 7
к ней можно добавить 6 форму (пеонную):
00010001
Последнюю из представленных форм — 5 (редкую) можно отнести к 3, так или иначе паузной:
1000001
5 — паузная вдвойне. Итого, если сгруппировать пары, то у нас выйдет такая история:
3 и 5 — 12 строк
2 и 6 — 11 строк
4 — 13 строк
Ну, где-то равенство. Опять же, я тут немного увлёкся статистикой и, вроде бы делаю какие-то выводы — на самом деле нет: это просто статистика. Некий вид детской забавы. Где, главное, что можно отметить — и серьёзно, это 3 паузная форма — 10 строк, которые можно сказать, пример для подражания. Ну и 5 также — тип-топ на мази.
Остальные формы, если к ним подойти к некой доле серьёзности, помня, что на дворе 21 век, — это костяк 4- стопного Ямба:
2 — 7
4 — 13
6 — 4
Не хватает только первой — полноударной. На эти формы Я4 (1-2-4-6) слова идут только влёт и даже не чухаются:
о1о1о1о1
ооо1о1о1
о1о1ооо1
ооо1ооо1
Некоторые местные теоретики, даже рискнули забить в свой мозг (попутно охмуряя верующих), что остальное для Я4 несколько напряжно, если не сказать вообще: не допустимо. Что, собственно, так у них и выходит. Что закачал в свой мозг, то и шинкуешь. Так или иначе-то 3 форма даёт о себе знать. Но у них, она, такая корявая, что мама не горюй. Вот и думай, да, для чего знать, если можно и так писать. Причём, лучше. И действительно. Однако, если Анна желает знать, то знать она должна правильно. Это мы и пытаемся ей сказать. Во-первых, это стихотворение написано Ямбом — если говорить о Метре. Размеры его 4- стопные и 2- стопные. Есть два нарушения — и разберём
ВСЕ НАРУШЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:
1* — нарушения Изотонизма: правильной ударности Размера:
"Тибет, обитель далАй-лам"
Тибет, обитель вЕчных драм
о1о1оо11 — нарушение
о1о1о1о1 — нет нарушения
Нарушения Ритма НЕТ. Отмечаю.
2** — нарушение Изометризма (другого Метра относительно преимущественного) Размера:
"слышится этот."
услышал этот
1оо1о — 2- стопный Дактиль (Д2)
о1о1о — 2- стопный Ямб
Д2 — нарушение относительно Я2
Ритм качнуло чувствительно. Однако приемлимо. В данном случае, ритмически, это Диастола строки — расширение. Обычно, они внутри строк:
"Там песней гималайских гор,
тибетский вор, СЛЫШИТСЯ ЭТОТ."
ДИАСТОЛА — и нарушение Изотонизма. Но обычно, при подобных нарушениях, нарушающее слово мужское, реже женское:
"Там песней гималайских гор,
тибетский вор, ДАЙ сигарету."
"Там песней гималайских гор,
тибетский вор, СЛЫШИШЬ КУПЛЕТОМ."
Тоже самое относительно отдельно взятой строки:
1. Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
Дай сигарету. — СТАНДАРТНО В ЯМБЕ
2. Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
Слышишь куплетом. — ТЕРПИМО В ЯМБЕ, но лучше:
2.1 Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
Этим куплетом. — ПЕРВЫЕ СЛОВА СЛУЖЕБНЫЕ
3. Там песней гималайских гор,
красавице тибетский вор,
слышится этот. — НЕ ДОПУСТИМО В ЯМБЕ.
Формально так. Остальное — дело пиита. Но — это не значит, что пиит, не понимает сиих моментов. Правильно, Анна? Вы же понимаете, что в данном месте Ритм качнулся?
3*** — нарушение Изостопизма (стопного объёма относительно преимущественного). Короткие строки — двухстопные. В данном случае — одностопные. Нарушение лирическое. Говорить за нарушение Ритма не приходится.
4**** — нарушение семантики строки при ощутимой Ритмической Инерции (РИ):
"Подъехав, выбрав ту ее"
Здесь, я не могу, во-первых попасть на ТУ (дикарку) и читаю: ту_еЁ = ё-моЁ , во-вторых, сами понимаете крен смысла очевидный. Но благодаря динамизму строк, в принципе, сойдёт. Но а вообще, опять же, я тут смекнул:
Подъехав, выбрав ТУ_её (ЧАСТЬ)
ДА — такая конструкция слов, дактилическая:
Как мы сейчас поДУмали
Подъехав, выбрав ТУ её
Излюбленное ТЕло чьё
Я3 с дактилическим окончанием о1о1о1оо. Опять же, РИ не РИ, запятые-точечки — лирика, но должно быть так (насколько я могу судить):
/Подъехав, выбрав ту... — ее
излюбленное тело чье.., —
аркан на шею./
Подъехав, выбрав ту (дикарку, которая нужна и...) аркан (ей) на шею. С точки зрения, синтаксиса прозаического, Ваш вариант слов — ни в какие ворота. Но запятые Вы ставите, сообразно его правил — а для чего? Но это я так, в некоторой степени, для себя. Главное, я сказал: искажение дактиля анапестом. Ощутимо, но что тут скажешь — лирика. А там видно будет. Так или иначе, а мы находимся на терре Поэзии — и, соответственно, её синтаксиса. Да.
Вот собственно и все ошибки. Где мы, ощутимо отвлеклись. А потому, продолжим в следующем посту: компактно и можно сказать заново — о Размере этого стихотворения. Как заказывали, получается...
Рихард Мор 2 25.11.2018 17:01 Заявить о нарушении
У Одена Вечером http://www.stihi.ru/rec.html?2018/11/19/6090
Потому что Ямб, он и в Африке: Ямб Аполлонович. Который, может танцевать и так и этак, при этом оставаясь самим собой. Даже, если он немного выпил вечером и гудел всю ночь, а утром (где-то в обед) начинает вспоминать (ближе к вечеру), что же он там начудил... — и говоря себе: да это не я... — это всё равно, будет он. А там где не он (в случае с Дактилем), то это да, это точно не он. Но мы сейчас говорим о Ямбе. Который может ходить, ходить быстро, ходить и бегать одновременно, бежать и даже прыгать он может. А как он может парить... Но — СООБРАЗНО своей мышечной структуры: исключительно по чётным ударам:
2
24
246
2468
246810
24681012...
— при не обязательном соблюдении строгой последовательности хода (там где звёздочки* пропуски ударов) — чередуя, но правильно, свои позиции:
2
*4
2*6
*4*8
14**10 — НЕ ЯМБ
24**10
*47*1012 — НЕ ЯМБ
*48*1012
— и так далее, в разных комбинациях, где последний удар определяет Размер Ямба — той или иной стопности. Там, где не Ямб, это действительно не Ямб, потому что ударные ЕДЕНИЦА и СЕМЁРКА — не его.
Опять же, это было определение Метра Ямба и немного его Размеров. И всё это, в принципе, определяет ударность. Стопность, необходима при точном определении Размера. Длина комнаты не может равна метру/метрам, футу/футам — необходимо количество метров или футов. И если последний удар Ямба приходится на 8 слог, Размер его, будет 4- стопным. И если в углу комнаты поставить шкаф, прикиньте, она всё равно, в длине, будет равна 4 метрам — даже если Анна, будет измерять длину комнаты от шкафа и у неё получится — три метра. А если ей сказать, а зачем она так измерила, она обидится и скажет, что так надо было... Вау! Весь стих, преимущественно на три удара — какой же это 4- стопный Ямб! — воскликнет Анна. —Да, — это он. — Отвечу я. И не надо сверкать глазами — типа, мог бы и подыграть мне... На терре Метрики — не мог бы. А на три удара, — если уж пошла такая пьянка, можно и 5- стопный Ямб написать. И даже 6- стопный. Вот тебе и Стопа. Но о ней, чуть позже. Сейчас, хочется поговорить о другом показателе стиха. А именно, это
БЕЗУДАРНОСТЬ ЯМБА (и не только Ямба) — НАУКА ПОЭТИЧЕСКОГО СЛУХА РИТМИЧЕСКОГО. Ударность, это доказательство Ямба (и не только Ямба, но мы сейчас говорим о Ямбе). Стопность, — его необходимость и опора. А безударность, это то, что чувствует многоуважаемый и не очень, да и просто пиит — батенька. Ну и дывчины, — куда ж без них — без наших пиитесс. Элементарно:
о1о1о1о1
ооо1о1о1
о1ооо1о1
о1о1ооо1
о1ооооо1
ооо1ооо1
ооооо1о1
ооооооо1
Преимущественный безударный интервал Размеров Ямба, это один _о_ и три _ооо_ . Пять _ооооо_ — не то, чтобы исключение, скорее редкость. Все безударные интервалы Ямба — отрицательные. Забегая, чуть вперёд, то преимущественные безударные интервалы Ямба: один, три и пять, не только у Ямба, но и у Хорея. Ямб... Хорей... Разница между ними лишь вначале... Ударность Хорея — всегда отрицательная (1-3-5-7...) и между ней, всё те же безудары:
1о1о1о1о
оо1о1о1о
1ооо1о1о
1о1ооо1о
1ооооо1о
оо1ооо1о
оооо1о1о
оооооо1о
Однако, как видно на схеме, вначале, безударные интервалы Хорея: положительные оо_ , оооо_ оооооо_. А между ударами, так же как у Ямба — отрицательные. Мы уже говорили. Но опять же, не надо путать Ямб с Хореем — говоря о Ритмике и её возможностях. Сказали и проехали.
Возвращаясь к преимущественным безударным интервалам Ямба, наш дорогой пиит, НА ТЕРРЕ СИЛЛАБОТОНИКИ рано или поздно их чувствует. В связи с чем, не зная никаких Ямбов и Хореев, он пишет и Ямбы и Хореи, — благодаря этим безударным интервалам: _о_ , _ооо_ И _ооооо_ . Вот и вся наука. Надо ли другая?
ЧТО ТАКОЕ СТОПА? И для чего она нужна? И что непонятного вообще? Что происходит с бедным пиитом когда он узнаёт о Стопе? Он, что, задним местом чувствует на себе взгляд этой прекрасной Дывчины? — и сразу шарохается от него... А шо, умом никак... — всё по привычке — ...? Вопросы... Вопросы... Вопросы... Надеюсь на некоторые, Анна, попробует нам ответить. Думаю, пока, этого достаточно.
Пээс: Надеюсь, язык, был достаточно человеческий. Однако, не забываем, что есть ещё и другой язык — вопросительный. Хотел было я рассказать одну историю о начале творчества, но всё пошло не так как планировалось. Поэтому, постепенно. Договорились?
Рихард Мор 2 25.11.2018 17:06 Заявить о нарушении
Я Вам завтра длинно отвечу! Спасибо еще раз!
Анна Иделевич 26.11.2018 08:08 Заявить о нарушении
========================
1. ТО, ЧТО ЗНАЕТ АННА.
И
2. ТО, ЧТО СКРЫВАЕТ АННА.
========================
Первый, имеет подпункты:
1.1 То, что читала Анна.
1.2 То, что слышала Анна.
1.3 То, чему учили Анну.
Второй, к делу не относится, вроде бы, ведь он связан с психологией и конкретно с чувством эго Анны, которое тесно связано с образованием и культурой Анны. В связи с чем:
2.1 Анна, лучше дойдёт до всего сама, нежели спросит — потому что стыдно не знать. Тем более, если глянуть вокруг, все всё понимают и знают, одна Анна — не. Вопрос о том, что эти все, также могут ничего не знать, а кивают они головой, лишь в экстазе банальной поголовности (которая живёт в каждом из нас — вне зависимости ни от чего), не обсуждается, потому как это не проверить. Если кивают, что знают, значит — знают. Что тут скажешь: молчание — золото. Молчит — значит мудрец. Далее,
2.2 Анна, лучше признается, что ей ничего непонятно (по разным причинам), нежели спросит дважды. Потому что один раз не понять, это куда не шло, а вот два — три! — четыре!.. — тогда как все понимают с первого раза.
2.3 Анна, достаточно тактична, чтобы усомниться в методе преподования, — от которого, собственно, также могут возникнуть проблемы в постижении предмета, но она ни за что не скажет об этом преподавателю. Потому как — все прекрасно знают, что методы обучения данного предмета уже давно не в диковинку и разработаны виднейшими специалистами мира. Вначале, были проблемы, да, но когда это было — в далёком Средневековье, — теперь же, всё хорошо и все об этом знают. Да и кто такая Анна, чтобы сомневаться в чём-то? Тем более, когда перед ней такой специалист как Рихард Мор — академик с мировым именем.
2.4 Занятость Анны. Но тут никто никого не торопит. Это понятно. Но как подпунктик подпунктиков сойдёт. И...
========================
Где-то там достаточно. Если нет, я думаю, это не так страшно. А там видно будет. Теперь давайте об этом немного поподробнее. (Самое сложное...).
1. Что знает, Анна? — ямбы и хореи — говорила Анна. Это лирика, — говорю я. Как лирика! — воскликнет Анна, если я целую поэму написала хореем? Написать хореем целую поэму, Анна может, — как и спросить кого-нибудь, и узнать, что поэму она эту написала хореем. Элементарно. Даже в такой простой ситуации, есть вопросы и шороховатости. И это без учёта того, что мы сейчас находимся на терре ямба...
Если всё это опустить и по праву допустить, что Анна действительно знает о хорее и ямбе, лично у меня возникает следующий вопрос — как именно она знает: на слух или на взгляд (руководствующийся базой данных)? —Непонятно? Тогда примеры...:
1
"В одном мгновеньи видеть вечность
Огромный мир в зерне песка
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка" (Уильям Блейк, пер. С. Я. Маршак)
1
На слух, — читаешь и понимаешь, — это хорей. Правда, какой стопности — могут возникнуть вопросы. И это был первый уровень. Второй уровень, это когда на слух, — читаешь и не понимаешь, но ловишь что-то знакомое, а вот что, не знаешь или не можешь вспомнить — обычно вспоминают стихи написанные подобным размером. Ну и третий уровень, — когда для тебя, это просто стих. То есть ты ничего не понимаешь. Однако,
если вы знакомы с принципом определения ямба и хорея, вы, вполне, можете это сделать. То есть понять. И это первый уровень — идущий от третьего слухового. И здесь, существует достаточно много школ и течений, каждая из которых имеет свой путь для постижения этой китайской науки. Понятное дело, ведь такой важный вопрос как определение размера стихотворения — это вам не вареники разносить. Однако, как бы мы не иронизировали, но ведь действительно многие-многие-и-многие этого попросту не знают. Ни так ни этак ни боком ни спиной ни той же радостью — просто не знают и всё. Или бояться знать. Но хотят. И это ведёт ко второму уровню. Где, запросто можно открыть любой учебник и сличить данные. Элементарно. Только если это будет второй светлый уровень. Преподователь должен знать, каким образом абитуриент анализирует информацию. И если, абитуриент темнит, то это будет конешно же не правильно или не этично — таким образом обманывать преподователя, чтобы в его глазах выглядеть более подкованным, однако, и этот (неудачный путь) всё же, хоть какое-то движение в сторону знания. Однако, с "тёмного" второго уровня, переходим уже на третий уровень — любимый довольно таки внушительным большинством пиитов: не знаем, не хотим знать, и нам этого совершенно не нужно. Правда, если убрать из этого большинства всех "тёмных", мне кажется, это вообще не будет большинством. Однако,
из всего вышеперечисленного, как обычно и это норма, наверняка не только в Поэзии — исключение из правил. Всё как всегда. Можно на слух определить размер стихотворения — первым или вторым уровнем, не суть, но не знать как это делается на взгляд, то есть по правилам: я знаю, что это хорей, но не знаю как нарисовать схему и т.д. Это нормально, да. Но.
Я хочу подчеркнуть. Если, допустим, Анна написала поэму и знает, что написала она её хореем, при этом, автоматически запомнив его ритм — ведь у каждого пиита есть свой собственный анализатор ритмов, то есть ритмический слух, который каждый раз, автоматически, фиксирует разное количество ритмов и старается их запомнить и как-то сгруппировать, то — в связи с чем, читая уже "что-то" не своё, Анна, может дать точное определение этого "что-то" не своего, только в одном случае: если у неё есть знание этому "что-то" не своему. Всё просто. Это аксиома. Но об этом, вряд ли кто задумывается. Да и зачем.
Встретимся на лавочке, — давай, — но во сколько? Встретимся в пять часов, — давай, — но где? Пространство-Время. Так и здесь, имя: хорей — и его ритмы: движения, это одно, а стихотворение — и его ритмы, это другое.
Так вот, если Анна всё это уже знает, то зачем же ей знать "что-то ещё"? — резонно рассуждает и может одобрить Анна, которой дружно начинают подмигивать другие толпы пиитов, — которые когда-то также пожелали знать, пересилив свой страх и стыд, и узнали, а теперь в недоумении от того, что они ещё и графически обязаны знать, что такое хорей. Ну это же смешно! — будут восклицать они. Опять же, сколько, уже среди этого большинства "тёмных" неизвестно. Тем более
если надо знать, что есть не только цельная и стопная схема стихов, но ещё и метрическая и символьная, — где вы такое видели, если только не у Рихарда, спросит, Анна? Ну, не только у Рихарда. Просто некоторые вещи, или благополучно забывают или не применяют на практике по причине не понимания их и не понимания их необходимости. Вот взять, хотя бы метрическую схему — для чего она нужна? А если нужна, то посмотрите на неё, — нет никакого порядка и повторения! А как известно, тот же ямб, это повторение одной и той же стопы — на этом зиждется силлаботоника! А тут — полный хаос, — эта ваша метрическая схема. Да,
согласен, я тоже не понимаю английский язык и не могу представить себе как можно разговаривать на двух, трёх и более языках. А больше всего, я не понимаю транскрипцию (в словарях) если она написана не по-русски. Дую андестенд ми? Неужели, это так сложно... — поди знай. А определить силлаботонический размер на слух, нарисовать все виды схем, это как два пальца об асфальт. Это таблица умножения. Где, необходимо исходить или от слуха или от знания — без разницы. Но знать два компонента этого явления. В последствии, отдавая предпочтение только одному: слуховому. А знание, оставить как инструмент. Таблица умножения? Она самая. Девять умножить на восемь (9*8), будет восемьдесят один — автоматически. Плюс-минус: секунда-две. Чтобы вспомнить про семьдесят два. Всё просто,
2. если не учесть детский фактор. Ну... уж не знаю когда, но мы плавно переходим на второй пункт — что скрывает абитуриент. Как это детский фактор! — воскликнет Анна. —А что это? Не, ну давайте отменим таблицу умножения и перейдём, все дружно к сложению:
9+9+9+9+9+9+9+9=18+18+18+18=36+36=72 —
не ошибёшься ни-ког-да. Или — если взять римскую школу (до этого была афинская):
8+8+8+8+8+8+8+8+8=16+16+16+16+8=32+32+8=32+40=72 —
математика! — царица наук. А то. Куда проще, чем запоминать 9*8 или 8*9 . А как учили Анну или как думает Анна — оно ж неизвестно. И опять же — а зачем мне это знать? Да, Господи прости! Сколько будет 6*9=? =Легко? =Душевно? =Апокрифично? =Или просто и тупо 48? Так и в элементарной метрике, это просто — когда знаешь и на слух и на взгляд. Другое дело, что... —
и все через это проходили: полное непонимание. А почему? Ещё раз повторяю: детский вопрос. Любой кто попадает в Поэзию — вне зависимости от возраста, положения в обществе, образования и т.д. — автоматически отправляется в ясельки. Я надеюсь, Анне, не надо объяснять и доказывать, что любой человек, не умеющий ни читать ни писать, в тоже самое время может разговаривать? Вам смешно — точно? — или всё таки надо объяснять почему? — вы скажите, потому что я тут одному объяснял. Типа, когда дети идут в школу, они уже разговаривают — вот это новость! — да? Так и любой начинающий пиит — писать может (как ребёнок говорить), но не понимает, что он пишет (как ребёнок не может написать то, что он сказал). А там и страхи и не желание учиться и прочее — всё это детский сад. С Гарварда вы, с Оксфорда, с Забульбеников... — всё равно. Но как!.. Ну... — как, как, откуда я знаю. Так есть и всё. Стихирустия и фольклор, тесно связаны. Вот как.
Если вас не устраивает вариант детского сада, то представьте себе другой — из поколение в поколение певший песни и складывавший пословицы и поговорки, пока не приходили учёные люди — умевшие писать! — и не записывали их мудрствования и песнопения. А когда у них спрашивали, а как это называется — что вы поёте? — они отвечали: а кто-й его знает... —Или весело или протяжно... –А что значит весело или протяжно — доказательства есть этому? —А кто-й его знает... –Так ведь вы хореем поёте — и там и там, но называете по-разному! —Да?.. — ..и начинается недоумённое чесание бород бедных гусляров. (А шо такое хорей?..). А если ему ещё сказать за стопу... — он, вообще, может обидеться и уйти. Одним словом: фольклор.
Выбирайте — детский сад или фольклор, где вашему эгу будет удобнее? Однако, если Анна спросила бы у меня, то я бы предпочёл детский сад. С учётом знания Анны ямбов и хореев, я бы предпочёл уже близкий к школе период. А то и школьный. Младшие классы: 1, 2, 3... На выбор. Выбирайте:
"Кровь моя — секунда в этом бое.
Кровь моя, пролейся в свет зари.
Мать моя, открой лицо родное.
Мать моя, молю, заговори." (К. Бальмонт)
1. Размер стихотворения?
2. Доказательство названного размера?
Рихард Мор 2 27.11.2018 15:01 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.11.2018 15:14 Заявить о нарушении
Я вообще веселая и жизнерадостная, по натуре. Просто время такое.
Я читала Вас. Мне очень нравится Ваша поэзия и у Вас очень красивый голос. Его можно долго слушать.
Окей. Метр, ритм, кажется, я поняла. Метр – это размер (ямб или хорей, или дактиль, амфибрахий), альтернанас (мужская или женская рифма), а про схему я не очень поняла.
Стопа - это как бы слоги, да? Стих написан ямбом…
Нарушения…
Я читаю:
«Тибет, обитель ДАлай лам»
«Там песней гималайских гор
красавице тибетский вор
слыштся этот» (букву «и» как бы пропускаю). Ну говорят же так люди, иногда? :-) Но я поняла, о чем Вы.
«Ту ее» - имеется в виду ту самую дикарку. Она же не одна в стойле стоит.. Там и другие лошади. Но Ваша догадка верна, можно трактовать и как ту ее часть тела.
Потом, опять шло про ямб… Вы писали… Ямб. Хорошо.
Я пока отправляю, и иду читать второе Ваше сообщение и потом на него отвечу :-) Рихард и еще раз спасибо огромное!!
Анна Иделевич 27.11.2018 19:18 Заявить о нарушении
Рихард, а почему такие отклонения/нарушения недопустимы? Я имею в виду, что страшного в нарушении законов стихосложения? Есть ли примеры такой «вопиющей самовольности» :-) у великих поэтов?
Продолжаю отвечать на второе послание. Рихард, я не дружу с математикой и люди, умеющие с легкостью, в виртуозностью жонглера обращаться с цифрами, вызывают у меня неподдельный восторг. Я не глупа, у меня четыре высших образования, предрасположенность к мании величия и наряду с ней к синей меланхолии. Однако, я чувствую себя уверенно, и поэтому не стесняюсь задавать вопросы… Я такое состояние воды – капризное песчаное русло, после продолжительного бездождия, загроможденное мелями :-) Впитываю в себя внимание и знания.
Я отношусь с большим уважением к специалистам и благодарна Вам. Я сложный и благодарный ученик. Вот :-)
Вы только не воспринимайте мои сопротивления за неуважение. Это свойство характера.
Отправляю и читаю третью часть….
Анна Иделевич 27.11.2018 19:53 Заявить о нарушении
Речка, распухшая от слёз солёных (Петрарка/Мандельштам) — Wikilivres.ru
http://wikilivres.ru/Речка,_распухшая_от_слёз_солёных_(Петрарка/Мандельштам)
========================
Valle che de' lamenti miel se' piena..
Речка, распухшая от слёз солёных,*
Лесные птахи рассказать могли бы,
Чуткие звери и немые рыбы,**
В двух берегах зажатые зелёных;***
Дол, полный клятв и шопотов калёных,***
Тропинок промуравленных изгибы,
Силой любви затверженные глыбы*
И трещины земли на трудных склонах —
Незыблемое зыблется на месте,
И зыблюсь я. Как бы внутри гранита,****
Зернится скорбь в гнезде былых веселий,
Где я ищу следов красы и чести,
Исчезнувшей, как сокол после мыта,
Оставив тело в земляной постели.
Декабрь 1933 — январь 1934
========================
_______________________
НЕ ЯМБИЧЕСКИЕ СТРОКИ (относительно ямба, это нарушение изометризма — метра).
1. ДОПУСТИМЫЕ (***):
"В ДВУХ берегах зажатые зелёных;
ДОЛ, полный клятв и шопотов калёных,"
1_оо1о1ооо1о
1_0о1о1ооо1о
2. ТЕРПИМЫЕ (но не здесь *):
"РЕЧКА, распухшая от слёз солёных,
СИЛОЙ любви затверженные глыбы"
1о_о1ооо1о1о
1о_о1о1ооо1о
3. НЕДОПУСТИМЫЕ (**):
"ЧУТКИЕ звери и немые рыбы,"
1оо_1ооо1о1о
_________________
ДИАСТОЛА В ЯМБЕ (нарушение изотонизма — ударности внутри размера ****):
"И зыблюсь я. КАК бы внутРИ гранита,"
о1о1/0оо1о1о
"КАК бы внутРИ" — в контексте: Д2м, в тексте — диастола (расширение) после ощутимой цезуры/. Читается не "как_БЫ" о1, а правильно "КАК_бы" 1о. При динамизме ямба, составное слово "как бы", в принципе НЕ ударяется и работает в связке со словом "внутри", образуя одно составное слово "как_бы_внутРИ" 0_о_о1 с ударением на последнем слоге:
"И зыблюсь я. Как бы внутРИ гранита,"
И вижу я — неугодИЛ граниту.
о1о10оо1о1о
о1о1ооо1о1о
Однако, это не значит, что нарушения изотонизма нет. Оно есть. И Мандельштам, это понимал. Хорошо — должен был понимать. Как понимаю я, когда у меня есть подобные строки. Или другие — с нарушениями в двухсложной силлаботонике. И ему не надо было чертить никаких схем, чтобы это понять. Как и мне, чтобы это почувствовать. Или принять решение — оставить или нет. Другое дело, при критике — объяснять необходимо со схемами. Всё. Теперь,
__________________
НАРУШЕНИЯ АННЫ. Ещё раз. Это констатация факта. Не понимаю, что Анна хочет — я же всё сказал: главное — ритм. Нарушения ритма, в первом случае нет, во втором, заметно качнуло. Однако, с сокращением (разницы никакой — и Вы правы, благодаря РИ, строка — скороговорИт: "слыштся этот" — немного есть), но это всё равно нарушение изометризма. Ибо получается Х2 1о1о. Но вопрос, опять же, не в том, что это нарушение, а в том, знала ли Анна, что в этой строке, что-то не так? И если да, то почему оставила? Элементарно! Анна, ну не переживайте Вы так, — всё нормально. Кстати, вот пример Вашего "выпадания" у Мандельштама:
Дол, полный клятв и "шоптов" калёных, — "слыштся этот", небольшое сходство есть.
ПО ПЕРВОМУ ЕЩЁ СКАЖУ. Анна, Вот что Вы такое пишете — какой "дАлай"? Объясню по-другому:
Академик Шенгели пишет: "Пушкин всё же разрешал себе неверные ходы. У него встречаем:
Несётся в гору во вЕсь дУх...
где первый слог спондея занят односложным словом, но ему предшествует слитный с ним предлог. Современная Пушкину
критика указывала на эту строку как на ошибочную; Пушкин же утверждал, что здесь спондея вообще нет, что слово "весь" — проклитика, и предлагал такую схему строки: -+/-+/--/-+.
"
Говоря более человеческим языком, у Пушкина, та же ситуация, что и у Вас:
"Тибет. Обитель далАй-лАм"
"Несётся в гору во вЕсь дУх..."
о1о1оо01
о1о1оо01
И у Пушкина, и у Вас, нарушение изотонизма. Но нарушения ритма — нет. Хотя у Пушкина чувствительно на "во". Но Пушкин, правильно сказал — это проклитика — и у Вас и у него: "далай_ЛАМ", "во_весь_ДУХ". Где слова "далАй" и "во_вЕсь" теряют свои ударения и примыкают к словам "Лам" и "дух" — на которые приходятся ударения: "далай_ЛАМ", "во_весь_ДУХ".
Однако, ещё раз повторяю, не надо устраивать "большие глаза" о нарушении изотонизма — оно есть. Вот есть и всё. Нет таких слов: "дАлай" и "вО_весь". Однако, главное это ритм. Сколько мне ещё раз повторять? И, как мы видим, Пушкин, чтобы объяснить критикам, мог разговаривать с ними языком схем. А Вы, пока не можете. От этого "большие глаза". И не только у Вас. Ну так знайте! Что я ещё могу сказать? Как-то же надо понимать, что ты пишешь? Ну хоть немножко?
Пээс: Отвечал пока по существу. И да, насчёт "основных проблем стиха, когда ямб перестаёт быть ямбом" — это, исключительно Ваши слова. Я такого не говорил. Основная проблема, если она есть не у стиха, а всегда у пиита. Вы, должны чувствовать нарушения, которые могут быть в ямбе, в силлаботонике и в принципе в любом роде стиха. Чтобы уметь их анализировать и принимать решения. Хотя бы элементарные: допустимо/не допустимо.
Рихард Мор 2 27.11.2018 21:55 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.11.2018 22:12 Заявить о нарушении
Я не спорю… Отвечая по порядку, там, где прервались, мне наверно легче всего дастся вариант фольклора. То есть, на примере конкретных стихов – классиков, моих или Ваших, рассматривать случаи нарушений и отклонений от правил. Именно эти нетипичности помогут, как сказать…обострить слух, да?
Хотя, я все равно, когда читаю, то читаю: ТибЕт, обитель дАлай лАм, развЕшенные по столбАм… :-) Но вы не забывайте, что читаю с акцентом.. И говорю немного протяжно.
Ага..усвоила новый термин – «сокращение». И «изотонизм».
Рихард, а почему Вы в стихах пишите «што», а в остальной письменной речи «что, чтобы..»?
Анна Иделевич 27.11.2018 22:33 Заявить о нарушении
1оо1 — расширение.
о11о — сужение, сокращение.
Чтобы ломать, не обязательно знать. А где-то лучше и не знать — когда приспичит: сломаете. И услышите. И будете анализировать. А потом и узнаете. Если захотите. Другое дело что, знание, зиждется на терминах и схемах. Ещё раз повторяю, Пушкин, не махал руками перед критиками показывая свой поэтический дар. Он, говорил и показывал, — языком терминов и схем. У Вас есть слух и чувство слова. Не спорю. Но знание зиждется на терминах и схемах. К этому у Вас нет ничего, — даже движения. Ну и как Вы собираетесь рассматривать случаи нарушения и отклонения в стихах классиков и других поэтов? Не, ну я в микроскоп тоже могу смотреть... — понимаете? То есть пока к Вам не пришло чувство "знать" лучше использовать то, что есть. А то, что у Вас есть — не каждому дано. Это высокий уровень.
Насчёт чтения и акцента. Хорошо. Но я Вам тогда говорю, как я читаю. А у нас читают: ДалАй-лАма. Может быть это не правильно, но так есть. В любом случае, "во вЕсь дух", точно правильно.
Есть тут такой автор, Антиквар http://www.stihi.ru/avtor/antikvarius полистайте. Дядько, он, образованный. Только помните, стопа ИЗМЕРЯЕТ метр.
Анна, зачем Вы читаете стихи стогодней давности? Што — это разговорное. От дурости писал. Улыбаюсь. А от чего писала Цветаева — непонятно. Это я позже узнал. Правда, в каких стихах она использовала это "што" не помню. Но точно писала! Вот тебе и... Думай. Так или иначе, всё пишут всё. А почему, поди знай.
Рихард Мор 2 28.11.2018 18:00 Заявить о нарушении